В статье авторы исследуют идею и опытрешенияместных социально-экономических задач с использованием муниципальных программ. Авторы рассматривают понятие, процесс создания и реализации муниципальных программ, а также проблемы осуществления муниципальных программ органами местного самоуправления для решения местных социально-экономических задач.
Ключевые слова: муниципальная программа, классификация муниципальных программ, значение муниципальных программ, условия и факторы эффективности муниципальных программ.
Муниципальные программы, являющиеся обязательными документами для всех муниципалитетов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации [1], должны, согласно статье 3 Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ, обеспечивать «наиболее результативное достижение целей и решение задач, связанных с социально-экономическим развитием муниципального образования» [2].
Муниципальная программа ‒ это согласованный по ресурсам, ответственным лицам и временным рамкам комплекс мероприятий социально-экономического, организационно-хозяйственного и прочего характера, направленный на эффективное решение экономических, экологических, социальных и прочих задач развития муниципальных образований.
Муниципальная программа может состоять из нескольких подпрограмм , каждая из которых нацелена на решение определённых вопросов в границах самой программы. Разделение программы на подпрограммы происходит, учитывая размах и сложность стоящих задач. На каждой территории муниципального образования в течение определенного времени реализуется различное количество муниципальных программ.
Главные отличия муниципальных программ от федеральных и региональных программ заключаются в основном в небольшом объеме финансирования, в их применении к конкретной муниципальной территории и в четко определенных временных рамках.
В общем, процесс создания и реализации муниципальной программы включает следующие действия :
– выявление проблемных ситуаций, которые нужно решить в рамках данной программы;
– разработка программы и подготовка её паспорта;
– исполнение программы;
– мониторинг достигнутых результатов и оценка эффективности и результативности её выполнения.
По содержанию выделяют различные муниципальные программы:
– производственно-экономические программы;
– социально-экономические программы;
– научно-технические программы;
– инновационные программы;
– ресурсные программы;
– экологические программы.
Классификация муниципальных программ по содержанию является важным инструментом для эффективного управления и планирования развития территорий. Каждая программ направлена на решение специфических задач и учитывает уникальные особенности муниципального образования. Производственные программы ориентированы на развитие производства и инфраструктуры, стимулирование экономического роста и создание новых рабочих мест. Цель таких программ ‒ это повышение уровня конкурентоспособности местного бизнеса, привлечение инвестиций и улучшение условий для предпринимательской деятельности.
Социально-экономические муниципальные программы фокусируются на улучшении качества жизни населения. Они включают в себя меры по повышению доступности здравоохранения, образования, социальной защиты и занятости. Эти программы направлены на сокращение уровня бедности, повышение социальной стабильности и укрепление человеческого капитала. Инновационные муниципальные программы стимулируют внедрение новых технологий и разработку прогрессивных решений, поддерживая научные исследования и развитие стартапов. Такие программы призваны способствовать технологическому прорыву и созданию новых рынков.
Научно-технические муниципальные программы , в свою очередь, поддерживают развитие науки и техники, обеспечивая условия для исследования, разработки и коммерциализации новых идей.
Ресурсные программы занимаются управлением и оптимизацией использования природных и энергетических ресурсов. Они важны для обеспечения устойчивого развития и минимизации экологического воздействия человеческой деятельности. Экологические муниципальные программы сфокусированы на защите окружающей среды, восстановлении экосистем и борьбе с загрязнением. Все эти программы совместно создают основу для комплексного и устойчивого развития муниципальных образований, учитывая разнообразные потребности и потенциалы, присущие каждому конкретному муниципалитету.
Содержание муниципальных программ должно быть тщательно продумано и адаптировано для решения социально-экономических задач конкретного муниципального образования. Каждое муниципальное образование сталкивается с уникальными проблемами, будь то недостаток рабочих мест, проблемы с инфраструктурой или необходимость в улучшении социальной поддержки. Муниципальные программы помогают обновлять транспортную, социальную, коммунальную инфраструктуру, а также повышать уровень качество жизни населения.
Основное значение муниципальных программ заключается в том, что они позволяют определить приоритеты развития территории, а также обеспечить эффективное и целевое использование местных ресурсов.
Некоторые успешные примеры реализации муниципальных программ можно наблюдать в ряде российских муниципальных образований. Эти программы включают в себя разнообразные инициативы: от модернизации инженерной инфраструктуры до поддержки малого и среднего бизнеса, что в свою очередь способствует созданию новых рабочих мест и укреплению экономической базы муниципального образования.
На результативность муниципальных программ оказывает влияние состояние стратегического планирования в муниципальном образовании. Важными условиями реализации муниципальным программ являются правильная организация мероприятий в рамках муниципальных программ, степень проработанности деталей программных действий, распределение ресурсов между различными программами и типами мероприятий, а также их финансирование и прочие аспекты.
Практический опыт реализации свидетельствует о том, что успех муниципальных программ зачастую зависит от нескольких ключевых факторов. Прежде всего, это уровень владения информацией о состоянии дел на вверенной территории, глубокое понимание местных проблем и потребностей жителей, уровень стратегического планирования. Качественный анализ данных помогает выделять приоритетные направления и принимать обоснованные решения о распределении ресурсов.
Вовлечение общественности позволяет учитывать разнообразие мнений и идей, которые могут быть упущены в случае закрытого подхода к планированию муниципальных программ. Это способствует инновационности и гибкости муниципальных программ, делая их более устойчивыми и адаптивными к изменениям. Вовлечение граждан обеспечивает устойчивое развитие, отражает подлинные интересы общества, что особенно важно в контексте современных проблем, с которыми сталкиваются муниципальные образования. Для этого используются инструменты: общественные обсуждения, слушания, социологические опросы, анализ государственных, и региональных программ.
Мониторинг и анализ текущего исполнения программ помогает определить приоритетные направления и проблемные точки для дальнейшего развития муниципальных программ. Руководители профильных подразделений администрации представляют подробные отчёты о реализации муниципальных программ, обозначив достигнутые результаты и существующие сложности.
Таким образом, муниципальные программы, являются обязательными документами для всех муниципалитетов должны обеспечивают «наиболее результативное достижение целей и решение задач, связанных с социально-экономическим развитием муниципального образования». В настоящее время муниципальные программы разрабатываются как инструменты эффективного решения местных социально-экономических задач муниципального образования. Мониторинг и оценка исполнения муниципальных программ позволяют выявить приоритетные области и проблемные моменты для дальнейшего совершенствования муниципальных программ.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 30.09.2024).
- Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. 24.07.2024 г.).
- Стратегическое планирование на местном уровне / Попов Р. А., канд. геогр. наук, Пузанов А. С., канд. геогр. наук — Москва: Фонд «Институт экономики города», 2023, 144 с.