В статье раскрывается важность проблемы формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, обосновывается эффективность использования блочной системы работы в исследуемом направлении, описывается опыт работы с детьми, приводится вариант проведения мониторинга результатов освоения воспитанниками дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Буратино в стране финансовой грамотности» в МК ДОУ «Детский сад № 140» г. Новокузнецка.
На современном этапе развития общества экономическая жизнь является базисной сферой жизнедеятельности личности, связующим звеном между трудовым, нравственным, политическим, правовым, экологическим и другими компонентами системы воспитания. Начиная с дошкольного возраста, дети постепенно включаются в финансовые отношения, направленные на производство, обмен, распределение и потребление материальных благ в семье. Поэтому очень важно уже с дошкольного возраста заложить основы таких качеств, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, инициативность, организованность, практичность, самостоятельность, деловитость, сформировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей [3].
Исследованиями Ю. Е. Антоновой, Л. Н. Галкиной, А. Д. Шатовой показано, что формирование финансовой грамотности приближает ребенка к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности, дает стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни [2].
В дошкольной образовательной организации существуют ресурсы, которые позволяют помочь детям удовлетворить их экономическую любознательность, не утонуть в потоке экономической информации, не растеряться, устоять и найти свое место в жизни, когда они станут взрослыми. С цельюформирования первичных экономических представлений и компетенций, развитие экономического мышления дошкольников; воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики педагогическим коллективом МКДОУ «Детский сад № 140» г. Новокузнецка была разработана и апробирована дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Буратино в стране финансовой грамотности».
Структура Программы имеет блочный характер, реализует комплексный подход к развитию детей старшего дошкольного возраста, предусматривая тесную связь этического, трудового и экономического воспитания. Программа рассчитана на 8 месяцев обучения — 33 недели (с 09.10 по 31.05), 2 занятия в неделю, объем часов — 62 часа, продолжительностью 25 минут. К каждому занятию педагоги подбирали оборудование: касса, счеты, весы, монеты и купюры, муляж банкомата, компьютера, наборы товаров (продукты питания, одежда, игрушки, книги и т. д.), тележка и корзина и т. д.
Учебно-тематический план представлен семью разделами: «Папа Карло и его труд», «Как Буратино азбуку продал», «Буратино и 5 золотых монет», «Буратино в стране закопанных монет», «Золотой ключик — учимся одалживать и отдавать свои долги», «Как Мальвина Буратино бюджет планировать учила», «Богатый Карабас Барабас и бедный Папа Карло». Каждый раздел, в свою очередь, содержит несколько тем.
Так, например, в ходе работы над разделом «Буратино и 5 золотых монет» у детей старшего дошкольного возраста формировали представления о том, что такое деньги (их виды, внешний вид, особенности денег в разных странах мира), знакомили с пользой денег, ролью банков, раскрывали значимость труда людей, зарабатывающих деньги, рассказывали о семейном бюджете, формировали элементарные навыки правильного распоряжения денежными средствами.
В процессе формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста комплексно использовали общепедагогические методы: словесные (беседа, рассуждение, чтение художественной литературы), практические (упражнения, хозяйственно-бытовой труд, проблемные экономические ситуации, продуктивная деятельность — аппликация, рисование, конструирование, лепка, составление ментальных карт, опыты и т. д.), игровые (дидактические, сюжетно-ролевые, квест-игры, игры-эстафеты, КВН), наглядные (экскурсия, просмотр мультфильмов, мультимедийных презентаций, рассматривание сюжетных картин и т. д.).
На каждом занятии дети получали теоретическую информацию, которую закрепляли на практике. Например, по теме «Буратино и 5 золотых монет» воспитанники участвовали в просмотре обсуждении мультфильма «Деньги», закрепляли просмотренное в рисовании «Что бы я хотел купить?», знакомство детей с темой «Что такое банк?» проводили в форме беседы и закрепляли в конструировании «Мой банк».
Большой интерес у воспитанников вызвали практические задания, в которых они создавали альбом «Деньги разных стран», изготавливали лэпбук «Учимся экономить», составляли ментальную карту «Деньги», придумывали дизайн денег для группы, участвовали в опытах с деньгами, изготавливали копилки из пустых коробок, бутылок, папье-маше и т. д., придумывали и обыгрывали собственную рекламу, создавали макет «Мой товар — моя реклама» и т. д.
В ходе работы над темой «Какие бывают деньги, как они выглядят» дети узнали о том, что деньги могут быть бумажными (банкнотами, купюрами) и металлическими, провели несколько опытов: опускали бумажные купюры и монеты в воду, смотрели, что с ними произойдет, раскладывали на песке, рассматривали следы, дули на монеты и банкноты, узнавали о том, какой вид денег быстрее потеряется в кошельке, наблюдали за реакцией денег на огонь, делали вывод, чем отличается бумажная купюра от металлической монеты. Воспитанники участвовали в создании денежных знаков для группы. Одна группа делала купюры, вторая — монеты. Дети придумывали эскизы, выбирали художников и чеканщиков, контролеров-испытателей, резчиков, упаковщиков.
В словесной игре «Доход — расход» дети учились определять, что такое доход, а что расход. Им предлагалось послушать предложение и закончить его: Папа получил зарплату — доход, бабушка заболела — расход, выиграл приз — доход, потеряла кошелёк — расход, продала бабушка пирожки — доход, заплатили за квартиру — расход, нашли монетку — доход, купили куклу — расход и т. д.
Для проверки усвоения материала по каждой теме проводилось диагностическое обследование обучения финансовой грамотности в форме выполнения дидактических упражнений и заданий, беседы с наводящими вопросами, работы с карточками. Диагностика содержала 6 серий заданий, по 6 заданий в каждой. Каждое задание было направлены на выявление знаний в следующих наиболее существенных сферах экономики: знания в области социально-экономической сферы, в области товарно-денежных отношений, в области производства и связанных с ним вопросов, в области информационно-организаторской сферы, в области нравственно-этической сферы, в области государственно-юридической сферы.
Таким образом, по результатам апробации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Буратино в стране финансовой грамотности» были получены следующие результаты: воспитанники стали понимать и ценить окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей), уважать людей разных профессий, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги, узнали, что зарплата — это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей — это аванс детям в расчете на их будущий труд.
У детей были сформированы представления о том, что сбережения семьи — это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей, они научились на доступном им уровне понимать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. Воспитанники стали активнее проявлять коммуникативные навыки: общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца, проявлять здоровый интерес к деньгам, осознавать правила их честного приобретения.
Литература:
- Аблитарова, А. Р. Базисные экономические представления детей как педагогическая проблема в дошкольном образовании [Электронный ресурс] / А. Р. Аблитарова, Э. Ш. Саганджиева // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Молодой ученый, 2016. — С. 36– 39. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10056/
- Антонова, Ю. Е. Основы финансовой грамотности для дошкольников: мотивы и мнения [Текст] / Ю. Е. Антонова // Воспитатель ДОУ. — 2018. — № 9. — С. 6–16.
- Галкина, Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие [Текст] Л. Н. Галкина. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. — 89 с.
- Галкина, Л. Н. Экономика для детей: метод. пособие [Текст] / Л. Н. Галкина. — Челябинск: Цицеро, 2013. — 112 с.
- Шатова, А. Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы [Текст] / А. Д. Шатова //Дошкольное воспитание. — 2018. — № 2. — С. 22–26.
- Шатова, А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание [Текст] / А. Д. Шатова // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 8. — С. 17–24.