Поддержка малого и среднего предпринимательства в условиях экономической нестабильности: региональные аспекты и государственная роль | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №51 (550) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 18.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Чичканов, Р. А. Поддержка малого и среднего предпринимательства в условиях экономической нестабильности: региональные аспекты и государственная роль / Р. А. Чичканов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 51 (550). — С. 140-144. — URL: https://moluch.ru/archive/550/120816/ (дата обращения: 18.01.2025).



Настоящая статья посвящена изучению регионального вопроса, связанного с поддержкой МСП, в том числе воздействию, оказываемому экономическим спадом и геополитической ситуацией, механизмам государственной помощи, ориентированным на развитие данной сферы. На фоне сильнейшей неустойчивости экономической системы именно помощь, предоставляемая объектам малого и среднего предпринимательства (МСП), является значимым инструментом, который позволит гарантировать стабильное экономическое и социально-экономическое развитие любого предприятия. На первый план ставятся практические меры, включая налоговые льготы, субсидии, обновление административных процедур, приемы стимулирования кредитования. Внимание уделяется опыту, накопленному регионами, которые приспособили свои стратегии к местным особым условиям. Сделан вывод о наличии потребности в применении системного подхода, куда входит контактирование государственных органов, представителей предпринимательской среды и общественных структур, чтобы обеспечить комфортное пространство для развития бизнеса. В статье представлены рекомендации, которые будут ориентированы на совершенствование государственной политики в контексте особенностей регионов и усиление позиции МСП в качестве фундамента устойчивого экономического развития в непростой обстановке.

Ключевые слова: экономические интересы, малое и среднее предпринимательство, государство, субъекты, финансовая поддержка, развитие бизнеса, региональные программы.

Малое и среднее предпринимательство (далее — МСП) сегодня играет важную роль для существования отечественной финансово-экономической системы, являясь значимым компонентом структуры российской экономики, именно благодаря ему совершенствуются рыночные механизмы, расширяется конкурентная среда и диверсифицируется национальное хозяйство.

В качестве основной предпосылки увеличения количества малых фирм сейчас выступает легкость регистрации данных организаций. Для открытия такого предприятия предусматриваются небольшие затраты, необязательным является приобретение сложной и дорогой техники, достаточно небольшого штата сотрудников. Обычно малые и средние компании сосредоточены в тех сегментах экономики, которые напрямую касаются выпуска товаров народного потребления, предоставления самых разных услуг. В результате они создают фундамент развития бытовой, сервисной и потребительской инфраструктуры.

В соответствии с положениями, входящими в Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», под субъектами малого бизнеса подразумеваются юридические лица, индивидуальные предприниматели, фермерские хозяйства и кооперативы, которые подходят под несколько параметров. К последним относится количество работников, размер годового дохода и доля участия иных структур в уставном капитале. Чтобы компания приобрела статус субъекта малого бизнеса, требуется пройти процедуру регистрации в соответствующей базе — Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства [1].

Согласно положениям закона, субъектами малого бизнеса имеют право стать и физические лица, которые оформлены в качестве индивидуальных предпринимателей, когда они работают, не создавая юридическое лицо. При этом в поправках к Закону № 209-ФЗ уточняется специфика работы кооперативов, фермерских хозяйств и иных малых организаций, благодаря чему закон уделяет внимание отличительным аспектам разных видов предпринимательства. Соответственно, малый бизнес интегрирован в важнейшие на сегодня процессы: импортозамещение, обеспечение занятости граждан, активация инновационной деятельности.

В целях отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия, представленные в таблице 1 [2].

Таблица 1

Основные критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу

Критерии

Малый бизнес

Средний бизнес

Численность работников на предприятии

До 100 человек

От 101 до 250 человек включительно

Объем выручки от реализации товаров или услуг без учета НДС

800 млн руб.

2 млрд руб.

Суммарная доля внешнего участия в уставном капитале

Не должна превышать 25 %

Не должна превышать 25 %

Таблица наглядно демонстрирует ключевые критерии, разделяющие предприятия на категории малого и среднего бизнеса в соответствии с российским законодательством. Основными параметрами классификации выступают численность работников, объем выручки без учета НДС и максимальная доля внешнего участия в уставном капитале предприятия. Малое предпринимательство охватывает компании с численностью до 100 сотрудников и доходом до 800 млн рублей, тогда как для среднего бизнеса предусмотрено участие до 250 сотрудников и доход до 2 млрд рублей. Такой подход позволяет четко разграничивать категории бизнеса и разрабатывать адекватные механизмы поддержки для каждой из них.

Нужно сказать, что область деятельности малого и среднего предпринимательства распространяется на торговлю, общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство, при этом на первый план ставится торговля и посредническая деятельность (свыше 70 %). Производственную деятельность ведет только 10 % компаний, примерно столько же оказывают услуги транспортного, строительного и бытового характера, осуществляют переработку аграрной продукции. Меньше всего компаний присутствует в областях информационных, медицинских и услуг риелторов. В качестве потребителей производимых товаров и оказываемых услуг МСП представлены местные жители, предприятия, государственные структуры и торгово-посреднические фирмы. В то же время МСП сегодня имеет особое значение, поскольку обеспечивает рынок самой разной продукцией, закрывая нужды больших компаний, оказывая специальные услуги. Примечательно, что увеличение присутствие МСП в отечественной экономике является основным вектором развития. В соответствии со статистической информацией, в 2020 году данная сфера столкнулась с негативным влиянием пандемии, поскольку завершили свою деятельность примерно 2 млн компаний, всего их стало меньше на 4,2 % (осталось 5,6 млн). К самым пострадавшим сегментам относится продажа одежды и обуви (-38 % продаж), гостиничный и ресторанный бизнес (-37 %), продукция для животных (-33 %). Итоги 2024 года в данной сфере касательно присутствия МСП в российской экономике дадут возможность дать объективную оценку эффективности оказываемой государственной помощи, которая предоставляется особенно активно с 2020 года [3].

Подчеркнем, что малые и средние компании сегодня вынуждены преодолевать отсутствие определенности, из-за чего их деятельность затрудняется, а развитие — замедляется. Ситуация складывается подобным образом из-за влияния многих обстоятельств, в том числе изменений потребительского спроса, конъюнктуры рынка труда, инфляционных ожиданий, неустойчивости валютного курса. Данные обстоятельства приводят к серьезным угрозам для работы МСП, из-за чего ухудшается стратегическое и финансовое планирование, сокращается объем доходов, падают финансовые результаты и разрушается конкурентоспособность. В результате развивается зависимость МСП от сторонних обстоятельств, появляются риски для экономической безопасности [4].

На фоне такого рода вызовов помощь, оказываемая государством, является значимым инструментом, который дает возможность сократить риски и обеспечить устойчивость всего сегмента МСП. В такого рода мерам относится помощь консультационного, информационного, имущественного и образовательного характера. При этом финансовая помощь является основополагающим аспектом стабилизации работы МСП, поскольку она обеспечивает компании ресурсами, требуемыми при поддержании предпринимательства.

Сегодня к государственной финансовой помощи в данной сфере относится множество разных механизмов. К числу последних относятся субсидии, льготное кредитование, гарантии, налоговые льготы. В своей совокупности они ориентированы на сокращение объема издержек предпринимателей, активацию их деятельности, формирование комфортной обстановки для вложений средств и инновационного развития. В результате компании будут более стабильными на фоне непростой экономической ситуации, смогут подстраиваться под новые условия рынка [4].

На рисунке 1 отражена динамика средств, выделяемых в рамках поддержки субъектов МСП в России [5, 6].

Динамика средств, выделяемых в рамках поддержки субъектов МСП в России

Рис. 1. Динамика средств, выделяемых в рамках поддержки субъектов МСП в России

На практике 2020 год в контексте государственной финансовой помощи в адрес МСП отличается нацеленностью на сокращение отрицательных последствий, к которым привела пандемия коронавирусной инфекции, в экономике и предпринимательстве. Хотя произошло уменьшение бюджетных ассигнований в 2021 году (на 6,8 %) на фоне постпандемийной реабилитации, в 2022 году поддержка увеличилась на 48,2 %, чего ранее не происходило. Данный результат вызван интенсивным развитием геополитической напряженности, появлением санкционного давления. Тогда требовалось приспособить компании к новой экономической ситуации, справиться с ограничениями, активировать импортозамещения, способствовать развитию инновационных и технологических векторов, чтобы укрепить конкурентоспособность экономики страны. С приходом 2023 года государственная финансовая поддержка осталась актуальной, поэтому компании смогли достичь серьезных успехов.

На рисунке 2 отражена динамика средств, выделяемых в рамках поддержки субъектов МСП по видам государственной финансовой поддержки в России [5, 6].

Динамика средств, выделяемых в рамках поддержки субъектов МСП по видам государственной финансовой поддержки в России

Рис. 2. Динамика средств, выделяемых в рамках поддержки субъектов МСП по видам государственной финансовой поддержки в России

Таким образом, государственная финансовая помощь МСП имеет принципиальное значение для развития предпринимательства и формирования рабочих мест, что крайне важно при экономической неустойчивости. С ее помощью можно нивелировать отрицательные последствия, создать некоторые гарантии стабильного развития, дать возможность компаниям приспособиться к новой реальности. Сделанные выводы способны стать основой методики оценивания системы финансовой помощи с использованием эконометрического моделирования. Они помогут определить основные аспекты современного развития МСП и воздействия, оказываемого экономической и политической неустойчивостью на их деятельность [7].

Сегодня предоставляемая государственная финансовая помощь МСП достаточно жестко зависит от норм закона. В качестве главного нормативного документа в данной сфере выступает Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» № 209-ФЗ. В соответствии с его положениями, помощь МСП могут предоставлять органы государственной власти и местного самоуправления, при этом они должна быть ориентирована на осуществление федеральных и муниципальных программ, где отражены точные меры и сроки в рамках развития предпринимательства [1].

Основная цель, которая достигается с помощью государственной помощи бизнесу, сводится к созданию конкурентного пространства, укреплению конкурентоспособности малых фирм, масштабированию присутствия производимой ими продукции и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП), увеличение объема налоговых платежей. Согласно ст. 17 закона № 209-ФЗ, к финансовой помощи в данном случае относятся субсидии, бюджетные инвестиции и государственные гарантии. Также в ст. 16 указанного закона перечисляются формы и меры поддержки, включая обновление системы налогообложения и бухгалтерского учета, разного рода льготы [1].

При этом для долгосрочной реализации предусмотрена Стратегия развития сектора МСП до 2030 года. В данном документе приводится система мер, которые ориентированы на создание центра поддержки малого бизнеса, активацию конкурентной борьбы, улучшении качества продукции и услуг, стимулирование инноваций, расширение экспорта и предоставление доступа к финансовым ресурсам. Большое значение в данном случае имеет необходимость улучшения государственного регулирования и инфраструктуры для развития малых фирм. Особо подчеркивается важность качественной подготовки кадров с помощью образовательных программ и привлечение молодых людей в бизнес.

Для реализации государственной финансовой помощи предусматривается использование прямых или косвенных методов. К первым относятся субсидии, льготное кредитование и государственные гарантия. В свою очередь, косвенные меры сложны, поскольку представлены инструментами финансового стимулирования, позволяющими сформировать комфортную обстановку для развития предпринимательства и при непростых обстоятельствах. Но определенное влияние оказывает актуальная экономическая и геополитическая обстановка, поэтому нужно тщательно изучать результативность используемых методов.

Соответственно помощь МСП на фоне экономической неустойчивости имеет принципиальное значение для стабильности региональных экономик и их возможности подстраиваться под влияние сторонних угроз. Функции, возлагаемые при этом на государство, сводятся к созданию и внедрению программ, которые ориентированы на сокращение рисков для предпринимателей, открытие рабочих мест, развитие местных производств и укрепление конкурентоспособности региональных компаний. В рамках региона государственная поддержка должна соответствовать местным особенностям экономической системы, развитию инфраструктуры и специфическим потребностям компании в разных сферах. К наиболее часто используемым на практике мерам относится льготное кредитование, субсидии, налоговые льготы, гранты и помощь при выходе компаний на новые рынки.

Обычно в региональных программах отражено предоставление предпринимателям услуг консультационного и образовательного характера, открытие центров помощи предпринимателям, выстраивание отношений с институтами финансирования. Большое значение при этом имеет стимулирование инновационных решений и использования цифровых технологий. В результате компании смогут оставаться конкурентоспособными и при непростых экономических обстоятельствах. Отдельно подчеркивается в данном контексте поддержка экспортного потенциала таких предприятий и развитие отраслевых кластеров, которые позволяют добиться синергетического эффекта в рамках экономического развития регионов. Но на результативность данных мер напрямую влияет качество координации федеральной и региональной политики, обеспеченность субъектов ресурсами и стремление предпринимателей сотрудничать с органами власти разных уровней.

В рамках создания программ поддержки МСП местным органам власти требуется уделять внимание экономическим особенностям и основным сегментам экономики, качеству инфраструктуры для предпринимательства, нуждам, которые беспокоят компании с точки зрения финансирования и повышения квалификации кадров, демографическому аспекту и занятости граждан. Требуется всесторонне изучить то финансово-экономическое состояние, в котором сейчас пребывает регион, инновационные возможности компаний, объем доступных имущественных и земельных ресурсов, угрозы социально-экономического характера, в том числе санкционное давление и динамику рынка. Для результативности реализуемых программ особенно важна взаимодополняемость федеральных и местных инициатив, обеспеченность предпринимателей проверенной и понятной информацией по данному вопросу.

Литература:

  1. 1.Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция) //СПС Консультант плюс — URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.12.2024)
  2. Щемелев С. Н., Усенко Л. Н., Шумаева Л. И. Критерии оценки отнесения предприятий к малому бизнесу //Научные труды Вольного экономического общества России. — 2021. — Т. 229. — №. 3. — С. 121–146.
  3. Прохоров А. И. Понятие и сущность малого и среднего бизнеса //Педагогика, психология и экономика: вызовы современности и тенденции развития. — 2024. — С. 95.
  4. 4.Захарова К. А., Иванова Н. В. Региональные особенности государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2023. Т. 14. № 4. С. 680–697
  5. Бабурина Н. А., Захарова К. А. Роль государственной финансовой поддержки в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства в России в условиях экономической турбулентности //Экономическая безопасность страны, регионов, организаций различных видов деятельности: материалы V Всероссийского форума в Тюмени по экономической безопасности. –Тюмень, 2024. — 2024.
  6. Статистика единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки в части объема оказанной поддержки (в разрезе форм и видов поддержек) // Федеральная налоговая служба. — URL: https://rmsp pp.nalog.ru/ (дата обращения: 16.12.2024)
  7. Евстегнеева, А. Ю. Государственная финансовая поддержка российского малого и среднего предпринимательства / А. Ю. Евстегнеева // Вестник евразийской науки. — 2023. — Т. 15. — № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, государственная финансовая помощь, динамик средств, компания, рамка поддержки субъектов, Россия, среднее, государственная финансовая поддержка, льготное кредитование, финансовая помощь.


Похожие статьи

Исследование роли малого и среднего бизнеса в России

Малое предпринимательство выступает важным субъектом экономической деятельности государства, поскольку без его участия невозможно развить и сформировать структуру экономики. В статье выявлены критерии, регулирующие функционирование субъектов МСБ, пр...

Молодёжная политика как фактор развития муниципального образования (на примере Калининского района Тверской области)

Муниципальная молодежная политика выступает в роли важнейшего инструмента для формирования, развития и активного использования молодежного потенциала., а также является показателем развития любого общества. Ведение эффективной молодёжной политики обу...

Изучение основ предпринимательской деятельности в рамках профессионального образования

Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений...

Основные проблемы малого предпринимательства и пути их решения

Уже долгое время в России продолжает существовать проблема развития и поддержки малого предпринимательства. Актуальным остаётся вопрос о распространении коронавирусной инфекции — COVID-19, несмотря на то, что начался спад заболевших. Внутренняя полит...

Анализ причин замедленного перехода экономики Российской Федерации на путь инновационного развития

Каждое современное государство заинтересовано в становлении экономики страны на инновационный путь развития с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг, а также экономической эффективности в целом. В статье проведен анализ...

Значение айдентики российских регионов в их коммуникационном продвижении

В данной статье исследуется значение айдентики российских регионов и их роль в коммуникационном продвижении. Региональная айдентика — важный фактор для формирования имиджа регионов и привлечения внимания к его потенциалу. В статье анализируются основ...

Системный подход к формированию программы развития сферы агропромышленного комплекса в России

Российское агропромышленное производство в целом и сельское хозяйство, как основа агропромышленного комплекса имеет особую значимость в экономике государства. В современной мировой практике становления экономики, большое распространение получили целе...

Инновационная концепция «Умный город»: опыт развитых стран и реализация в Российской Федерации

Каждый город нуждается в стратегии развития, которую он создает на основе идеальных представлений о будущем и имеющихся возможностях. У каждого человека свой жизненный путь и личная история успеха, которая зависит от многих факторов и обстоятельств. ...

Конкурентная стратегия организации и ее разработка в условиях перехода к экономике знаний

Формирование стратегии имеет определяющее значение для успеха организации. В последние десятилетия наметилась явная тенденция к смещению акцента от ресурсного распределения при формировании стратегии предприятия к стратегиям, направленным на создание...

Организационно-правовые, финансовые и социально-экономические основы государственной политики в сфере развития культуры в муниципальных образованиях

Государственная политика в области культурного развития населения представляет собой совокупность принципов и норм, которые регламентируют деятельность государства по направлению сохранения, развития и распространения культуры. Актуальность темы нау...

Похожие статьи

Исследование роли малого и среднего бизнеса в России

Малое предпринимательство выступает важным субъектом экономической деятельности государства, поскольку без его участия невозможно развить и сформировать структуру экономики. В статье выявлены критерии, регулирующие функционирование субъектов МСБ, пр...

Молодёжная политика как фактор развития муниципального образования (на примере Калининского района Тверской области)

Муниципальная молодежная политика выступает в роли важнейшего инструмента для формирования, развития и активного использования молодежного потенциала., а также является показателем развития любого общества. Ведение эффективной молодёжной политики обу...

Изучение основ предпринимательской деятельности в рамках профессионального образования

Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений...

Основные проблемы малого предпринимательства и пути их решения

Уже долгое время в России продолжает существовать проблема развития и поддержки малого предпринимательства. Актуальным остаётся вопрос о распространении коронавирусной инфекции — COVID-19, несмотря на то, что начался спад заболевших. Внутренняя полит...

Анализ причин замедленного перехода экономики Российской Федерации на путь инновационного развития

Каждое современное государство заинтересовано в становлении экономики страны на инновационный путь развития с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг, а также экономической эффективности в целом. В статье проведен анализ...

Значение айдентики российских регионов в их коммуникационном продвижении

В данной статье исследуется значение айдентики российских регионов и их роль в коммуникационном продвижении. Региональная айдентика — важный фактор для формирования имиджа регионов и привлечения внимания к его потенциалу. В статье анализируются основ...

Системный подход к формированию программы развития сферы агропромышленного комплекса в России

Российское агропромышленное производство в целом и сельское хозяйство, как основа агропромышленного комплекса имеет особую значимость в экономике государства. В современной мировой практике становления экономики, большое распространение получили целе...

Инновационная концепция «Умный город»: опыт развитых стран и реализация в Российской Федерации

Каждый город нуждается в стратегии развития, которую он создает на основе идеальных представлений о будущем и имеющихся возможностях. У каждого человека свой жизненный путь и личная история успеха, которая зависит от многих факторов и обстоятельств. ...

Конкурентная стратегия организации и ее разработка в условиях перехода к экономике знаний

Формирование стратегии имеет определяющее значение для успеха организации. В последние десятилетия наметилась явная тенденция к смещению акцента от ресурсного распределения при формировании стратегии предприятия к стратегиям, направленным на создание...

Организационно-правовые, финансовые и социально-экономические основы государственной политики в сфере развития культуры в муниципальных образованиях

Государственная политика в области культурного развития населения представляет собой совокупность принципов и норм, которые регламентируют деятельность государства по направлению сохранения, развития и распространения культуры. Актуальность темы нау...

Задать вопрос