Гармония между логикой и творчеством у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (550) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 17.12.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Ширяева, В. С. Гармония между логикой и творчеством у детей дошкольного возраста / В. С. Ширяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 51 (550). — URL: https://moluch.ru/archive/550/120697/ (дата обращения: 18.12.2024).

Препринт статьи



Ключевые слова: головной мозг, межполушарное взаимодействие, упражнение, мелкая моторика, детский сад, левая рука, моя работа.

Я — педагог-психолог в детском саду. В современном мире, полном стремительных изменений и разнообразных вызовов, роль педагога-психолога в детском саду приобретает особую значимость. Каждый день я сталкиваюсь с удивительными детьми, которые обладают уникальными способностями и потенциалом. Моя работа направлена на то, чтобы помочь им раскрыть свои таланты, научиться адаптироваться к окружающему миру, и подготовить их к обучению в школе. Особое место в моей работе занимает развитие межполушарного взаимодействия у детей, так как для оптимального обучения нам необходимы оба полушария, работающие вместе в равной степени. Отсутствие слаженности в работе полушарий головного мозга — частая причина трудностей в обучении детей.

Традиционные методы обучения, в основном ориентированы на левополушарное восприятие информации (логику, анализ), не всегда позволяют в полной мере раскрыть потенциал правого полушария, отвечающего за образное мышление, интуицию и творчество.

Так что же такое межполушарное взаимодействие? Это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему. Левое полушарие мыслит логически, правое — творчески. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребенка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Таким образом, они напрямую влияют на обучаемость ребенка, его достижения и успехи во всех видах деятельности.

В течение нескольких лет, проводя психологическую диагностику готовности детей к обучению в школе, расстраивалась из-за низких результатов на начало учебного года. В связи с этим возникла потребность мною разработать и составить программу «СуперУм» по развитию межполушарных связей для подготовки детей к успешному школьному обучению. Занятия проходят в увлекательной форме, что способствует повышению мотивации и интереса детей к учебному процессу.

В своей работе использую упражнения по формированию межполушарного взаимодействия, нейродорожки, нейроклассики, графические упражнения, картинки «Обводилки», межполушарные доски, ручные и ножные балансиры, нейрогимнастику, кинезиологические упражнения, различные нейроигры, тренажер «координационную лестницу».

Работа начинается над правой, затем над левой рукой, а потом двумя руками одновременно. Таким образом, в работу включаются оба полушария головного мозга, активно функционирует мозолистое тело, благодаря чему происходит их взаимодействие. Кроме этого, такие упражнения влияют на синхронизацию работы глаз и рук.

Упражнения с досками начинается сначала против часовой стрелки, либо движения рук к центру, к концу лабиринта, затем — по часовой, либо от центра, к началу лабиринта. Движения могут осуществляться бегунками, палочками, пальчиками, если текстура выпуклая. Для усложнения материала, можно использовать разные доски (разнонаправленные движения).

Ручные балансиры помогают ориентироваться в пространстве, понять направления — вперед-назад, вправо-влево, между, над-под, по диагонали. Игра тренирует мелкую моторику, координацию, ритм, усидчивость, концентрацию внимания и логическое мышление.

Графические задания построенные на основе активизации визуального (зрительного) и тонкомоторного взаимодействия. Принцип работы от — простого к сложному. Продуктивными занятиями активизирующие анализаторные системы и подкорковые отделы головного мозга, являются задания на прорисовку одновременно двумя руками, на листе бумаги, в воздухе или на песочном планшете, одинаковых фигур, а затем и разных.

Нейрогимнастика — система упражнений, направленных на стимуляцию работы головного мозга и улучшение передачи информации между полушариями. Такие упражнения как «Ленивые восьмёрки» (рисование в воздухе знака бесконечности поочередно каждой рукой и двумя руками одновременно), «Перекрестный шаг» (одновременное касание левой рукой правого колена и наоборот),

Кинезиологические упражнение — это комплекс движений, который позволяет усилить межполушарное воздействие, создать нейронные связи и улучшить работу всего головного мозга, Упражнения снижают утомляемость, а также усиливают способность к произвольному контролю.

Упражнения можно проводить в различном порядке и в разном сочетании, но главное требование, четкость выполнения задания. Каждому упражнению отводится не более двух минут. Кинезиология способствует развитию мелкой моторики и относится к здоровьесберегающей технологии.

Также использую тренажер « Координационная лестница » , который способствует развитию координации движений ; внимания, памяти, умения соотносить действие и слово, чувства ритма, сообразительности, повышает самооценку и уверенность в своих силах, навыки саморегуляции и самоконтроля.

Так как развитие межполушарного взаимодействия должно быть постоянным и систематическим, стала внедрять некоторые упражнения в коррекционно-развивающие занятия по разным направлениям. Организовала пространство в ДО, где дети могут в любое время развивать свои межполушарные связи.

Делюсь своим опытом с коллегами, провожу семинар-практикумы, мастер-классы. Тем самым знакомлю педагогов с использованием нейропсихологических технологий, проработать последовательность действий и приемов стимуляции головного мозга, а так же повысить мотивацию в овладении нетрадиционных методик, и применению их в образовательной деятельности.

Представляла опыт в VII региональном конкурсе презентаций профессиональных достижений «Формула успеха», где стала призером, а так же участвовала в региональном этапе «Воспитатели России 2024» и заняла 3 место.

Таким образом, реализуемая мной работа способствует повышению уровня сформированности психофизиологических механизмов межполушарного взаимодействия, общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста. А самое главное улучшились показатели диагностики готовности детей к обучению в школе.

Я верю, что, поддерживая гармонию между логикой и творчеством, я помогаю детям стать более разносторонними и уверенными в себе личностями.

Литература:

  1. Хомская Е. Д. Нейропсихология. СПб: Питер, 2005.
  2. Хомская Е. Д., Привалова Н. Н., Ениколопова Е. В. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. М.: МГУ, 1995.
  3. Ахмадуллин Ш. Т. Рисование двумя руками. Тренировка интеллекта вашего ребенка.
  4. https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1734267069&tld=ru&lang=ru&name=Psixologicheskij_vestnik_Mezhpolusharnoe.


Задать вопрос