Конкурентный анализ в маркетинге мобильных приложений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №51 (550) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 18.12.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Жабин, Е. М. Конкурентный анализ в маркетинге мобильных приложений / Е. М. Жабин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 51 (550). — URL: https://moluch.ru/archive/550/120719/ (дата обращения: 19.12.2024).

Препринт статьи



Описывается важность изучения конкурентов с целью выживания продукта на первых этапах. Рассмотрены вариации конкурентных анализов, которые можно проводить перед началом разработки продукта в формате мобильных приложений.

Ключевые слова: конкурентный анализ, мобильные приложения, маркетинг.

Привлечение заинтересованных пользователей для мобильного приложения — непростая задача. Беспорядок, создаваемый миллионами компаний, атакует потенциальных пользователей практически со всех сторон. Новому приложению сложно пробиться сквозь него и выделиться [1]. Кроме того, охват целевых пользователей может быть дорогостоящим. Для успеха мобильным приложениям требуется убедительное ценностное предложение, а также эффективная маркетинговая стратегия. Для формирования ценностного предложения можно применять конкурентный анализ, как инструмент выявления и формирования преимуществ, а именно, наличия отличительной ценности продукта, [AZ1][ЕЖ2]от продуктов конкурентов.

Термины

Конкурентный анализ — это комплекс исследований, направленных [ЕЖ3][ЕЖ4]на изучение деятельности и положения компаний-конкурентов на рынке. Формат представления данных анализа формируется по цели его проведения [4].

Мобильное приложение — это программное обеспечение, специально разработанное для работы на мобильных устройствах, таких как смартфоны и планшеты [5].

MVP — minimal value product — минимально значимый продукт, который позволяет закрыть первые боли, за что становится ценным [6].

ЦА — целевая аудитория, группируемая по набору потребностей [1].

Проведение функционального конкурентного анализа по мобильным приложениям конкурентов.

Создание продукта в формате программного обеспечения (ПО) может происходить по разным причинам и не всегда с целью продаж, как конечного продукта. Примером может послужить ПО разрабатываемое компаниями для решения внутренних задач. В связи с этим стоит обратить внимание, что мобильные приложения — это ПО, которые решают определенный спектр задач пользователей. Для одноименного списка решаемых болей целевой аудитории пользователей, создаются и поддерживаются различные варианты технических решений. Каждое техническое решение имеет набор функций, которые предназначены для закрытия потребности пользователя. В связи с этим первый анализ, который необходимо сделать перед началом разработки MVP продукта, составить список планируемых функций, и провести функциональный конкурентный анализ.

Для проведения функционального конкурентного анализа необходима минимальная подготовка для понимания кто являются пользователями продукта. Стоит проработать способы нахождения пользователей продукта, как следствие становится понятно, какие продукты, уже имеющиеся на рынке, в магазинах приложений, закрывают такие же боли, что и планируемый продукт.

Результаты функционального конкурентного анализа под собой могут представлять таблицу формата Excel [2], с заполненными по одной из сторон функциями и техническими особенностями, а по другой стороне набор компаний и их продуктов, пример составленный автором функциональный анализ представлен на рис. 1[ЕЖ5][ЕЖ6]. Анализ функции в продукте, можно проводить используя определенную разбаловку, к примеру: для указания полной реализации значение 2, в случае косвенного закрытия боли потребителя функцией 1, в случае отсутствия анализируемой функции 0. При подведении итогов анализа, стоит выделить более узкую целевую аудиторию и для такой аудитории указать, закрываемые ключевые потребности продуктом, для которого составляется анализ.

Пример результатов функционального конкурентного анализа

Рис. 1. Пример результатов функционального конкурентного анализа

Список конкурентов для проведения анализа каждый раз формировался по поисковой выдаче в магазинах приложений. Для поиска конкурентов использовались слова поиска содержащих предполагаемые УТП целевой аудитории. Некоторые из используемых УТП при поиске конкурентов:

– Дневник тренера

– Блокнот тренера

– Тренировки

– Упражнения

– Помощник тренера

– Планировщик занятий

– Журнал тренера и др.

Для составления функционального анализа, скачивались мобильные приложения конкурентов, и выписывались имеющиеся функции в бесплатном режиме, анализировалось и фиксировалось описание платных покупок. Дополнительно при анализе приложений выписывались ключевые слова, используемые при поиске в ASO, пользователями для нахождения приложения. При составлении функционального конкурентного анализа, использовались сервисы:

– https://appmagic.rocks

– https://app.sensortower.com

Другие виды конкурентных анализов

Различие видов анализа будет заключаться по достигаемой цели при получении результатов анализа. К примеру, аналогично функциональному конкурентному анализу, можно провести конкурентный анализ сообществ ВК, пример анализ ВК сообществ, составленный автором рис.2, если планируется продвижение мобильного приложения с помощью «ВК реклама[AZ7][ЕЖ8]» на сообщества. Исходя из данных о компании ВК за 3 квартал 2024 года, аудитория ВК продолжает расти [3], что делает площадку привлекательной, как место публикации продуктовой рекламы. При анализе сообществ можно зафиксировать не только визуальные и фактические отличия, но и подвести итог имеется ли позиционирование продуктов конкурентов на площадках ВК. Можно фиксировать информацию о сообществах по следующим критериям, некоторые из них:

– Наличие сообщества.

– Дата создания.

– Кол-во подписчиков.

– Генеральное УТП.

– Наличие комментариев или обсуждений.

– Наличие приложения в магазинах.

– Кол-во просмотров и др.

Пример результатов анализа сообществ на площадке ВК.

Рис. 2. Пример результатов анализа сообществ на площадке ВК.

Итогом всех конкурентных анализов является выявление конкурентных [ЕЖ9][ЕЖ10]преимуществ и недостатков, планируемого или уже существующего продукта. Определение возможных мест продвижений или новых площадок, для поиска ЦА продукта. Отсутствие проведения конкурентного анализов может прямо влиять на продолжительность цикла жизни продукта и жизнеспособность.

Литература:

  1. Маркетинг мобильного приложения: 13 передовых тактик, которые вам нужно знать. 2023г. [Электронный ресурс]: https://kinsta.com/blog/marketing-a-mobile-app/ (дата обращения: 11.12.2024).
  2. Microsoft Excel. [Электронный ресурс]: https://www.microsoft.com/ru-ru/microsoft-365/excel (дата обращения: 13.12.2024).
  3. Пресс-релиз по результатам за 3 кв. и 9 мес. 2024 [сайт]. — 2024. — URL: https://vk.company/ru/press/releases/11912/ (дата обращения: 10.12.2024).
  4. Конкурентный анализ: посмотреть на других, чтобы показать себя [сайт]. — 2024. — URL: https://practicum.yandex.ru/blog/kak-provesti-analiz-konkurentov/ (дата обращения: 16.12.2024).
  5. Мобильное приложение [блог]. — 2024. — URL: https://www.calltouch.ru/blog/glossary/mobilnoe-prilozhenie/ (дата обращения: 16.12.2024).
  6. MVP: как и зачем создавать минимально жизнеспособный продукт [сайт]. — 2024. — URL: https://practicum.yandex.ru/blog/chto-takoe-mvp-minimalno-zhiznesposobnyi-produkt/ (дата обращения: 10.12.2024).

[AZ1]Запятая лишняя

[ЕЖ2]исправил

[ЕЖ3]Нужно поставить ссылку, если определение заимствовано, аналогичные замечания по остальным

[ЕЖ4]ДОбавил

[ЕЖ5]Обязательно надо описать приведенную таблицу и сослаться на источник или написать «Составлено автором». Пояснить какие источники использовались для получения данных, что показывает эта таблица

[ЕЖ6]Добавил

[AZ7]Запятая лишняя

[ЕЖ8]убрал

[ЕЖ9]Те же замечания, что и к рисунку 1

[ЕЖ10]Добавил выше



Задать вопрос