В статье поднимается необходимость в определении баланса свободы мысли и слова с использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей, а также всемирной сети «Интернет» по вопросам противодействию публичным призывам к осуществлению экстремистской деятельности.
Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, свобода мысли и слова, публичные призывы.
Вследствие процессов глобализации и информатизации современное общество сталкивается с разнообразными сложностями. Появились совершенно новые виды преступлений и методы их совершения, включая использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей, а также всемирной сети «Интернет».
Сегодня каждый человек, независимо от возраста, социального положения и интересов, может воспользоваться всемирной сетью не только для благих целей, но и для осуществления своих преступных замыслов. Это, безусловно, представляет угрозу для жизни и здоровья жителей страны.
Экстремистская активность и призывы к ее осуществлению активно проявляются в общедоступной сети «Интернет» через массовое распространение соответствующих материалов в различных формах.
Чтобы разграничить свободу слова, свободу мысли в контексте противодействию публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, необходимо углубиться в данную тематику.
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации [1], каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Свобода слова согласно части 3 статье 55 Конституции РФ [2] может быть ограниченна Федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства и закреплены в части 2 статьи 29 Конституции РФ, пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Также свобода слова, не должна нарушать права и свободы других лиц (статья 17 часть 3 Конституции РФ)
Анализируя Российский Уголовный кодекс [3], можно заметить целый ряд деяний, ограничивающий свободу слова:
Статья 128.1 УК РФ — клевета, предусматривает санкцию за распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
Статья 148 УК РФ — Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий, предусматривает санкцию за Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих
Статья 205.2 УК РФ — Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма, предусматривает санкцию за Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма.
Статья 280–280.1 УК РФ — предусматривают санкцию за Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
Статья 282 УК РФ — предусматривает санкцию за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.
Статья 283 УК РФ — предусматривает санкцию за организация экстремистского сообщества.
И другие (статья 296, 298.1, 302, 306, 307, 310, 311, 319 УК РФ)
Таким образом Российское право не допускает выражение крайних и радикальных мнений, в том числе дискредитацию Вооруженных сил РФ и органов государственной власти.
Проблема состоит в том, что зачастую критику и выражение мысли признают не столько формой выражения свободы мысли и слова, сколько как экстремистское побуждение и призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Наличие размытого понимания в законодательстве экстремизм (экстремистская деятельность) приводит к привлечению к ответственности граждан, у которых отсутствовали мотивы и цели направленные на данное деяния.
В современном обществе информационно-телекоммуникационных сети, в том числе сети «Интернет» являются основным источником информации и с каждым годом количество активных пользователь растет, что делает данное пространство делает уязвимо — идеологии, крайние и радикальные идеи, экстремистская деятельность и экстремистские материалы. Тем самым балансируя между правом и правонарушением.
Анализируя пространство Интернета, возникает ряд проблем:
1.Определить точные границы свободы мысли и слова, сопряженные с реальными действиями. Необходимо устанавливать наличие умысла лица или лиц, совершающих деяние и осознанность противоправности действия (наличие общественной опасности).
2.Оценка публичности.
Если выражение своего мнения выходит за рамки личной переписки, публичным — число лиц, имеющих доступ неограниченно, то за данные крайние и радикальные высказывания может последовать ответственность.
3.Распространение.
Ответственность граждан за лайки и репосты. 6 октября 2023 года рассматривался законопроект № 403956–8 О внесении изменений в статью 280 УК РФ [4] о введении уголовной ответственности за публичное оправдание экстремизма или пропаганду экстремизма наравне с ответственностью за призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
Согласно проекту, под публичным оправданием экстремизма понимается публичное заявление о признании идеологии и практики экстремизма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании.
Генеральная прокуратура Российской Федерации в случае обнаружения в сети «Интернет» призывов к осуществлению экстремистской деятельности, наделена полномочиями по обращению в органы Роскомнадзора с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информации такого рода [5].
Законодательство также предусматривает внесудебное ограничение доступа к страницам сайтов («зеркало»), содержащим информационные материалы, признанные судами экстремистскими и включенные в федеральный список экстремистских материалов. Также физическое лицо может поспособствовать ограничению данных сайтов («зерка́лов») обратившись в органы прокуратуры, являющемся инициатором судебного решения о признании такой информации запрещенной к распространению, ранее не указанной в резолютивной части судебного решения.
Органы государственной власти, правоохранительные органы и органы местного самоуправления также обладают полномочиями по мониторингу сети Интернет в целях пресечения фактов распространения экстремистских материалов.
Экстремизм как социальное радикальное явление адаптируется к новым условия и приобретает новые черты, способы воздействия на население, рекрутинг.
Таким образом, представляется, что первоочередным направлением государственной политики в указанной сфере должна быть борьба с распространением экстремистских материалов, удаление соответствующего противоправного контента, блокировка сайтов, содержащих данную информацию и лиц, создающих и распространяющих данные материалы с целью идеологически мотивированная деятельность, направленная на подрыв гражданского мира в социуме, основ конституционного строя и безопасности государства, а также на нарушение сложившиеся в обществе правила поведения, обычаи и традиции.
В связи с этим прослеживается необходимость корректировки законодательства и законодательства в сфере публичных призывов к осуществлению экстремисткой длительности, учитывая права и свободы граждан РФ.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/f703218d9357338507052de484404828b3da468e/ (дата обращения: 16.12.2024).
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/1a17ce42ccf66a8cdc73524a84798f90e9f7b63a/ (дата обращения: 16.12.2024).
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.11.2024). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 16.12.2024).
- О внесении изменений в статью 280 Уголовного кодекса Российской Федерации. — Текст: электронный // Система обеспечения законодательной деятельности: [сайт]. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/403956–8#bh_histras (дата обращения: 16.12.2024).
- Противодействие распространению экстремизма в сети «Интернет». — Текст: электронный // Прокуратура Хабаровского края: [сайт]. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_27/activity/legal-education/explain?item=88561778 (дата обращения: 16.12.2024).