Статья посвящена сравнительному анализу различных информационных технологий, применяемых в контексте налогового администрирования. В статье рассматриваются технологии, применяемые в Российской Федерации и в Китайской Народной Республике. Анализ в правовом контексте показывает, что на данный момент опыт России и Китая имеет отличия, на основе которых имеется возможность формирования новых решений.
Ключевые слова: налоговое администрирование, Россия, Китай, информационные технологии, сравнительно-правовой анализ.
The article is devoted to a comparative analysis of various information technologies used in the context of tax administration. The article examines the technologies used in the Russian Federation and in the People's Republic of China. The analysis in the legal context shows that at the moment the experience of Russia and China has differences, on the basis of which it is possible to form new solutions.
Keywords: tax administration, Russia, China, information technology, comparative legal analysis.
Вопрос налогообложения и формирования наиболее эффективной системы беспокоит исследователей уже достаточно давно. Современные условия, в которых практически все сферы жизни трансформируются в связи с распространением информационных технологий, подразумевают и развитие инструментария налоговой системы. Вместе с самой налоговой системой постепенно трансформируются и принципы — система становится более доступной, интерактивной, повышается качество обратной связи — то есть налоговая система адаптируется под условия современных тенденций.
Принципы налогового права играют ключевую роль как в теории, так и в практике налогового законодательства каждого государства, являясь основой для развития налоговой политики и гарантией прав налогоплательщиков. Несмотря на их значимость, в современной науке нет единства мнений относительно понятия и перечня таких принципов [2].
Процесс цифровизации означает преобразование информации в цифровой формат, что обеспечивает более эффективное ее использование. По мнению Boston Consulting Group, Россия находится не на передовых позициях в цифровой трансформации, уступая ряду других развитых стран, но отметим, что в области цифровизации налоговой системы Россия занимала лидирующие позиции на ранних этапах (начало 2000-х гг.).
Применение информационных технологий (как показывает практика России и других государств) привносит существенные изменения в процессы налогового администрирования, требуя внимательного изучения международного опыта и внедрения цифровых методов. Это обусловлено стремлением к оптимизации работы налоговых органов, сокращению времени на формальности и снижению бюрократической нагрузки. Преобразование Федеральной налоговой службы в цифровую сервисную компанию способствует обеспечению качественного и надежного администрирования налоговых процессов, что в результате повышает эффективность функционирования системы налогообложения и ее обслуживания [5].
Цифровизация налогового администрирования играет ключевую роль в повышении эффективности налоговой системы России и способствует устойчивому экономическому росту. Исследователи многих смежных областей (экономика, право, государственное управление и т. д.) обсуждают технологические тенденции в области налогового администрирования, включая перспективы развития государственного налогового управления за рубежом, фокусируясь на цифровизации документооборота, переходе к индивидуальному обслуживанию налогоплательщиков и использовании институциональных методов для борьбы с теневой экономикой. Анализируя изменения, авторы выделяют положительные и отрицательные аспекты влияния цифровизации на формирование прозрачной и стабильной налоговой системы [4].
Применение цифровых технологий в налоговом администрировании повышает уровень сервиса для налогоплательщиков и способствует более эффективному контролю со стороны государства. Цифровизация налогового администрирования значительно упрощает многие процедуры для всех участников, сокращает бюрократию, из-за которой долгое время внедрение технологий было затруднено, и улучшает прозрачность системы.
Рассмотрим опыт Китайской Народной Республики для сравнения его с опытом России по части использования информационных технологий в налоговом администрировании. За последние три десятилетия успешные реформы и стратегия открытости открыли Китаю возможности к впечатляющему экономическому росту и второму месту в мире по уровню экономического развития. В этой стране работает система экономики, объединяющая частный и государственный сектора, что способствует расцвету частного предпринимательства. Влияние на доходы государственного бюджета в таком контексте оказывает эффективное налоговое администрирование, что приводит к покрытию около 85 % расходов из налоговых поступлений [4].
Налоговая система Китая играет ключевую роль в обеспечении экономической устойчивости, способствуя укреплению социальной стабильности и созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций. Основные принципы налоговой системы строятся на общих правилах для всех налогоплательщиков по всей стране, что предполагает единство в подходе к налогообложению и централизованное установление законодательных норм в области налогов и сборов. Система налогового администрирования в Китае включает в себя как государственные, так и частные органы, обеспечивая комплексный подход к управлению налоговыми вопросами [3].
В Китае налоговое законодательство разрабатывается и контролируется государственными органами, такими, как Всекитайское собрание народных представителей, Государственный совет и Министерство финансов. Проведение налоговых проверок осуществляется налоговыми инспекциями, которые функционируют на различных уровнях, начиная от уездных налоговых управлений и заканчивая Инспекционным управлением при Главном государственном налоговом управлении КНР. Негосударственные учреждения (налоговые консультанты, бухгалтерские фирмы и другие коммерческие структуры) предоставляют профессиональную помощь и консультации по вопросам налогообложения [4].
Государственная налоговая администрация (SAT) в Китае отвечает за администрирование и сбор налогов через свои более чем 3000 налоговых инспекций по всей стране, чей ежегодный доход составляет более двух триллионов долларов США, что составляет около 17,5 % ВВП страны. SAT занимается проектами по цифровизации налогов с 1994 года, в том числе недавно запущенным «Golden Tax Project Phase 3", направленным на упрощение соблюдения налогового законодательства и унификацию процессов на всей территории Китая. Одним из важных компонентов этого проекта является внедрение системы электронного выставления счетов для НДС. SAT активно развивает мобильные платформы, такие как Alipay и WeChat, для предоставления услуг налогового соблюдения и осуществления налоговых платежей в соответствии с быстрым ростом мобильного интернета в стране [4].
В современных условиях цифровой экономики как в РФ, так и в Китае наблюдается развитие финансово-правовых принципов, в том числе принципов автоматизации, информатизации и информационной открытости. Переход к использованию информационных технологий и автоматизированных систем в налогообложении полностью реализует принцип автоматизации, упрощая взаимодействие налогоплательщиков с налоговыми органами и повышая эффективность налогового контроля. Принцип информационной открытости включает в себя обеспечение доступа к информации о налоговых проверках в рамках установленных законом рамок, что стало возможным благодаря применению современных информационных технологий.
Появление новых налогово-правовых институтов несомненно требует специфических правовых принципов, основанных на взаимодействии налогоплательщиков и налоговых органов, прозрачности и обоснованности мероприятий налогового мониторинга. Принципы добровольности сотрудничества, оперативного разрешения споров и простоты налогообложения профессиональных доходов, играют ключевую роль в эффективной налоговой системе, поддерживаемой научными выводами и практикой налогового правоприменения.
С развитием цифровых технологий налоговое администрирование включает в себя новые методы, например использование риск-ориентированного подхода в налоговом мониторинге, что приводит к объединению принципов налогового права с смежными категориями. Для разграничения принципов права от других юридических понятий важно определение их характеристик и установка четких критериев, даже при отсутствии общепризнанного определения понятия «принцип права».
Таким образом, в эпоху цифровизации интерес к теоретическим аспектам принципов права значительно возрос, особенно в контексте появления нового налогового режима, такого как налог на профессиональный доход, который изначально был временным и экспериментальным. Мнение некоторых специалистов о том, что налогообложение самозанятых лиц по этому режиму не соответствует определенным принципам налогового права, вызывает дискуссии и споры, хотя выводы о подобных несоответствиях являются предметом обсуждения. Тем не менее, на данный момент акцент ставится на важность принципов в системе налогово-правового регулирования в условиях развития новых налоговых отношений, требующих электронного взаимодействия участников и применения передовых технологий (приложение «Мой налог» и потенциальное использование технологии блокчейн для автоматической уплаты налога при осуществлении операций). Информационные технологии и их применение в деятельности налоговых органов всех стран играют важную роль и служат оперативному и эффективному процессу администрирования фискальных платежей, позволяя выстраивать современную модель налоговых правоотношений в условиях цифрового общества.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. № 1-ФКЗ, с изм., от 4 октября 2022 г. № 8-ФКЗ) // Рос. газета. 1993. 25 дек.; СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416; 2022. № 41. Ст. 6933.
- О применении НПД в отношении деятельности по сдаче в аренду нежилых помещений: Письмо Минфина России от 24 февраля 2022 г. № 03–11–11/12806// СПС «КонсультантПлюс».
- Как происходит налоговое администрирование в Китае URL: https://companies.rbc.ru/news/REuTgSxpGg/kak-proishodit-nalogovoe-administrirovanie-v-kitae/ (дата обращения: 07.05.2024)
- Староверова О. В. Международный опыт цифровизации налогового администрирования // Вестник экономической безопасности. 2023. № 3. — С. 78–89.
- Трофимова Е. А. Современные тенденции в налогообложении / Е. А. Трофимова, Т. А. Кольцова, Т. В. Бакунова, А. Е. Заборовская // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2022. Том 8. № 1 (29). С. 307–330.