В статье автор исследует потенциал библиотек в воспитании подрастающего поколения в условиях цифровизации. Определены риски и возможности цифровизации, рассмотрено влияние цифровизации на подростков и их воспитание. Обсуждено место библиотеки в новом формате цифровых отношений и меняющаяся роль в воспитании подростков. Предложены практико-ориентированные рекомендации по повышению роли библиотек в сохранении и развитии духовно-нравственных ценностей российских подростков в условиях цифровизации.
Ключевые слова: библиотеки для детей и юношества, воспитание подростков, духовно-нравственные ценности, цифровизация библиотек, возможности цифровизации, риски цифровизации.
В современных условиях новой индустриальной революции, драйвером которой выступает тотальная цифровизация общественных отношений, актуализируется вопрос по поводу роли библиотек в массовом информационном обмене, образовании и воспитании. В частности, возникает дискуссия по поводу места специализированных библиотек для детей и юношества в обновляемой системе воспитания и образования — если, как можно было бы предположить, «всю необходимую информацию» якобы «можно найти» в Интернете, то, в таком случае, не превратятся ли библиотеки в обозримом будущем в точки общественного доступа в Интернет, и не более?
На представленную проблему следует посмотреть и под другим углом зрения. А именно в связи с рисками, которые создает тотальная цифровизация для психики детей и подростков, для их устойчивого развития, формирования интеллекта и социализации. Современные исследования, в частности коллектива авторов под руководством Л. А. Регуш [4] показывают, что такие риски в условиях цифровизации многократно возросли. При этом авторы, рассуждающие по поводу вызовов и угроз цифровизации, в частности, в социально-педагогических исследованиях, под таковой понимают, как правило, именно широкое распространение Интернета, его глубокое проникновение в общественную жизнь, в том числе в быт, воспитание и образование детей и подростков [4].
Однако на аспекты цифровизации следует смотреть намного шире. В этой связи, руководствуясь синтезом положений, приведенных в авторитетных исследованиях российских (например, [2]) и зарубежных (например, [6]) ученых, под цифровизацией следует не только технологический процесс внедрения цифровых инструментов и платформ в различные сферы человеческой деятельности, но и глубокую трансформацию социальных, культурных и образовательных практик, меняющую способы восприятия информации, коммуникации и взаимодействия между людьми.
Цифровизация, безусловно, формирует множество проблем в воспитании и образовании детей и юношества. Среди таких проблем ученые особо обращают внимание на следующие [4]: снижение уровня критического мышления вследствие избыточного потребления информации, формирование зависимости от цифровых устройств, размывание традиционных моральных ориентиров и ценностей, а также ослабление личностной идентичности в условиях виртуальной среды. Однако цифровизация, в то же время, расширяет потенциал социальной деятельности во многих областях и сферах, позволяя улучшать качество обработки больших массивов информации, получать ответы на нетипичные или ранее нерешенные задачи, снижать вероятности ошибок при производстве рутинных задач, и по целому ряду других аспектов.
Цифровизация ставит новые проблемы и задачи перед специализированными библиотеками для детей и юношества. В отдельных исследованиях, в частности, [1; 3; 5], осуществлена постановка таких проблем и задач. В их спектр входят: необходимость адаптации библиотечных ресурсов к цифровым форматам, создание условий для безопасного доступа к образовательным и культурным материалам в интернете, а также разработка новых форматов взаимодействия с аудиторией, которые учитывают особенности восприятия информации современными детьми и подростками.
В настоящей публикации представляется необходимым обратить особое внимание на такой аспект функционирования библиотеки в воспитании подрастающего поколения, как сохранение и развитие духовно-нравственных ценностей. Не будет преувеличением сказать, что в последние десятилетия во всем мире наблюдается экзистенциальный духовно-нравственный кризис, а дети и подростки попадают в зону особых негативных воздействий, с которыми справиться традиционными методами и инструментами педагогики достаточно сложно, если вообще возможно. В числе факторов деструктивного влияния на духовно-нравственные ценности подрастающего поколения — такие, как агрессивная информационная среда, популяризация антисоциальных моделей поведения в медиа, доступность контента с низким культурным и моральным уровнем, а также ослабление института семьи как основного источника нравственного воспитания.
Стремительное развитие цифровизации, глубокое вовлечение в нее детей и молодежи, безусловно, формирует новые угрозы и вызовы для сохранения и развития духовно-нравственных ценностей. Это связано с тем, что цифровая среда нередко становится пространством распространения деструктивных идей, подмены традиционных культурных норм искусственными трендами, а также способствует формированию поверхностного восприятия духовных категорий через клиповое мышление.
Библиотека была и остается важным форпостом в сохранении и развитии духовно-нравственных ценностей молодых россиян, внося значительный вклад в процессы воспитания и образования, в том числе посредством предоставления доступа к высококачественным литературным произведениям, организации культурно-просветительских мероприятий и создания пространства для живого общения и обсуждения актуальных вопросов морали и культуры.
Однако роль библиотеки в предметной области в условиях тотальной цифровизации подлежит обновлению и критическому пересмотру. Прежде всего, важно сохранить и преумножить накопленный опыт, и обеспечить условия для того, чтобы библиотечная система для детей и юношества в принципе сохраняла свое существование. В этой связи особо важно интегрировать современные технологии в библиотечную деятельность таким образом, чтобы они служили инструментом укрепления духовно-нравственных ценностей, а не их разрушения, а также активно привлекать молодых специалистов, способных говорить с аудиторией на «цифровом языке».
Дети и подростки должны сохранять интерес к посещению библиотеки, при этом регулярные визиты должны стать конкурентной альтернативой уже традиционному времяпровождению (в чатах, онлайн-играх и т. п.), при этом данную конкуренцию выигрывать именно в сознании юных россиян, а не каким-либо административным путем. Для этого необходимо создавать, развивать и активно внедрять в практику библиотечной деятельности интерактивные программы с использованием цифровых технологий, которые сочетают образовательный потенциал с элементами геймификации; развивать уникальные офлайн-мероприятия, которые невозможно воспроизвести в виртуальной среде; а также формировать у молодежи чувство сопричастности к культурному наследию через личное участие в творческих проектах библиотеки.
Современной специализированной библиотеке для детей и юношества важно найти место в системе цифровых отношений. И в данном контексте справедливо использовать потенциал самой цифровизации, действуя по принципу, «кто нам мешает, тот нам и поможет». В данной связи следует рекомендовать активное развитие библиотечных онлайн-платформ с доступом к электронным книгам, мультимедийным материалам и интерактивным образовательным ресурсам; создание виртуальных клубов по интересам; а также использование представителями библиотечных организаций социальных сетей как канала для продвижения духовно-нравственных ценностей среди молодежи.
Обращаясь непосредственно к потенциалу осуществления воспитательных мероприятий по привитию и укреплению духовно-нравственных ценностей молодых россиян в современной библиотеке в условиях цифровизации, могут быть предложены следующие перспективные, на наш субъективный взгляд, инструменты и методы: организация дискуссионных площадок по вопросам морали с участием экспертов; проведение квестов на основе классических литературных произведений; использование дополненной реальности для знакомства с историко-культурным наследием; а также разработка образовательных видеоигр для доступа в помещениях и на сайтах специализированных библиотек для детей и юношества с акцентом на нравственное развитие.
Соответствующие действия с учетом двойственного характера влияния цифровизации на социальную деятельность, включая воспитание подрастающего поколения, следует осуществлять системно и на профессиональной основе, руководствуясь специально разрабатываемыми для этих целей программами и планами, которые необходимо утверждать на уровне самих библиотечных организаций, централизованных библиотечных систем, муниципалитета и региона. Это позволит избежать многочисленных просчетов и обеспечить необходимую синергию, которая даст возможность полноценно реализовать потенциал библиотеки в сохранении и развитии духовно-нравственных ценностей детей и молодежи в Российской Федерации.
Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в условиях рисков и возможностей цифровизации меняется роль библиотеки в формировании духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения методами и инструментами воспитания и информационно-просветительской работы. Однако для эффективного выполнения важной миссии, современная библиотека для детей и юношества должна активно адаптироваться к новым реалиям, интегрируя цифровые технологии как инструмент воспитания и просвещения. Успех этой трансформации зависит от способности библиотеки сочетать традиционные формы работы с инновационными подходами, создавая пространство для формирования у молодого поколения устойчивых моральных ориентиров и критического отношения к информационной среде.
Литература:
1. Власюк Л. И., Чхотуа И. З., Хворостяная А. С. Стратегические возможности библиотек в эпоху цифровизации и экономики впечатлений //Стратегирование: теория и практика. — 2022. — Т. 2. — №. 1. — С. 31–48.
2. Осипова А. А., Лысенко Н. А., Бородин И. А. Цифровизация в начальной школе: психолого-педагогические проблемы //Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. — 2020. — Т. 3. — №. 2. — С. 125–140.
3. Плотникова Т. Г., Матвеева И. Ю. Библиотеки и онлайн. XII межрегиональная Школа инноватики «Электронная и цифровая среда библиотеки» //Вестник культуры и искусств. — 2020. — №. 4 (64). — С. 146–151.
4. Регуш Л. А. и др. Психологические проблемы подростков России периода цифровизации (2010–2020 гг.) //Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2022. — №. 203. — С. 7–21.
5. Kaun A., Forsman M. Digital care work at public libraries: Making Digital First possible //New Media & Society. — 2024. — Vol. 26. — No. 7. — P. 3751–3766.
6. Pettersson F. Understanding digitalization and educational change in school by means of activity theory and the levels of learning concept //Education and Information Technologies. — 2021. — Vol. 26. — No. 1. — P. 187–204.