В статье автор раскрывает понятие «общее недоразвитие речи», исследует связь речевых нарушений и психических процессов. Также автор раскрывает особенности развития у дошкольников с ОНР таких психических процессов как восприятие, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера.
Ключевые слова: дошкольник, речевое развитие, общее недоразвитие речи, нарушение, психические процессы, восприятие, внимание, память.
На современном этапе развития дошкольного образования основной задачей дошкольных образовательных учреждений является полное и всестороннее развитие дошкольников, в том числе и развитие коммуникативных навыков для успешной социализации дошкольника. Ключевую роль в этом играет развитие связной речи. Развитие связной речи в дошкольном возрасте воздействует на отношения ребенка со сверстниками, на их самооценку, а главное, оказывает большое влияние на их психическое развитие и готовность к дальнейшему образованию.
В последнее время среди детей дошкольного возраста наблюдается высокая распространенность общего недоразвития речи (далее — ОНР). Распространенность общего недоразвития речи у дошкольников составляет около 40 %, что делает ОНР самой распространенной патологией речи в этом возрасте. У дошкольников с ОНР нарушения встречаются во всех аспектах речи, что затрудняет развитие связной речи. Следовательно, для дошкольников с ОНР необходимо организовывать специальные коррекционные занятия, которые будут включать устранение лексических и грамматических ошибок, которые мешают развитию связной речи [1].
Таким образом, значительный рост числа детей дошкольного возраста с ОНР в последнее время доказывает актуальность данного исследования.
Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии как общее недоразвитие речи было дано в трудах Р. Е. Левиной в 50–60-е гг. XX в.
Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.
У детей с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте наблюдается скудный словарный запас, более позднее начало речи, дефекты в произношении и фонемообразовании и т. д. Речевое недоразвитие выражается у детей дошкольного возраста в разной степени: это может быть лепетная речь или отсутствие речи, начало фразы или развернутая речь с элементами фонетико-фонематического или лексико-грамматического недоразвития.
В психолого-педагогической литературе выделяются разные уровни речевого развития у детей с ОНР. Первые три уровня выделены и подробно описаны в работах Р. Е. Левиной, четвертый уровень представлен в исследованиях Т. Б. Филичевой [4].
Проведенные исследования такими учеными как Л. И. Белякова, О. Н. Усанова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др., показывают тесную взаимосвязь речевых нарушений у детей с ОНР с развитием их психических процессов.
У дошкольников с ОНР наблюдается недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного, пространственного. Нарушения зрительного восприятия проявляется в основном в бедности и недифференцированности зрительных представлений, в отсутствии связи слова со зрительным образом предмета.
Особенности развития внимания у дошкольников с ОНР заключается в недостаточной устойчивости внимания, объёме внимания, ограниченных возможностях его распределения. Низкий уровень произвольного внимания приводит к несформированности или значительному нарушению структуры деятельности. На протяжении всей деятельности дошкольники с ОНР допускают ошибки внимания, которые не всегда устраняются детьми самостоятельно.
Особенности развития мышления у дошкольников с ОНР обусловлены связью между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития. У детей с данной патологией наблюдается нарушение наглядно-образного и словесно-логического мышления, они с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. На процесс мыслительной деятельности также влияет несформированность определенных знаний и недостаточность речевой деятельности [1].
Особенности развития двигательной сферы у дошкольников с ОНР заключаются в том, что наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Двигательная сфера детей с ОНР, по исследованиям таких ученых как В. И. Селиверстова, Т. Б. Филичева и др., характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Выполнение движений по словесной инструкции вызывает наибольшие трудности у детей. Помимо этого дошкольники с ОНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, они нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Также у них наблюдается недостаточная координация пальцев рук и общее недоразвитие мелкой моторики [1].
Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОНР заключаются в том, что у них наблюдаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Эмоционально-волевая сфера дошкольников с ОНР характеризуется повышенной тревожностью, которая проявляется в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок-взрослый», высокой степенью психоэмоционального напряжения, сниженным эмоциональным фоном, невниманием детей с ОНР к эмоциональному состоянию других людей и, как следствие, низкой эмоциональной отзывчивостью. Нарушение речи оказывает отрицательное влияние на формирование самооценки у детей дошкольного возраста. Для них характерна неуверенность в себе, робость, ощущение собственной маловажности и др. Уровень самооценки у таких детей значительно ниже, чем у нормально развивающихся сверстников [2].
Особенности развития памяти у дошкольников с ОНР заключаются в том, что слуховая память и продуктивность запоминания у них снижены. Дошкольники часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий, запоминание вербальных стимулов у дошкольников с ОНР значительно хуже, чем у детей без речевой патологии.
Ограниченность речевого общения дошкольника с ОНР во многом способствует развитию таких отрицательных качеств характера как: застенчивость, нерешительность, замкнутость, заниженная самооценка, агрессивность.
Таким образом, общее недоразвитие речи понимается как различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Общее недоразвитие речи имеет разные степени выраженности. У дошкольников с ОНР прослеживается тесная взаимосвязь речевых нарушений с развитием психических функций.
Литература:
1. Волковская, Т. Н., Юсупова, Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Под научной ред. И. Ю. Левченко. — М.: Национальный книжный центр, 2014–96 с.
2. Заяц, Н. М., Смаилова, М. Б. Особенности эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи // Информация и образование: границы коммуникаций INFO, 2018. — С. 179–182.
3. Сапрунова, Я. Е. Особенности развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Я. Е. Сапрунова, В. С. Власенко // Дефектология и образование в наши дни: фундаментальные и прикладные исследования: Сборник материалов III ежегодной Международной научно-практической конференции. — Краснодар: Кубанский государственный университет, 2024. — С. 380–385.
4. Шашкина, Г. Р. Логопедия. Работа с дошкольниками: учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 246 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/559246 (дата обращения: 18.12.2024).