Настоящая статья посвящена изучению регионального вопроса, связанного с поддержкой МСП, в том числе воздействию, оказываемому экономическим спадом и геополитической ситуацией, механизмам государственной помощи, ориентированным на развитие данной сферы. На фоне сильнейшей неустойчивости экономической системы именно помощь, предоставляемая объектам малого и среднего предпринимательства (МСП), является значимым инструментом, который позволит гарантировать стабильное экономическое и социально-экономическое развитие любого предприятия. На первый план ставятся практические меры, включая налоговые льготы, субсидии, обновление административных процедур, приемы стимулирования кредитования. Внимание уделяется опыту, накопленному регионами, которые приспособили свои стратегии к местным особым условиям. Сделан вывод о наличии потребности в применении системного подхода, куда входит контактирование государственных органов, представителей предпринимательской среды и общественных структур, чтобы обеспечить комфортное пространство для развития бизнеса. В статье представлены рекомендации, которые будут ориентированы на совершенствование государственной политики в контексте особенностей регионов и усиление позиции МСП в качестве фундамента устойчивого экономического развития в непростой обстановке.
Ключевые слова: экономические интересы, малое и среднее предпринимательство, государство, субъекты, финансовая поддержка, развитие бизнеса, региональные программы.
Малое и среднее предпринимательство (далее — МСП) сегодня играет важную роль для существования отечественной финансово-экономической системы, являясь значимым компонентом структуры российской экономики, именно благодаря ему совершенствуются рыночные механизмы, расширяется конкурентная среда и диверсифицируется национальное хозяйство.
В качестве основной предпосылки увеличения количества малых фирм сейчас выступает легкость регистрации данных организаций. Для открытия такого предприятия предусматриваются небольшие затраты, необязательным является приобретение сложной и дорогой техники, достаточно небольшого штата сотрудников. Обычно малые и средние компании сосредоточены в тех сегментах экономики, которые напрямую касаются выпуска товаров народного потребления, предоставления самых разных услуг. В результате они создают фундамент развития бытовой, сервисной и потребительской инфраструктуры.
В соответствии с положениями, входящими в Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», под субъектами малого бизнеса подразумеваются юридические лица, индивидуальные предприниматели, фермерские хозяйства и кооперативы, которые подходят под несколько параметров. К последним относится количество работников, размер годового дохода и доля участия иных структур в уставном капитале. Чтобы компания приобрела статус субъекта малого бизнеса, требуется пройти процедуру регистрации в соответствующей базе — Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства [1].
Согласно положениям закона, субъектами малого бизнеса имеют право стать и физические лица, которые оформлены в качестве индивидуальных предпринимателей, когда они работают, не создавая юридическое лицо. При этом в поправках к Закону № 209-ФЗ уточняется специфика работы кооперативов, фермерских хозяйств и иных малых организаций, благодаря чему закон уделяет внимание отличительным аспектам разных видов предпринимательства. Соответственно, малый бизнес интегрирован в важнейшие на сегодня процессы: импортозамещение, обеспечение занятости граждан, активация инновационной деятельности.
В целях отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия, представленные в таблице 1 [2].
Таблица 1
Основные критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу
Критерии |
Малый бизнес |
Средний бизнес |
|
Численность работников на предприятии |
До 100 человек |
От 101 до 250 человек включительно |
|
Объем выручки от реализации товаров или услуг без учета НДС |
800 млн руб. |
2 млрд руб. |
|
Суммарная доля внешнего участия в уставном капитале |
Не должна превышать 25 % |
Не должна превышать 25 % |
|
Таблица наглядно демонстрирует ключевые критерии, разделяющие предприятия на категории малого и среднего бизнеса в соответствии с российским законодательством. Основными параметрами классификации выступают численность работников, объем выручки без учета НДС и максимальная доля внешнего участия в уставном капитале предприятия. Малое предпринимательство охватывает компании с численностью до 100 сотрудников и доходом до 800 млн рублей, тогда как для среднего бизнеса предусмотрено участие до 250 сотрудников и доход до 2 млрд рублей. Такой подход позволяет четко разграничивать категории бизнеса и разрабатывать адекватные механизмы поддержки для каждой из них.
Нужно сказать, что область деятельности малого и среднего предпринимательства распространяется на торговлю, общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство, при этом на первый план ставится торговля и посредническая деятельность (свыше 70 %). Производственную деятельность ведет только 10 % компаний, примерно столько же оказывают услуги транспортного, строительного и бытового характера, осуществляют переработку аграрной продукции. Меньше всего компаний присутствует в областях информационных, медицинских и услуг риелторов. В качестве потребителей производимых товаров и оказываемых услуг МСП представлены местные жители, предприятия, государственные структуры и торгово-посреднические фирмы. В то же время МСП сегодня имеет особое значение, поскольку обеспечивает рынок самой разной продукцией, закрывая нужды больших компаний, оказывая специальные услуги. Примечательно, что увеличение присутствие МСП в отечественной экономике является основным вектором развития. В соответствии со статистической информацией, в 2020 году данная сфера столкнулась с негативным влиянием пандемии, поскольку завершили свою деятельность примерно 2 млн компаний, всего их стало меньше на 4,2 % (осталось 5,6 млн). К самым пострадавшим сегментам относится продажа одежды и обуви (-38 % продаж), гостиничный и ресторанный бизнес (-37 %), продукция для животных (-33 %). Итоги 2024 года в данной сфере касательно присутствия МСП в российской экономике дадут возможность дать объективную оценку эффективности оказываемой государственной помощи, которая предоставляется особенно активно с 2020 года [3].
Подчеркнем, что малые и средние компании сегодня вынуждены преодолевать отсутствие определенности, из-за чего их деятельность затрудняется, а развитие — замедляется. Ситуация складывается подобным образом из-за влияния многих обстоятельств, в том числе изменений потребительского спроса, конъюнктуры рынка труда, инфляционных ожиданий, неустойчивости валютного курса. Данные обстоятельства приводят к серьезным угрозам для работы МСП, из-за чего ухудшается стратегическое и финансовое планирование, сокращается объем доходов, падают финансовые результаты и разрушается конкурентоспособность. В результате развивается зависимость МСП от сторонних обстоятельств, появляются риски для экономической безопасности [4].
На фоне такого рода вызовов помощь, оказываемая государством, является значимым инструментом, который дает возможность сократить риски и обеспечить устойчивость всего сегмента МСП. В такого рода мерам относится помощь консультационного, информационного, имущественного и образовательного характера. При этом финансовая помощь является основополагающим аспектом стабилизации работы МСП, поскольку она обеспечивает компании ресурсами, требуемыми при поддержании предпринимательства.
Сегодня к государственной финансовой помощи в данной сфере относится множество разных механизмов. К числу последних относятся субсидии, льготное кредитование, гарантии, налоговые льготы. В своей совокупности они ориентированы на сокращение объема издержек предпринимателей, активацию их деятельности, формирование комфортной обстановки для вложений средств и инновационного развития. В результате компании будут более стабильными на фоне непростой экономической ситуации, смогут подстраиваться под новые условия рынка [4].
На рисунке 1 отражена динамика средств, выделяемых в рамках поддержки субъектов МСП в России [5, 6].
Рис. 1. Динамика средств, выделяемых в рамках поддержки субъектов МСП в России
На практике 2020 год в контексте государственной финансовой помощи в адрес МСП отличается нацеленностью на сокращение отрицательных последствий, к которым привела пандемия коронавирусной инфекции, в экономике и предпринимательстве. Хотя произошло уменьшение бюджетных ассигнований в 2021 году (на 6,8 %) на фоне постпандемийной реабилитации, в 2022 году поддержка увеличилась на 48,2 %, чего ранее не происходило. Данный результат вызван интенсивным развитием геополитической напряженности, появлением санкционного давления. Тогда требовалось приспособить компании к новой экономической ситуации, справиться с ограничениями, активировать импортозамещения, способствовать развитию инновационных и технологических векторов, чтобы укрепить конкурентоспособность экономики страны. С приходом 2023 года государственная финансовая поддержка осталась актуальной, поэтому компании смогли достичь серьезных успехов.
На рисунке 2 отражена динамика средств, выделяемых в рамках поддержки субъектов МСП по видам государственной финансовой поддержки в России [5, 6].
Рис. 2. Динамика средств, выделяемых в рамках поддержки субъектов МСП по видам государственной финансовой поддержки в России
Таким образом, государственная финансовая помощь МСП имеет принципиальное значение для развития предпринимательства и формирования рабочих мест, что крайне важно при экономической неустойчивости. С ее помощью можно нивелировать отрицательные последствия, создать некоторые гарантии стабильного развития, дать возможность компаниям приспособиться к новой реальности. Сделанные выводы способны стать основой методики оценивания системы финансовой помощи с использованием эконометрического моделирования. Они помогут определить основные аспекты современного развития МСП и воздействия, оказываемого экономической и политической неустойчивостью на их деятельность [7].
Сегодня предоставляемая государственная финансовая помощь МСП достаточно жестко зависит от норм закона. В качестве главного нормативного документа в данной сфере выступает Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» № 209-ФЗ. В соответствии с его положениями, помощь МСП могут предоставлять органы государственной власти и местного самоуправления, при этом они должна быть ориентирована на осуществление федеральных и муниципальных программ, где отражены точные меры и сроки в рамках развития предпринимательства [1].
Основная цель, которая достигается с помощью государственной помощи бизнесу, сводится к созданию конкурентного пространства, укреплению конкурентоспособности малых фирм, масштабированию присутствия производимой ими продукции и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП), увеличение объема налоговых платежей. Согласно ст. 17 закона № 209-ФЗ, к финансовой помощи в данном случае относятся субсидии, бюджетные инвестиции и государственные гарантии. Также в ст. 16 указанного закона перечисляются формы и меры поддержки, включая обновление системы налогообложения и бухгалтерского учета, разного рода льготы [1].
При этом для долгосрочной реализации предусмотрена Стратегия развития сектора МСП до 2030 года. В данном документе приводится система мер, которые ориентированы на создание центра поддержки малого бизнеса, активацию конкурентной борьбы, улучшении качества продукции и услуг, стимулирование инноваций, расширение экспорта и предоставление доступа к финансовым ресурсам. Большое значение в данном случае имеет необходимость улучшения государственного регулирования и инфраструктуры для развития малых фирм. Особо подчеркивается важность качественной подготовки кадров с помощью образовательных программ и привлечение молодых людей в бизнес.
Для реализации государственной финансовой помощи предусматривается использование прямых или косвенных методов. К первым относятся субсидии, льготное кредитование и государственные гарантия. В свою очередь, косвенные меры сложны, поскольку представлены инструментами финансового стимулирования, позволяющими сформировать комфортную обстановку для развития предпринимательства и при непростых обстоятельствах. Но определенное влияние оказывает актуальная экономическая и геополитическая обстановка, поэтому нужно тщательно изучать результативность используемых методов.
Соответственно помощь МСП на фоне экономической неустойчивости имеет принципиальное значение для стабильности региональных экономик и их возможности подстраиваться под влияние сторонних угроз. Функции, возлагаемые при этом на государство, сводятся к созданию и внедрению программ, которые ориентированы на сокращение рисков для предпринимателей, открытие рабочих мест, развитие местных производств и укрепление конкурентоспособности региональных компаний. В рамках региона государственная поддержка должна соответствовать местным особенностям экономической системы, развитию инфраструктуры и специфическим потребностям компании в разных сферах. К наиболее часто используемым на практике мерам относится льготное кредитование, субсидии, налоговые льготы, гранты и помощь при выходе компаний на новые рынки.
Обычно в региональных программах отражено предоставление предпринимателям услуг консультационного и образовательного характера, открытие центров помощи предпринимателям, выстраивание отношений с институтами финансирования. Большое значение при этом имеет стимулирование инновационных решений и использования цифровых технологий. В результате компании смогут оставаться конкурентоспособными и при непростых экономических обстоятельствах. Отдельно подчеркивается в данном контексте поддержка экспортного потенциала таких предприятий и развитие отраслевых кластеров, которые позволяют добиться синергетического эффекта в рамках экономического развития регионов. Но на результативность данных мер напрямую влияет качество координации федеральной и региональной политики, обеспеченность субъектов ресурсами и стремление предпринимателей сотрудничать с органами власти разных уровней.
В рамках создания программ поддержки МСП местным органам власти требуется уделять внимание экономическим особенностям и основным сегментам экономики, качеству инфраструктуры для предпринимательства, нуждам, которые беспокоят компании с точки зрения финансирования и повышения квалификации кадров, демографическому аспекту и занятости граждан. Требуется всесторонне изучить то финансово-экономическое состояние, в котором сейчас пребывает регион, инновационные возможности компаний, объем доступных имущественных и земельных ресурсов, угрозы социально-экономического характера, в том числе санкционное давление и динамику рынка. Для результативности реализуемых программ особенно важна взаимодополняемость федеральных и местных инициатив, обеспеченность предпринимателей проверенной и понятной информацией по данному вопросу.
Литература:
- 1.Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция) //СПС Консультант плюс — URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.12.2024)
- Щемелев С. Н., Усенко Л. Н., Шумаева Л. И. Критерии оценки отнесения предприятий к малому бизнесу //Научные труды Вольного экономического общества России. — 2021. — Т. 229. — №. 3. — С. 121–146.
- Прохоров А. И. Понятие и сущность малого и среднего бизнеса //Педагогика, психология и экономика: вызовы современности и тенденции развития. — 2024. — С. 95.
- 4.Захарова К. А., Иванова Н. В. Региональные особенности государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2023. Т. 14. № 4. С. 680–697
- Бабурина Н. А., Захарова К. А. Роль государственной финансовой поддержки в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства в России в условиях экономической турбулентности //Экономическая безопасность страны, регионов, организаций различных видов деятельности: материалы V Всероссийского форума в Тюмени по экономической безопасности. –Тюмень, 2024. — 2024.
- Статистика единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки в части объема оказанной поддержки (в разрезе форм и видов поддержек) // Федеральная налоговая служба. — URL: https://rmsp pp.nalog.ru/ (дата обращения: 16.12.2024)
- Евстегнеева, А. Ю. Государственная финансовая поддержка российского малого и среднего предпринимательства / А. Ю. Евстегнеева // Вестник евразийской науки. — 2023. — Т. 15. — № 3.