Права и свободы человека и гражданина — одна из важнейших правовых категорий любого демократического государства, с помощью которой определяется место, занимаемое личностью в системе общественных отношений, ее права, свободы и обязанности. Пристальное внимание к основным подходам прав и свобод человека и гражданина, в целом правового статуса личности позволяет выделить и осветить ряд иных правовых проблем, глубже взглянуть на уже исследованные области и сделать выводы, которые бы, возможно, позволили внести определенную ясность в некоторые аспекты развития демократических институтов в России.
Стоит обратить внимание на то, что в науке существуют два противоположных, взаимоисключающих подхода к соотношению понятий «правовой статус» и «правовое положение» как категории института прав и свобод человека и гражданина.
Ряд авторов настаивает на том, что данные термины синонимичны, равнозначны, тождественны, взаимозаменяемы; употребление того или иного термина зависит от собственных исследовательских предпочтений, поскольку в них вкладывается один и тот же смысл, а так же являются характеристикой института демократии. Данные авторы настаивают на отсутствии теоретической или практической обоснованности выделения двух самостоятельных понятий, а также на отсутствии законодательного разграничения употребления двух понятий. По мнению Матузова Н. И. «эти понятия равнозначны и всякие попытки их разграничения выглядят искусственными, неубедительными» [1, с. 52–53]. Данного подхода придерживаются, например, Л. Д. Воеводин, Н. И. Матузов, В. М. Корельскийи В. Д. Перевалов, которые признают категории «правовое положение» и «правовой статус» «в качестве синонимов и определяют правовой статус личности как правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством, а так же как характеристика развития демократии в стране». [2, c. 549] В. М. Корнуков настаивает на том, что «…при всей убедительности доводов авторов в пользу различия понятий «правовое положение» и «правовой статус» и определенной уместности, такое решение может только усложнить понимание сути вопроса» [3, c. 16].
Другая позиция основывается на том, что «целесообразно и корректно выделять два самостоятельных понятия — «правовой статус» и «правовое положение», которые могут быть соотнесены как «часть» и «целое»: правовой статус является составной частью правового положения, его сущностным «ядром»» [4, c. 11].
Существует и третья точка зрения, суть которой сводится к введению совершенно нового термина для обозначения понятия правового статуса личности. В качестве такого термина предлагается, например, ввести понятие «правового комплекса гражданина» [5, c. 217]. Данный термин представляется довольно спорным с содержательной точки зрения, поскольку не выводит категорию на качественно новый уровень осмысление, не отражает сущности обозначаемой категории, а наоборот, порождает дополнительную терминологическую неясность и неточность. Данный термин открыт для критики, начиная уже с самой формулировки, поскольку употребление понятия «комплекс» не вполне отвечает фундаментальному смыслу, вкладываемому в категорию правового статуса личности.
По моему мнению, именно набор прав, свобод и обязанностей личности их реализация в государстве позволяет признать основным содержанием правового статуса, позволяющим осмыслить сущность прав и свобод и определить элементный состав его конструкции. Такой подход позволяет четко выделить структуру правового статуса прав и свобод человека и гражданина избежать ряда опасностей, которые могут возникнуть при чрезмерном расширение объема содержания прав и свобод, которое действительно является проблемой, поскольку создает угрозу девальвации смыслового ядра правового статуса, «разбухания» конструкции правового статуса, теоретической и практической неопределенности и путаницы.
Элементы правового статуса личности следует соотносить с правами, свободами и обязанностями человека, как характеристикой демократических процессов. Таким образом, возможно, обозначить следующую структуру правового статуса личности:
- Права, свободы, обязанности личности — как неотъемлемый, содержательный, смысловой элемент, составляющий основу прав и свобод человека и гражданина;
- В качестве элементов, предшествующих правовому статусу личности, возможно выделить такие, как: а) гражданство (для приобретения части от общего набора прав, свобод, обязанностей личности во всей их полноте); б) общую правоспособность (как характеристику личности, способной иметь субъективные права и нести юридические обязанности) в) правовые принципы, как основополагающие фундаментальные идеи, выражающие сущность права, в том числе, идеи справедливости, формального равенства, свободы и неотъемлемости прав и свобод;
- К послестатусным элементам можно отнести: а) юридическую ответственность; б) юридические гарантии (как гарантии реализации и функционирования конструкции правового статуса личности).
При осуществлении лицом своих прав ненадлежащим образом, с явным злоупотреблением, могут нарушаться уже права и свободы другого гражданина, что не может являться допустимым. Для этого и должны существовать гарантии прав и свобод, чтобы подвергнуть лицо, злоупотребившее своими правами ограничениям, какие закреплены в законодательстве, только для того, чтобы обеспечить восстановление прав другого лица, а также их соблюдения, уважения и признания.
Драматизация прав и свобод человека и гражданина заключается в том, что «демократию невозможно положительно преобразовать путём её разумного ограничения, но оставаясь при этом в узких рамках её мировоззренческой парадигмы, заданного ею же самой способа формирования государственно-властных структур и решения общественно значимых вопросов» [6, c. 219]. Другими словами недостатки демократии нельзя преодолеть, действуя исключительно лишь в рамках столь привычного правоведам формально-юридического подхода.
В этой связи, при осуществлении государством своих прав ненадлежащим образом, с явным злоупотреблением, могут нарушаться уже права и свободы гражданина, что не может являться допустимым в демократическом государстве. Для этого и должны существовать Конституционные гарантии прав и свобод, а так же меры конституционного контроля, чтобы не допустить злоупотребившее со стороны не только органов и должностных лиц, но и самого государства. В связи с чем, конституционное закрепление института прав и свобод человека и гражданина, выступает как обеспечительная мера восстановление прав лиц в случае их нарушения, а также их соблюдения, уважения и признания со стороны государства.
Разумеется, для того, чтобы успешно осуществлять гарантии конституционных прав и свобод гражданина, нужно обладать достаточно высоким уровнем правовой культуры, которая сведет правовой нигилизм к минимуму, что поможет гражданам лучше знать свои права и обязанности, а также успешно их реализовывать. Однако, для этого необходим еще целый ряд факторов и механизмов, выражающихся в гарантиях, которые будут способствовать осуществлению прав.
Следует сказать, что среди авторов научных работ нет одинакового подхода к понятию гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина. Причина заключается в обширности прав, провозглашенных государством, а также в широте спектров их осуществления.
По мнению автора А. Н. Гайнетдтнова, нет единства среди научных деятелей, относительно гарантий. Часть правоведов считают гарантии конституционных прав и свобод конкретными средствами, которые обеспечивают осуществление данных прав. Другие авторы считают данные гарантии определенными условиями. «Одни авторы под гарантиями понимают определенные средства, другие — условия, третьи — способы, факторы, четвертые — меры, обеспечивающие возможность реализации, охраны и защиты прав» [7, c. 24], — повествует автор. То есть, подтверждается неопределенность взглядов относительно определения гарантий конституционных прав и свобод.
Согласно мнению А. С. Мордовца гарантии это «…система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов» [8, c. 29].
В. А. Лысаков имеет схожее представление о гарантиях конституционных прав и свобод. Под ними он понимает совокупность политических, социально-экономических, юридических условий, способов и набора средств, которые направлены на их осуществление, защиту и восстановление. Л. Д. Воеводин схож с мнением Лысакова. Он, также полагает, что гарантии относятся к средствам и условиям, которые, фактически, занимаются осуществлением защиты и охраны прав граждан.
Среди гарантий Я. А. Князев выделяет конституционные гарантии, которые относит к юридическим, занимающим важную позицию. У него несколько взглядов, касательно определения. Конституционные гарантии можно определить как разновидность юридических гарантий, закрепленных в положениях Конституции; как систему процессуальных прав, закрепленных в Конституции, предназначенную для обеспечения защиты материальных прав и свобод; указанные в Конституции правозащитные субъекты их деятельность; прописанные в Конституции исключения, позволяющие ограничивать права и свободы человека и гражданина в определенных случаях [9, c. 618].
Н. М. Альханов понимает под гарантиями систему, состоящую из специальных правовых средств, при реализации которых, образуются равные возможности у человека осуществлять свои права и свободы [10, c. 240]. Данные функции носят не только карательную основу, в виде пресечения нарушения прав и наказания виновного, но и правовосстановительную тоже.
Таким образом, неопределенность в понятии гарантий заключается в множественности прав и свобод человека, а также способах реализации и защиты, которые охватывают данные гарантии. Существуют разные виды гарантий: Юридические, социально-политические, духовные, социально-экономические. Все они представляют, как я уже говорил, гарантии и каждые из них содержат свое понятие и способы их реализации. Поэтому на мой взгляд, наиболее удачной и точной формулировкой гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина будет — система социальных, политических, экономических, культурных и иных прав, а также методов, способов, средств, обеспечивающих их реализацию и защиту, прописанных в Конституции Российской Федерации, конституционных и федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, международно-правовых договорах.
Обращу внимание еще на один концептуальный подход в развитии прав и свобод человека и гражданина в России, а именно цифровизацию. Исходя из статьи 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Исходя из этого, охраняемыми со стороны государства являются и цифровые права и свободы человека. Учитывая, что практически все население страны в той или иной мере включено в систему обусловленных информационными технологиями отношений, рассмотрение обозначенных демократических ценностей является крайне актуальным направлением развития демократии.
Цифровизация прав и свобод непосредственно влияет и на сферу демократизации общества. Между различными субъектами правоотношений возникают новые социальные взаимосвязи:
1) субъектами которых являются виртуальные или цифровые «личности»;
2) связанных с юридически значимой идентификацией личности в виртуальном пространстве;
3) возникающих в связи с реализацией прав человека в виртуальном пространстве (право на доступ в Интернет, право на забвение, право на «цифровую смерть»; и др.);
4) ориентированных на применение робототехники;
5) складывающихся по поводу нетипичных объектов — информации, цифровых технологий (финтех, регтех и др.), создаваемых посредством применения новых цифровых сущностей (криптовалюты) и объектов материального мира, а также связанных с использованием и оборотом того и другого [11, c. 82–102].
Таким образом, информационные технологии породили свою собственную сферу права, которую можно определить как динамичную, гибкую и неизведанную область практики, где правила находятся достаточно далеко от процесса своего окончательного формирования. Сфера цифровых прав представляет собой фактически смесь теории и практики, взятых из различных сфер — интеллектуальной собственности, гражданских и политических свобод, уголовного, гражданского, административного, международного и иных отраслей права.
Литература:
- Матузов Н. И. Правовая система и личность. — Саратов, 1987. С. 52–53.
- Теория государства и права: учеб. для вузов / под ред. проф. В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. М.: НОРМА, 2001.
- Корнуков В. М. Конституционные основы положения личности в уголовном судопроизводстве. Саратов, 1987.
- Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. — М.: Норма, 2008.
- Александрова З. К. Теоретические вопросы правового статуса граждан зарубежных социалистических стран Европы: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Свердловск, 1975 С. Теория государства и права: учеб. для вузов / под ред. М. М. Рассолова, В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, закон и право, 2020.
- Керимов А. Д. Демократия: опыт критического анализа. М.: НОРМА, 2019.
- Гайнетдинов А. Н. Конституционные гарантии защиты прав и свобод граждан от неправомерных действий (бездействий) субъектов правоохранительной системы Российской Федерации. Ростов н/Д., 2004г.
- Мордовец А. С. Гарантии прав личности: понятие и классификация. М., 1996г.
- Князев Я. А. Особенности конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Краснодар, 2022 г.
- Альханов Н. М. Анализ юридических гарантий социального государства. Краснодар, 2023 г. № 11.
- Хабриева Т. Я., Черногор Н. Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 1. С. 85–102.