В статье рассматривается роль инновационных технологий в образовательном процессе высшего учебного заведения. Автором подчеркивается важность интеграции инновационных технологий как средства гуманизации и личностной ориентации обучения, повышения мотивации и вовлеченности студентов в учебный процесс. В работе приводятся конкретные примеры использования данных технологий на занятиях русского языка на неязыковых специальностях в высшей школе.
Ключевые слова: инновационные технологии, высшая школа, преподавание, обучение, интеграция, неязыковые специальности.
Современное общество стремительно меняется, а образование, будучи его важнейшим элементом, должно идти в ногу со временем. Инновационные технологии проникают во все сферы жизни, и преподавание русского языка в высшей школе не является исключением.
К началу XXI века инноватика в образовании сформировалась как новая отрасль научно-педагогического знания, изучающая новую практику образования. Сегодня педагогическая инноватика — это сфера науки, «учение о создании педагогических новшеств, их оценке, освоении педагогическим сообществом и использовании на практике» [1].
В научной литературе понятие «инновация» часто отождествляется с такими понятиями как «нововведение», «новшество»: А. В. Хуторской отмечает, что инновацией часто называют нововведение — целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое [2].
М. М. Поташник и О. Г. Хомерики же разграничивают данные понятия: «новшество — это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т. п.), а инновация — это процесс освоения этого средства» [3].
В. С. Лазарев считает, что по своему смыслу инновация и нововведение — это тождественные понятия. Он рассматривает нововведение (инновацию) как внедренное (освоенное) новшество. Следовательно, если новшество — это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация) — это реализованное изменение, ставшее из возможного действительным [4].
М. Ю. Олешков и В. М. Уваров, понимая под инновационными педагогическими технологиями нововведения в образовательной области, отмечают, что данный процесс ведет к перестройке образовательного процесса в плане реализации принципов гуманизации, гуманитаризации и личностной ориентации обучаемых [5].
Из данных определений можно сделать вывод о том, что инновационные педагогические технологии представляют собой значительный шаг вперёд в развитии образования, поскольку они интегрируют последние достижения в области дидактики и психологии обучения.
Одним из наиболее распространенных способов использования инновационных технологий в обучении русскому языку является использование онлайн-ресурсов и программ, к примеру, приложения Duolingo, Скороговорун, Грамотей, Глазарий языка; сайты Грамота.ру, КартаСлов.ру; онлайн-курсы Coursera, Универсариум, Лекториум; онлайн-словари и т. д. Такие ресурсы не только увлекательны для студентов, но и позволяют им обучаться в любое удобное время и в любом месте.
Еще одним способом интеграции инновационных технологий в преподавании русского языка является использование проектных методов обучения, игровых технологий, методов обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа), проблемного обучения, методов активного обучения, а также мультимедийных материалов.
Приведем примеры использования инновационных технологий на занятиях русского языка на неязыковых специальностях в высшей школе. Так, при изучении темы «Публицистический стиль речи» студентами были выполнены следующие задания:
- Создание видеоролика-рекламы «Выбирайте Кызылординский университет имени Коркыт Ата!». Условие задания: текст должен быть информативным, эмоционально заряженным и мотивирующим к действию.
- Прием «Займи позицию». Студентам была предложена тема для обсуждения «Влияние гаджетов на образование: благо или зло?». Группа была разделена на две команды, каждая из которых отстаивала свою точку зрения.
- Работа в малых группах «Публицистическая мастерская». Студентам предложены несколько текстов с ошибками в публицистическом стиле (смешение стилей, отсутствие эмоциональности, призывности, некорректное использование терминов, нелогичность построения фразы, отсутствие фактов). Обучающиеся разделились на группы, каждая из которых должна стать редакционной коллегией и осуществить редактирование предоставленного текста.
- Проведение ролевой игры — телешоу «Герои среди нас». У каждого студента свои «роли»: один выступает в роли журналиста, другие — в роли приглашенных гостей, остальные — в качестве зрителей студии. «Приглашенными гостями» были работники противопожарной службы, ЧС, хирурги, психологи. Участники телешоу «Герои среди нас» рассказали о людях, которые оказывают всяческую помощь тем, кто в ней особенно нуждается, которые никогда не остаются равнодушными к чужой беде. В результате этой программы обучающиеся узнали о людях с большим сердцем, о тех, кто всегда спешит на помощь ближним и прониклись к ним большим уважением.
Также на занятиях по теме «Художественный стиль речи» студенты выполнили следующие задания:
- Инсценировка различных произведений. Были продемонстрированы эпизоды по роману «Кровь и пот» А. Нурпеисова, повести «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина, пьесы «Маскарад» М. Ю. Лермонтова.
- Создание буктрейлера к произведению художественной литературы. Были подготовлены буктрейлеры к книгам Дулата Исабекова «Гаухар тас», Шерхана Муртазы «Ай мен Айша», Сабита Муканова «Ботагоз», Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», Дэниела Киза «Цветы для Элджернона».
- Написание продолжения или изменения концовки произведения; создание альтернативной истории главного героя (на выбор). Подобные творческие задания по теме «Художественный стиль речи» позволяют развивать у студентов креативное мышление, творческие способности, а также умение анализировать и интерпретировать литературные произведения.
- Создание подкаста. Студенты должны создать подкаст, посвященный определенному автору и его творчеству. В итоге ими были созданы два подкаста: «Роман «Преступление и наказание» и современность: актуальность проблем», где студентами была проанализирована актуальность поднятых Ф. М. Достоевским тем в современном мире; «Судьба аральских рыбаков в романе «Кровь и пот» А. Нурпеисова», в котором описали быт и жизнь простых тружеников.
В целом полученные результаты оказываются более чем удовлетворительные. В ходе проведенной работы было установлено, что использование инновационных технологий на занятиях русского языка в вузе значительно повышает эффективность образовательного процесса. Результаты работы показали, что студенты, вовлеченные в процесс обучения с использованием новых технологий, демонстрируют более высокий уровень мотивации, заинтересованности и усвоения материала.
Таким образом, интеграция инновационных технологий в преподавании русского языка в высшей школе открывает перед студентами новые возможности для эффективного обучения и совершенствования языковых навыков.
Внедрение инновационных технологий в преподавание русского языка — это неотъемлемая часть современного образовательного процесса. Это позволит повысить качество обучения, сделать его более интересным и мотивирующим для студентов.
Литература:
- Юсуфбекова Н. Р. Педагогическая инноватика: возникновение и становление. — Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», № 4 (14), 2010. — С. 8–17.
- Хуторской А. В. Методология инновационной практики в образовании. Монография. — М., 2021. — 162 с.
- Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника и B. C. Лазарева. — М.: Новая школа, 1995. — 105 с.
- Лазарев, В. С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия / В. С. Лазарев, Б. П. Мартиросян // Педагогика. — 2004. — № 4. — С.15.
5. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины [краткий терминологический словарь] / М-во образования Российской Федерации, Нижнетагильская гос. социально-пед. акад., Каф. рус. яз. Каф. методики технологиии и предпринимательства; [Олешков М. Ю., Уваров В. М.]. — Москва: Компания Спутник+, 2006. — 189 с.