Общее недоразвитие речи у дошкольников: понятие и особенности развития их психических процессов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (550) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 23.12.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Селиванова, Т. Е. Общее недоразвитие речи у дошкольников: понятие и особенности развития их психических процессов / Т. Е. Селиванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 51 (550). — С. 300-301. — URL: https://moluch.ru/archive/550/120846/ (дата обращения: 19.01.2025).



В статье автор раскрывает понятие «общее недоразвитие речи», исследует связь речевых нарушений и психических процессов. Также автор раскрывает особенности развития у дошкольников с ОНР таких психических процессов как восприятие, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера.

Ключевые слова: дошкольник, речевое развитие, общее недоразвитие речи, нарушение, психические процессы, восприятие, внимание, память.

На современном этапе развития дошкольного образования основной задачей дошкольных образовательных учреждений является полное и всестороннее развитие дошкольников, в том числе и развитие коммуникативных навыков для успешной социализации дошкольника. Ключевую роль в этом играет развитие связной речи. Развитие связной речи в дошкольном возрасте воздействует на отношения ребенка со сверстниками, на их самооценку, а главное, оказывает большое влияние на их психическое развитие и готовность к дальнейшему образованию.

В последнее время среди детей дошкольного возраста наблюдается высокая распространенность общего недоразвития речи (далее — ОНР). Распространенность общего недоразвития речи у дошкольников составляет около 40 %, что делает ОНР самой распространенной патологией речи в этом возрасте. У дошкольников с ОНР нарушения встречаются во всех аспектах речи, что затрудняет развитие связной речи. Следовательно, для дошкольников с ОНР необходимо организовывать специальные коррекционные занятия, которые будут включать устранение лексических и грамматических ошибок, которые мешают развитию связной речи [1].

Таким образом, значительный рост числа детей дошкольного возраста с ОНР в последнее время доказывает актуальность данного исследования.

Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии как общее недоразвитие речи было дано в трудах Р. Е. Левиной в 50–60-е гг. XX в.

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.

У детей с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте наблюдается скудный словарный запас, более позднее начало речи, дефекты в произношении и фонемообразовании и т. д. Речевое недоразвитие выражается у детей дошкольного возраста в разной степени: это может быть лепетная речь или отсутствие речи, начало фразы или развернутая речь с элементами фонетико-фонематического или лексико-грамматического недоразвития.

В психолого-педагогической литературе выделяются разные уровни речевого развития у детей с ОНР. Первые три уровня выделены и подробно описаны в работах Р. Е. Левиной, четвертый уровень представлен в исследованиях Т. Б. Филичевой [4].

Проведенные исследования такими учеными как Л. И. Белякова, О. Н. Усанова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др., показывают тесную взаимосвязь речевых нарушений у детей с ОНР с развитием их психических процессов.

У дошкольников с ОНР наблюдается недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного, пространственного. Нарушения зрительного восприятия проявляется в основном в бедности и недифференцированности зрительных представлений, в отсутствии связи слова со зрительным образом предмета.

Особенности развития внимания у дошкольников с ОНР заключается в недостаточной устойчивости внимания, объёме внимания, ограниченных возможностях его распределения. Низкий уровень произвольного внимания приводит к несформированности или значительному нарушению структуры деятельности. На протяжении всей деятельности дошкольники с ОНР допускают ошибки внимания, которые не всегда устраняются детьми самостоятельно.

Особенности развития мышления у дошкольников с ОНР обусловлены связью между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития. У детей с данной патологией наблюдается нарушение наглядно-образного и словесно-логического мышления, они с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. На процесс мыслительной деятельности также влияет несформированность определенных знаний и недостаточность речевой деятельности [1].

Особенности развития двигательной сферы у дошкольников с ОНР заключаются в том, что наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Двигательная сфера детей с ОНР, по исследованиям таких ученых как В. И. Селиверстова, Т. Б. Филичева и др., характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Выполнение движений по словесной инструкции вызывает наибольшие трудности у детей. Помимо этого дошкольники с ОНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, они нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Также у них наблюдается недостаточная координация пальцев рук и общее недоразвитие мелкой моторики [1].

Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОНР заключаются в том, что у них наблюдаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Эмоционально-волевая сфера дошкольников с ОНР характеризуется повышенной тревожностью, которая проявляется в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок-взрослый», высокой степенью психоэмоционального напряжения, сниженным эмоциональным фоном, невниманием детей с ОНР к эмоциональному состоянию других людей и, как следствие, низкой эмоциональной отзывчивостью. Нарушение речи оказывает отрицательное влияние на формирование самооценки у детей дошкольного возраста. Для них характерна неуверенность в себе, робость, ощущение собственной маловажности и др. Уровень самооценки у таких детей значительно ниже, чем у нормально развивающихся сверстников [2].

Особенности развития памяти у дошкольников с ОНР заключаются в том, что слуховая память и продуктивность запоминания у них снижены. Дошкольники часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий, запоминание вербальных стимулов у дошкольников с ОНР значительно хуже, чем у детей без речевой патологии.

Ограниченность речевого общения дошкольника с ОНР во многом способствует развитию таких отрицательных качеств характера как: застенчивость, нерешительность, замкнутость, заниженная самооценка, агрессивность.

Таким образом, общее недоразвитие речи понимается как различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Общее недоразвитие речи имеет разные степени выраженности. У дошкольников с ОНР прослеживается тесная взаимосвязь речевых нарушений с развитием психических функций.

Литература:

1. Волковская, Т. Н., Юсупова, Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Под научной ред. И. Ю. Левченко. — М.: Национальный книжный центр, 2014–96 с.

2. Заяц, Н. М., Смаилова, М. Б. Особенности эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи // Информация и образование: границы коммуникаций INFO, 2018. — С. 179–182.

3. Сапрунова, Я. Е. Особенности развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Я. Е. Сапрунова, В. С. Власенко // Дефектология и образование в наши дни: фундаментальные и прикладные исследования: Сборник материалов III ежегодной Международной научно-практической конференции. — Краснодар: Кубанский государственный университет, 2024. — С. 380–385.

4. Шашкина, Г. Р. Логопедия. Работа с дошкольниками: учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 246 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/559246 (дата обращения: 18.12.2024).

Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, дошкольник, ребенок, связная речь, нарушение, особенность развития, развитие, двигательная сфера, последнее время.


Похожие статьи

Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи

В статье раскрывается понятие восприятия пространства. Отражаются результаты экспериментального изучения особенностей и выявления уровня сформированности восприятия пространства у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Описываются промежуточные р...

Логопедическая работа по развитию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема развития фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи. Определяется важность и значимость этой проблемы для развития детей: их когнитивных функций, познавательной деятельности и, самое важное, д...

Формирование слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрывается проблема формирования и коррекции слухоречевой памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Обобщены результаты работы формирования и коррекции мнести...

Особенности развития произвольной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье отражены результаты исследования произвольной памяти у старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Даётся описание таких параметров памяти как объём запоминаемого материала, скорость запоминания, длительность, прочность хранения и...

Кинестетическая сказка как средство развития высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи

Статья представляет собой описание результатов теоретического анализа научных исследований по проблеме развития высших психических функций у дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями. Обосновывается взаимосвязь развития высших психических функций ...

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе и дизонтогенезе

Формирование у младших школьников навыка чтения — одна из главных проблем в работе логопеда. Выбор и обоснование системы коррекционной работы предполагает анализ развития навыка чтения в онтогенезе и дизонтогенезе, рассмотрение вопросов нарушения и к...

Дидактические игры как средство развития пространственных функций в конструктивной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается использование дидактических игр и пособий с целью развития пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по организации конструктивной деятельности дете...

Специфика речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена обзору научных данных о закономерностях и особенностях речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Показано, что отставание от возрастной нормы в речевом развитии у дошкольников с задержкой психиче...

Формирование пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье описывается формирование пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с ОНР. Анализируются основные модели формирования пространственных представлений и пространственного мышления. Рассматриваются особенности фо...

Формирование предпосылок речевой коммуникации у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается особенность формирования и последующего развития речевой коммуникации у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). В рамках исследования выделены ключевые характеристики вариативности и специфики выработки предпосылок реч...

Похожие статьи

Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи

В статье раскрывается понятие восприятия пространства. Отражаются результаты экспериментального изучения особенностей и выявления уровня сформированности восприятия пространства у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Описываются промежуточные р...

Логопедическая работа по развитию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема развития фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи. Определяется важность и значимость этой проблемы для развития детей: их когнитивных функций, познавательной деятельности и, самое важное, д...

Формирование слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрывается проблема формирования и коррекции слухоречевой памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Обобщены результаты работы формирования и коррекции мнести...

Особенности развития произвольной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье отражены результаты исследования произвольной памяти у старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Даётся описание таких параметров памяти как объём запоминаемого материала, скорость запоминания, длительность, прочность хранения и...

Кинестетическая сказка как средство развития высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи

Статья представляет собой описание результатов теоретического анализа научных исследований по проблеме развития высших психических функций у дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями. Обосновывается взаимосвязь развития высших психических функций ...

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе и дизонтогенезе

Формирование у младших школьников навыка чтения — одна из главных проблем в работе логопеда. Выбор и обоснование системы коррекционной работы предполагает анализ развития навыка чтения в онтогенезе и дизонтогенезе, рассмотрение вопросов нарушения и к...

Дидактические игры как средство развития пространственных функций в конструктивной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается использование дидактических игр и пособий с целью развития пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по организации конструктивной деятельности дете...

Специфика речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена обзору научных данных о закономерностях и особенностях речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Показано, что отставание от возрастной нормы в речевом развитии у дошкольников с задержкой психиче...

Формирование пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье описывается формирование пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с ОНР. Анализируются основные модели формирования пространственных представлений и пространственного мышления. Рассматриваются особенности фо...

Формирование предпосылок речевой коммуникации у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается особенность формирования и последующего развития речевой коммуникации у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). В рамках исследования выделены ключевые характеристики вариативности и специфики выработки предпосылок реч...

Задать вопрос