В статье рассматриваются виды экологического вреда. Обращается внимание на актуальные проблемы, возникающие в правоприменительной практике при возмещении экологического вреда, а также предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: экологическое право, экологический вред, возмещение вреда, право на благоприятную окружающую среду.
Право на благоприятную окружающую среду относится к основным правам человека и зафиксировано в ст. 42 Конституции РФ. К сожалению, официальные данные свидетельствуют о том, что в настоящее время это право носит преимущественно декларативный характер.
Так, в «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» указано, что «в 40 субъектах Российской Федерации более 54 % городского населения подвергается высокому загрязнению атмосферного воздуха, повсеместно ухудшается состояние почв» [1, с.12].
В ответ на экологические проблемы были приняты «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», разработан проект «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» [2, с.113]. Документы подчеркивают необходимость создания механизма предотвращения и компенсации экологического вреда, однако его четкое определение отсутствует в законодательстве. Из-за отсутствия ясного определения данного термина на законодательном уровне возникают трудности в юридической практике при определении конкретного типа и объема экологического ущерба.
Е. А. Жулай и Е. Г. Черкашина выделяют 3 вида экологического вреда: природоресурсовый — наносится природным объектам; гуманитарный — наносится жизни и здоровью человека; имущественный — наносится имуществу физических и/или юридических лиц в результате совершения экологических правонарушений [3, с. 32].
Конституционный Суд РФ, указывает, что экологический вред «включает экологический вред окружающей среде; вред, причиняемый здоровью человека (социальный вред); вред имуществу, находящемуся в частной или публичной собственности (экономический вред)» [4].
Возмещение имущественного вреда, причиненного экологическими правонарушениями, осуществляется на основе норм ГК РФ [5, с. 301].
Как отмечают Н. Г. Жаворонкова и Г. В. Выпханова, «гражданское право не содержит наиболее точных механизмов оценки экологического вреда, поскольку не учитывает его специфические особенности: невозможность восстановления экосистем, нарушение внутрисистемных связей, трансграничный характер последствий и их латентность» [6, с. 52].
Наиболее проблематично возмещение экологического вреда жизни и здоровью человека (экогенного вреда). Законодательство не содержит конкретных механизмов его компенсации. Статья 79 Закона об охране окружающей среды ограничивает возмещение вреда только случаями нарушения природоохранного законодательства, что представляется слишком узким подходом. Предлагается расширить формулировку статьи 79, приведя ее в соответствие со статьей 42 Конституции РФ, и включить в закон определение понятия «экологическое правонарушение» для исключения различных толкований.
Стоит отметить, что в случае возникновения нештатных ситуаций часто принимаются индивидуальные законодательные акты. Однако отсутствует единый нормативный документ, который бы определял общие принципы оценки вреда, причиненного при экологических ЧС, и методику расчета ущерба.
Для решения указанных проблем необходимо предпринять следующие меры: разработать методику оценки размера экогенного ущерба; установить процедуру проведения экспертизы для природных ресурсов (объектов) и человека с целью определения величины нанесенного экологического ущерба; создать общий нормативный акт, содержащий принципы и основания возмещения ущерба при ЧС природного характера; разработать государственную программу по восстановлению здоровья и генетического фонда населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях.
Подводя итог изложенному, можно отметить, что на сегодняшний день существует ряд значительных проблем, связанных с компенсацией эко-ущерба, а принятие вышеупомянутых мер позволит совершенствовать нормативное регулирование в области возмещения экологического ущерба в РФ.
Литература:
- Ермолина М. А. Международное экологическое право и природоохранные режимы: учебник. — М.: Юрайт, 2023. 280 с.
- Хлуденева Н. И., Пономарев М. В., Кичигин Н. В. Основы экологического права: учебник. — М.: Юрайт, 2023. 322 с.
- Жулай Е. А., Черкашина Е. Г. Виды экологического вреда и способы его возмещения // Вестник Амурского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2008. № 42. С. 32–37.
- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Заполярнефть»» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 24. Ст. 3547.
- Шубин Ю. П. Принцип возмещения экологического вреда как основополагающий принцип охраны окружающей среды // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2016. № 14–1. С. 301–304.
- Жаворонкова Н. Г., Выпханова Г. В. Теоретико-правовые проблемы возмещения вреда, причиненного окружающей среде // Lex russica. 2018. № 3 (136). С. 52–57.