Настоящая статья посвящена анализу использования информационных технологий в оперативно-розыскной деятельности, фокусируясь на особенностях и вызовах их внедрения. Приведены преимущества использования информационных технологий в процессе сбора и анализа данных, проводятся сравнительные исследования и используются биометрические системы для идентификации лиц. Вместе с тем, выявлены проблемы, связанные с обеспечением кибербезопасности и конфиденциальности данных.
Ключевые слова: информационные технологии, оперативно-розыскная деятельность, кибербезопасность, правоохранительные органы, шифрование данных.
This article is devoted to the analysis of the use of information technologies in operational investigative activities, focusing on the features and challenges of their implementation. The advantages of using information technology in the process of data collection and analysis are presented, comparative studies are conducted and biometric systems are used to identify individuals. At the same time, problems related to ensuring cybersecurity and data confidentiality have been identified.
Keywords: information technology, operational investigative activities, cybersecurity, law enforcement agencies, data encryption.
Новые технологии вошли во все сферы жизни общества. Такие технологии позволили упростить многие процессы, сделать их более быстрыми и эффективными. Такие плюсы новейших технологий логично было внедрить и в деятельности правоохранительных органов, в том числе тех, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью. В деятельности таких подразделений применяется программное обеспечение, обрабатывающие большое количество данных, проводящее хранение и анализ биометрических данных человека, дроны, записывающие устройства телефонных разговоров и сообщений в социальных сетях и многие другие. Так, такие технологии помогают сотрудникам в сборе и анализе доказательств, а также в иных оперативно-розыскных действиях. Однако, несмотря на многочисленные плюсы, внедрение таких технологий несут в себе ряд рисков и недостатков. Так, наибольшее количество вопросов, которые связаны с таким введением, касаются безопасности данных, которые используется в работе с различными технологиями.
В ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указано, что «правом реализации оперативно-розыскной деятельности на территории Российской Федерации, вместе с оперативными подразделениями органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, органов Госнаркоконтроля, наделены и подразделения оперативников органов внутренних дел» [1].
Оперативные подразделения указанных выше государственных органов, играют важнейшую роль при расследовании преступлений, обеспечения безопасности нашей страны. При этом, различным подразделениям может предоставляться разный объем полномочий при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Так, обычно такие подразделения разделяются на те, которым предоставлен полный объем полномочий, а также те, что имеют только ограниченные права на осуществление такой деятельности.
В настоящее время, одной из самых распространенных информационных технологий, которые используются подразделениями оперативно-розыскной деятельности, является программное обеспечение для сбора информации и образцов, сравнения доказательств, собранных при различных следственных действиях. Такое обеспечение помогает сотрудникам обрабатывать большое количество данных, что ускоряет процесс сбора и анализа доказательств по уголовному делу. Кроме того, такие технологии могут обнаружить такие детали, которые человеческому взгляду могут быть недоступны [3].
Еще одной областью применения новых технологий в процессе оперативно-розыскной деятельности, является сбор и анализ биометрических данных. Так, базы данных содержат большое количество информации об отпечатках пальцев, чертах лиц и иных характеристик человека.
Также, информационные технологии применяются при осмотре местности. Так, дроны широко применяются при осмотре места преступления, такими технологиями уже никого не удивить [4].
Звукозаписывающие устройства, а также те технологии, которые позволяют прослушивать телефонные разговоры, читать сообщения в социальных сетях, настолько распространены, что уже не кажутся новыми [5]. Однако такие действия вошли в работу правоохранительных органов также благодаря развитию новейших технологий.
Исходя из вышесказанного, новые технологии активно используются сотрудниками, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Такие технологии несут в себе определенные плюсы, которые объективно упрощают производство таких действий.
Однако, как было указано выше, при внедрении таких технологий особенно актуальными становятся вопросы безопасности тех данных, которые используются и обнаружатся посредством информационных технологий.
Для эффективного противодействия названным угрозам и для обеспечения безопасности данных, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности, необходимо внести изменения в законодательство нашей страны, а именно в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», которые были бы направлены на ужесточение требований по защите киберданных.
Так, по нашему мнению указанный выше федеральный закон должен содержать требования к подразделениям правоохранительных органов, хранить все данные с применением передовых систем шифрования. Данное нововведение предполагает обязательные проверки такого хранения и сертификацию таких систем на соответствие наивысшим стандартам безопасности.
Также, на мой взгляд, в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» необходимо закрепить, какие именно цифровые средства и технологии могут применяться сотрудниками оперативно-розыскной деятельности, установить детальные правила их использования, чтобы также минимизировать риски утечек и неправомерный доступ к таким данным.
Указанные нововведения помогут обеспечить более надежное осуществление оперативно-розыскной деятельности, снизят риски киберпреступлений в сфере хранения и обработки данных, а также повысят доверие общества к деятельности правоохранительных органов. Применение сложных цифровых технологий требует такой же сложной и всесторонней системы защиты.
Литература:
- Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об оперативно-розыскной деятельности» // «Российская газета», N 160, 18.08.1995.
- Волчков И. М. Реализация оперативно-розыскной информации: теоретико-методологические проблемы: монография. Псков: Псков. юрид. ин-т ФСИН России, 2011. 167 с.
- Демина, Р. Е. Информационное обеспечение раскрытия преступлений: пути их оптимизации / Р. И. Демина // Вестник Поволжской Академии государственной службы. 2016. № 3 (16). — С. 83–87.
- Денисов, В. В. Организация информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учебное пособие / В. В. Денисов, Е. Н. Яковец. — М.: Экзамен, 2017. — 170 с.
- Телепнев П. Ф. Научный взгляд на определение понятия оперативно-розыскной информации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. № 1. (69) 2016. С. 135–139.