Настоящая статья посвящена анализу деятельности органов прокуратуры по надзору в сфере реализации антитеррористического законодательства. Автором рассматриваются результаты функционирования отдельных органов в данной сфере и отмечается, что значительной составляющей противодействия экстремизму и терроризму выступают задачи и ненадзорного характера.
Ключевые слова: прокурорский надзор, терроризм, экстремизм, противодействие терроризму.
Одной из глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на современном этапе своего развития, являются проявления терроризма и экстремизма. К сожалению, данная проблема не обошла стороной и нашу страну: трагичным событием текущего года стал террористический акт в «Крокус Сити Холле», в результате которого погибло более 140 человек, из которых шестеро — дети, а более 500 человек получили ранения [6]. Приведенный пример не является единственным в истории современной России, что свидетельствует о необходимости усиления функций государства для обеспечения антитеррористической защищенности страны и населения. В этих целях государством осуществляется особый вид надзорной деятельности, выражающийся в проверке соблюдения и исполнения предписаний нормативно-правовых актов о противодействии терроризму и экстремизму, который реализуется органами прокуратуры.
Указанное обуславливает актуальность изучения особенностей реализации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, его содержания и практического значения.
Первостепенной задачей надзорной деятельности является своевременное предупреждение преступлений и правонарушений террористической направленности, выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению преступлений террористического характера [1]. Объекты данного вида надзора достаточно разнообразны: во-первых, это своевременность и обоснованность применяемых поднадзорными органами мер по противодействию; во-вторых, соответствие подзаконных нормативных актов федеральному законодательству в данной сфере, в-третьих, реализация антитеррористических программ государственного и местного значения и т. д. [3]. Данный перечень не является исчерпывающим, и, думается, может быть расширен в зависимости от происходящих в стране событий.
Как признал Генеральный прокурор РФ И. В. Краснов, совершенные в 2024 году теракты стали следствием допущенных недостатков в работе уполномоченных органов власти, что ставит перед органами прокуратуры задачу по повышению уровня проведения проверок и реагирования в данной сфере [5]. Указанное подтверждается результатами прокурорского надзора за первое полугодие 2024 года в российских регионах. Так, за указанный период прокурорами Республики Коми было выявлено 1 339 нарушений требований законодательства в рассматриваемой сфере, из которых 323 были допущены в сфере противодействия экстремизму [7]. Значительная часть нарушений относится к антитеррористической защищенности различных объектов: мест массового пребывания людей (выявлено 81 нарушение), объектов спорта (147 нарушений), объектов образования (135 нарушений), объектов водоснабжения и водоотведения (46 нарушений). По постановлениям прокуроров 95 лиц были привлечены к административной ответственности на общую сумму штрафов 389 тыс. рублей. Следует отметить, что схожая статистка свойственна и иным субъектам РФ. В Пермском крае более 90 % выявленных нарушений за период с января по июнь касались вопросов обеспечения террористической безопасности разнообразных объектов, преимущественно тех, которые считаются критически важными и потенциально опасными, таких как объекты образования, здравоохранения, социальной и транспортной инфраструктуры, а также мест массового скопления людей [8].
Особенно актуальным, видится, проверка образовательных учреждений на соответствие требованиям законодательства о противодействии терроризму. К примеру, основанием для обращения прокурора в суд может выступать: отсутствие турникетов и металлоискателей, способствующее беспрепятственному проносу оружия и других запрещённых предметов [9]; отсутствие качественной системы видеонаблюдения [10].
Значительной составляющей деятельности органов прокуратуры по противодействию экстремизму и терроризму выступают задачи ненадзорного характера, состоящие в: участии прокурора в судопроизводстве по различным категориям дел, связанных с противодействием названным противоправным деяниям, а также административном преследовании лиц, их совершивших; координации работы правоохранительных органов по противодействию терроризму и экстремизму; выработке новых норм права; просвещении граждан [2].
Перечисленные направления, безусловно, важны, как в своей системной совокупности, так и по отдельности. Каждое из них является логичным направлением надзорной функции органов прокуратуры, и их реализация обеспечивает достижение задач, стоящих перед государством по защите своих граждан и территории. Соответственно, нельзя не признать, что функционирование рассматриваемого органа в данной сфере характеризуется своим комплексным характером и, как отмечают исследующие данный вопрос авторы, подразумевает использование потенциала всех функций прокуратуры [4].
Вместе с тем, нельзя не признать, что данному виду надзорной деятельности присущи определенные проблемы, требующие своего скорейшего решения. Кроме того, не отрицая бесспорную важность прокурорского надзора, следует отметить, что только лишь посредством его осуществления обеспечить национальную безопасность достаточно сложно. Особенно с присущим современным реалиям обострением террористических угроз. В связи с чем, требуются новые концептуальные подходы к осуществлению рассматриваемого направления надзора, состоящих в разработке прогнозов данного вида угроз и проведении мониторинга их реализации. Кроме того, видится достаточно важным совершенствование форм взаимодействия правоохранительных органов друг с другом по противодействию экстремизму и терроризму.
Литература:
- Приказ Генпрокуратуры России от 17 мая 2018 № 295 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму» // Законность. — 2018. — № 7.
- Деятельность прокуратуры по противодействию экстремизму, терроризму и их финансированию: учебное пособие / О. Н. Коршунова, И. И. Головко, Д. М. Плугарь [и др.]; под ред. О. Н. Коршуновой. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2023. 216 с.
- Евдокимов К. Н. Особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности в Российской Федерации // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. № 3 (102). С. 155–169.
- Кувардин В. В., Богомолова К. И. Роль органов прокуратуры в противодействии экстремизму и терроризму в современной России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2023. № 2 (151). С. 244–250.
- В Генпрокуратуре России подведены итоги работы органов прокуратуры в 1-ом полугодии 2024 года // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=96740549 (дата обращения: 20.11.2024).
- Официальный сайт издания «РБК». URL: https://www.rbc.ru/society/03/04/2024/660d02c39a79474459fe7bd8 (дата обращения: 20.11.2024).
- Региональная прокуратура подвела итоги проверок законности в сфере межнациональных отношений, противодействия экстремизму и терроризму за первое полугодие 2024 года // Официальный сайт Прокуратуры Республики Коми. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_11/search?article=96845657 (дата обращения: 20.11.2024).
- Результаты надзорной деятельности по противодействию экстремистской и террористической идеологии // Официальный сайт Вестника Прокуратуры Прикамья. URL: https://vestnik-prokurorperm.ru/news/important/1037 (дата обращения: 20.11.2024).
- Решение Белогорского городского суда от 26 февраля 2020 г. по делу № 2А-432/2020 // судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/regular/doc/P2pXugpWguYP/ (дата обращения: 20.11.2024).
- Решение Кунгурского городского суда от 20 января 2022 г. по делу № 2–174/2022 // Портал правовой информации. URL: https://actofact.ru/case-59RS0027–2–174–2022–2–3146–2021-m-2882–2021–2021–11–22–0–0/ (дата обращения: 20.11.2024).