Интегративная тематическая проектная деятельность при реализации регионального компонента в ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Десятова, Н. Ю. Интегративная тематическая проектная деятельность при реализации регионального компонента в ДОО / Н. Ю. Десятова, С. М. Давыдова, А. В. Хаяси. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 51 (550). — С. 235-239. — URL: https://moluch.ru/archive/550/120849/ (дата обращения: 18.01.2025).



В статье авторы представляют опыт организации и реализации педагогического проекта «Мастерская архитектора» , как совокупность учебно-познавательных приемов из разных образовательных областей, дополняющие друг друга, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате совместной деятельности педагогов, родителей, детей над изучением вопроса, связанного с историей, архитектурой города Иркутска.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, региональный компонент.

Современное образование ориентировано на развитие у каждого ребенка качеств, которые не только и не столько помогут ему усвоить суммарный объем знаний, сколько дадут возможность творчески мыслить, находить нужную информацию, с каждым достижением выводя ребенка на новый виток развития его личности. В настоящее время педагогическая наука и образовательная практика уделяют особое внимание детскому конструированию и экспериментированию. Неслучайно в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и образовательных программах дошкольных образовательных организаций эти виды деятельности рассматриваются как основные.

Соединение этих двух видов продуктивно-познавательной деятельности дает возможность ребенку, с одной стороны, проявлять в полном объеме свое творчество, с другой — развивает в нем научно-исследовательский подход к проблеме. Одним из средств исследования может выступать архитектура. Экспериментируя с природным и бросовым материалом, разными видами конструктора, в игровой форме дети усваивают элементарные представления об архитектурных сооружениях. При этом развиваются пространственное восприятие, мышление, воображение, формируются коммуникативные навыки.

Также знакомство дошкольников с родным городом: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления об истории родного города, родной природе полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Исходя из этого целью проекта «Мастерская архитектора» стало создание условий для развития навыков совместной экспериментальной деятельности детей, развития качества творца-архитектора.

Словосочетание «творец-архитектор» было позаимствовано из рассуждений А. В. Иконникова, где он выводит образ архитектора-творца: «Сфера деятельности архитектора: знание потребностей человека, творческое воображение, красота, свобода выбора. Однако в задачах архитектора есть и инженерные элементы: необходимость знания законов физического мира. А в сфере инженера мы, с другой стороны, видим и архитектурный аспект: понимание потребности человека».[1]

Интегративность проекта.

Проект «Мастерская архитектора» — это совокупность учебно-познавательных приемов из разных образовательных областей, дополняющие друг друга, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате совместной деятельности воспитателей, родителей, детей над изучением вопроса, связанного с историей, архитектурой города Иркутска.

В рамках проекта мы старались обогатить познавательную сферу ребенка посредством целевых прогулок, экскурсий с родителями, тематических интегрированных занятий, экспериментирования.

Потребность в отражении своих жизненных впечатлений дети удовлетворяли в разных видах продуктивной деятельности — рисовании, аппликации, конструировании. Здесь же создавались условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.

Рисование и конструирование — виды продуктивной деятельности универсального характера, позволяющие гармонично и всесторонне развить как психическую, так и физиологическую сторону личности ребенка. Его успешность зависит от уровня развития мышления и восприятия ребенка.

Чтобы построить архитектурное сооружение, ребенку необходимо:

— запомнить названия деталей строительного набора, конструктора, геометрических тел (куб, цилиндр, призма, конус, усеченный конус, параллелепипед и др.);

— научиться правильно изображать геометрические тела на плоскости (вид спереди, сверху, сбоку, снизу);

— находить шаблон, который поможет начертить геометрическую фигуру;

— самостоятельно конструировать по образцу, предложенному педагогом;

— составлять свой собственный чертеж и «строить» его на листе с помощью изобразительных средств (фломастеры, карандаши, гуашь, пастель и т. п.).

Таким образом, интегративная тематическая проектная деятельность позволяет: объединять в работе и детей и взрослых; ребенку интегрировать знания из разных образовательных областей, из разных научных подходов; проявлять творчество, инициативу, развивать спектр представлений ребенка, обогащать его кругозор, формировать умения в разных областях деятельности.

Результативность проекта.

При создании проекта были поставлены следующие задачи:

Образовательные задачи:

— расширение представлений детей о родном городе, о деревянном зодчестве Иркутска;

— знакомство детей с элементами деревянных узоров, выполненных безвестными мастерами резьбы по дереву (ионики, розетки, пальметта, завитки, основанные на изображении формы листка и цветка);

Развивающие задачи:

— развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;

— развитие умения анализировать готовые эскизы и постройки, создавать собственные, учитывая существенные признаки материалов;

Воспитательные задачи:

— воспитывать основы коммуникативной культуры, толерантности.

В целях реализации образовательных задач были разработаны и проведены интегрированные занятия «Избушка для Бабы Яги», «Знакомство с деревянным зодчеством Иркутска. История строительства деревянных домов», «Деревянные кружева. Иркутские окна», «Деревянная сказка. Знакомство с искусством резьбы по дереву», «Дом + дом получилась улица», «Крепость» (история создания Иркутского острога), «Флигель — украшение или…». На перечисленных занятиях дети познакомились с историей самой старой застройки города, с архитектурой русской избы, с искусством деревянного зодчества города Иркутска, с искусством резьбы по дереву и мастерами, выполняющими эту работу. На занятиях мы старались дать детям представление об особенностях архитектурного наследия деревянных домов, показать характерные и отличительные особенности деревянных строений.

Также каждое интегрированное занятие включало экспериментальную деятельность. Во время экспериментирования ребята делали выводы, умозаключения «Чем можно измерить длину?», «Какая должна быть крыша?» (эксперимент с водой), «Можно ли менять форму камня и глины?», а также сравнивали свойства материалов для строительства, при знакомстве с флигелем узнали почему дует ветер.

В целях реализации развивающих задач была проведена целевая прогулка по городу «Дома, в которых мы живем», видеоэкскурсия в русскую избу, совместно с родителями проводились экскурсии по достопримечательностям города Иркутска, фотовыставка «Иркутские фантазии деревянных домов», а также дети учились самостоятельно создавать свои проекты, строить по созданному эскизу, презентовать свои творения.

В продуктивных видах деятельности (аппликация «Деревянные узоры для дома» (симметричное вырезывание узоров), конструирование из природного материала, изготовление фонтанчиков из пластиковых бутылок и т. д.) дети отражали свои впечатления от окружающей действительности (от увиденного, услышанного). На заключительном этапе проекта для детей были созданы условия для создания мобильного игрового поля «Деревянный город».

В игровой деятельности дети учились создавать план, эскизы, схемы построек, конструировали из различных материалов, обыгрывали постройки.

Большое внимание уделялось воспитательной задаче по воспитанию основ коммуникативной культуры, как личностного качества, включающего в себя: потребность в общении с другими на основе общих познавательных и игровых интересов; самостоятельность в выборе партнера по общению, ориентируясь на познавательные мотивы и эмоционально-положительное отношение; эмоционально-позитивное отношение к себе и партнеру; способность прийти к согласию, договоренности в процессе коммуникации.

В рамках проекта для развития коммуникативных навыков мы использовали следующие приемы: хороводные игры; невербальные игры («Маски», «Свет мой, зеркальце, скажи», «Немое кино» и другие); психогимнастику; игровой тренинг на развитие эмоциональной сферы детей.

Работа по формированию коммуникативных навыков была направлена на: расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения; отработку навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; овладение навыками эффективного слушания; расширение диапазона творческих способностей; снятие коммуникативных барьеров общения.

В результате проектной деятельности мы получили следующие продукты: детские проекты «Мой Иркутск», макет-карта «Улицы Иркутска», игровое поле «Деревянный город», лаборатория в группе «Мастерская архитектора».

По итогу проекта совместно с родителями был проведен мини-КВН «Деревянный город мой — город мой над Ангарой», где дети закрепили знания о родном городе, о деревянных домах Иркутска, их архитектуре и исторической ценности для всех иркутян.

Цель и задачи проекта реализованы. Дети и родители заинтересовались деревянным зодчеством Иркутска, предложив идею конкурса «Юный блогер», где дети рассказали об архитектурных памятниках нашего города.

Ребята в ходе реализации проекта пополнили свои знания о строительстве деревянных домов, что подтверждается в беседах, играх.

В конструктивно-модельной деятельности дошкольники научились самостоятельно определять замысел своей работы, планировать деятельность, видоизменять постройки в соответствии с конструктивной задачей, игровым сюжетом или творческим замыслом, анализировать постройку, создавать интересные сооружения с опорой на опыт, адекватно оценивать собственные работы, сотрудничать, проявлять самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе деятельности, развертывать детские игры с использованием полученных конструкций.

Оптимальность подбора дидактических средств.

Одним из важных условий реализации проекта «Мастерская архитектора» является правильная организация развивающей предметной среды, которая способствует:

— развитию ребенка, как личности;

— активизации познавательной активности детей;

— способствует реализации всех компонентов его содержания, познавательного, нравственно-ценностного, деятельностного;

— обеспечивает реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности;

— соответствует реализации целей и задач нравственно-патриотического воспитания.

Важно обеспечить детям зону ближайшего развития. Поэтому деятельность по обогащению среды происходила на глазах детей и с их посильным участием. Этому сопутствовали наблюдения, беседы, обсуждения, рассматривание иллюстраций. В подобных совместных со взрослыми делах дети расширяют свой активный и пассивный словарь, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления, развивают наблюдательность, любознательность.

Предметно-развивающая среда состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функцию, в том числе и дидактические средства.

Таблица 1

Функциональная роль предметно-развивающей среды

Дидактические средства обучения

Функциональная роль

Формы и методы работы

Макет-карта «Улицы Иркутска» (созданная детьми под руководством учителя-логопеда)

Познавательная, развитие умения ориентироваться в ближайшем окружении

Создание элементарных архитектурных сооружений; занятия и игры

Символы: герб, флаг города (Иркутска, России)

Познавательная, обучающая

Рассматривание, беседа

Набор фотографий старинного и современного города

Познавательная, эстетическая, воспитание чувства привязанности к родному городу

Рассматривание, занятия, знакомство с объектами города, беседы.

Альбомы: «Достопримечательности и памятные места города», «Дом в котором я живу», «Природа родного края»

Познавательная, краеведческая, культурная, воспитание любви к родному городу

Занятия, рассматривание, знакомство с архитектурными сооружениями, природными ландшафтами

Набор картинок к дидактическим играм: «Угадай по описанию», «Путешествие по родному городу» и другие

Обучающая, умственное развитие, познавательная

Занятия, совместная деятельность, игры, конкурсы.

Видео, аудио записи с песнями о родном городе

Культурная, эстетическая, эмоциональная

Прослушивание, занятия

Библиотека

Познавательная, воспитание интереса к литературе (художественной, научно-популярной)

Чтение, рассматривание иллюстраций. Проведение бесед, конкурсов, обсуждение прочитанного

Мини-музей «Люблю тебя, горжусь тобой, мой славный город»

Краеведческая, историческая, этнографическая, культурная, эстетическая

Экскурсии в местные музеи, создание собственных музеев

Экспозиция рисунков

Культурная, эстетическая, эмоциональная, развитие художественных способностей

Рассматривание, беседы, практическая деятельность

Конструктор разного размера; напольные модули для строительства; алгоритмы, схемы, чертежи построек домов в зависимости от степени сложности

Практическая, обучающая, развитие технических способностей

Занятия, совместная деятельность, игры, самостоятельная деятельность

Строительные материалы. (песок, глина, мел, кусок кирпичика, деревянный, брусок, бумага, солома); мерная посуда, лупы, микроскоп, алгоритм детских опытов

Познавательная, экспериментальная, обучающая

Занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность

Оптимальность подбора ресурсного обеспечения.

Материально-техническое обеспечение проекта: игровое оборудование, ноутбук, фотоаппарат, видеокамера, проектор для презентаций.

Учебно-методическое обеспечение проекта: наличие нормативных документов, основная образовательная программа ДО, авторские методические разработки, ЭОР.

Информационные ресурсы обеспечения проекта: выход в Интернет, электронная почта, банк инновационных идей (видеотека и презентации методических материалов), персональные сайты педагогов, сайт ДОО.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им.

В перспективе дальнейшего развития проекта лежит создание второй части проекта «Маленькими шагами по Иркутску». Проект будет направлен на создание эффективной системы работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств воспитанников старшего дошкольного возраста к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения.


[1] Андрей Владимирович Иконников – советский и российский деятель архитектурной науки, историк и теоретик архитектуры, доктор архитектуры, профессор, академик РААСН, заслуженный архитектор Российской Федерации, почетный строитель России.

Основные термины (генерируются автоматически): родной город, ребенок, занятие, деревянное зодчество Иркутска, Дом, игра, совместная деятельность, коммуникативная культура, продуктивная деятельность, проектная деятельность.


Похожие статьи

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Об опыте выполнения проекта на тему «Архитектурное совершенство как изменение творческой жизни школы»

В статье авторы представляют опыт поэтапного выполнения проекта как особой формы организации деятельности обучающихся в рамках концепции формирования современной образовательной среды, в которой условия обучения способствуют гармоничному развитию лич...

Инновационная модель интеграции внешкольного и внутришкольного дополнительного образования

В статье показана актуальность и важность развития дополнительного образования в общеобразовательных организациях Республики Казахстан. Разработанная модель дополнительного образования Карагандинской области способствует систематизации деятельности в...

Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе

В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...

Метод проектов как один из аспектов реализации личностно ориентированного подхода при обучении русскому языку

Статья посвящена такой актуальной проблеме, как использование метода проектов для реализации личностно-ориентированного подхода при обучении русскому языку. Данная тема мало изучена и требует дальнейших исследований. В статье раскрывается необходимос...

Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации

Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...

Роль метода проектов в формировании иноязычной коммуникативной компетенции

Статья посвящена актуальной теме использования метода проектов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на иностранном языке. В статье рассматриваются: понятие компетенции и коммуникативной компетенции в частности; сущность метода проект...

Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Раскрыто значение б...

Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности

В статье описан опыт работы педагогов ДОО по реализации программы экологического образования по вопросу формирования у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности.

Развитие функциональной грамотности у обучающихся при реализации рабочих программ учебных курсов

Статья посвящена анализу педагогических подходов в обучении школьников в условиях реализации Федеральной образовательной программы основного общего образования. Так как ФОП ООО требует смещения акцента на умение использовать обучающимися полученную и...

Похожие статьи

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Об опыте выполнения проекта на тему «Архитектурное совершенство как изменение творческой жизни школы»

В статье авторы представляют опыт поэтапного выполнения проекта как особой формы организации деятельности обучающихся в рамках концепции формирования современной образовательной среды, в которой условия обучения способствуют гармоничному развитию лич...

Инновационная модель интеграции внешкольного и внутришкольного дополнительного образования

В статье показана актуальность и важность развития дополнительного образования в общеобразовательных организациях Республики Казахстан. Разработанная модель дополнительного образования Карагандинской области способствует систематизации деятельности в...

Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе

В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...

Метод проектов как один из аспектов реализации личностно ориентированного подхода при обучении русскому языку

Статья посвящена такой актуальной проблеме, как использование метода проектов для реализации личностно-ориентированного подхода при обучении русскому языку. Данная тема мало изучена и требует дальнейших исследований. В статье раскрывается необходимос...

Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации

Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...

Роль метода проектов в формировании иноязычной коммуникативной компетенции

Статья посвящена актуальной теме использования метода проектов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на иностранном языке. В статье рассматриваются: понятие компетенции и коммуникативной компетенции в частности; сущность метода проект...

Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Раскрыто значение б...

Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности

В статье описан опыт работы педагогов ДОО по реализации программы экологического образования по вопросу формирования у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности.

Развитие функциональной грамотности у обучающихся при реализации рабочих программ учебных курсов

Статья посвящена анализу педагогических подходов в обучении школьников в условиях реализации Федеральной образовательной программы основного общего образования. Так как ФОП ООО требует смещения акцента на умение использовать обучающимися полученную и...

Задать вопрос