В статье авторы представляют опыт организации и реализации педагогического проекта «Мастерская архитектора» , как совокупность учебно-познавательных приемов из разных образовательных областей, дополняющие друг друга, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате совместной деятельности педагогов, родителей, детей над изучением вопроса, связанного с историей, архитектурой города Иркутска.
Ключевые слова: проект, проектная деятельность, региональный компонент.
Современное образование ориентировано на развитие у каждого ребенка качеств, которые не только и не столько помогут ему усвоить суммарный объем знаний, сколько дадут возможность творчески мыслить, находить нужную информацию, с каждым достижением выводя ребенка на новый виток развития его личности. В настоящее время педагогическая наука и образовательная практика уделяют особое внимание детскому конструированию и экспериментированию. Неслучайно в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и образовательных программах дошкольных образовательных организаций эти виды деятельности рассматриваются как основные.
Соединение этих двух видов продуктивно-познавательной деятельности дает возможность ребенку, с одной стороны, проявлять в полном объеме свое творчество, с другой — развивает в нем научно-исследовательский подход к проблеме. Одним из средств исследования может выступать архитектура. Экспериментируя с природным и бросовым материалом, разными видами конструктора, в игровой форме дети усваивают элементарные представления об архитектурных сооружениях. При этом развиваются пространственное восприятие, мышление, воображение, формируются коммуникативные навыки.
Также знакомство дошкольников с родным городом: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления об истории родного города, родной природе полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Исходя из этого целью проекта «Мастерская архитектора» стало создание условий для развития навыков совместной экспериментальной деятельности детей, развития качества творца-архитектора.
Словосочетание «творец-архитектор» было позаимствовано из рассуждений А. В. Иконникова, где он выводит образ архитектора-творца: «Сфера деятельности архитектора: знание потребностей человека, творческое воображение, красота, свобода выбора. Однако в задачах архитектора есть и инженерные элементы: необходимость знания законов физического мира. А в сфере инженера мы, с другой стороны, видим и архитектурный аспект: понимание потребности человека».[1]
Интегративность проекта.
Проект «Мастерская архитектора» — это совокупность учебно-познавательных приемов из разных образовательных областей, дополняющие друг друга, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате совместной деятельности воспитателей, родителей, детей над изучением вопроса, связанного с историей, архитектурой города Иркутска.
В рамках проекта мы старались обогатить познавательную сферу ребенка посредством целевых прогулок, экскурсий с родителями, тематических интегрированных занятий, экспериментирования.
Потребность в отражении своих жизненных впечатлений дети удовлетворяли в разных видах продуктивной деятельности — рисовании, аппликации, конструировании. Здесь же создавались условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.
Рисование и конструирование — виды продуктивной деятельности универсального характера, позволяющие гармонично и всесторонне развить как психическую, так и физиологическую сторону личности ребенка. Его успешность зависит от уровня развития мышления и восприятия ребенка.
Чтобы построить архитектурное сооружение, ребенку необходимо:
— запомнить названия деталей строительного набора, конструктора, геометрических тел (куб, цилиндр, призма, конус, усеченный конус, параллелепипед и др.);
— научиться правильно изображать геометрические тела на плоскости (вид спереди, сверху, сбоку, снизу);
— находить шаблон, который поможет начертить геометрическую фигуру;
— самостоятельно конструировать по образцу, предложенному педагогом;
— составлять свой собственный чертеж и «строить» его на листе с помощью изобразительных средств (фломастеры, карандаши, гуашь, пастель и т. п.).
Таким образом, интегративная тематическая проектная деятельность позволяет: объединять в работе и детей и взрослых; ребенку интегрировать знания из разных образовательных областей, из разных научных подходов; проявлять творчество, инициативу, развивать спектр представлений ребенка, обогащать его кругозор, формировать умения в разных областях деятельности.
Результативность проекта.
При создании проекта были поставлены следующие задачи:
Образовательные задачи:
— расширение представлений детей о родном городе, о деревянном зодчестве Иркутска;
— знакомство детей с элементами деревянных узоров, выполненных безвестными мастерами резьбы по дереву (ионики, розетки, пальметта, завитки, основанные на изображении формы листка и цветка);
Развивающие задачи:
— развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;
— развитие умения анализировать готовые эскизы и постройки, создавать собственные, учитывая существенные признаки материалов;
Воспитательные задачи:
— воспитывать основы коммуникативной культуры, толерантности.
В целях реализации образовательных задач были разработаны и проведены интегрированные занятия «Избушка для Бабы Яги», «Знакомство с деревянным зодчеством Иркутска. История строительства деревянных домов», «Деревянные кружева. Иркутские окна», «Деревянная сказка. Знакомство с искусством резьбы по дереву», «Дом + дом получилась улица», «Крепость» (история создания Иркутского острога), «Флигель — украшение или…». На перечисленных занятиях дети познакомились с историей самой старой застройки города, с архитектурой русской избы, с искусством деревянного зодчества города Иркутска, с искусством резьбы по дереву и мастерами, выполняющими эту работу. На занятиях мы старались дать детям представление об особенностях архитектурного наследия деревянных домов, показать характерные и отличительные особенности деревянных строений.
Также каждое интегрированное занятие включало экспериментальную деятельность. Во время экспериментирования ребята делали выводы, умозаключения «Чем можно измерить длину?», «Какая должна быть крыша?» (эксперимент с водой), «Можно ли менять форму камня и глины?», а также сравнивали свойства материалов для строительства, при знакомстве с флигелем узнали почему дует ветер.
В целях реализации развивающих задач была проведена целевая прогулка по городу «Дома, в которых мы живем», видеоэкскурсия в русскую избу, совместно с родителями проводились экскурсии по достопримечательностям города Иркутска, фотовыставка «Иркутские фантазии деревянных домов», а также дети учились самостоятельно создавать свои проекты, строить по созданному эскизу, презентовать свои творения.
В продуктивных видах деятельности (аппликация «Деревянные узоры для дома» (симметричное вырезывание узоров), конструирование из природного материала, изготовление фонтанчиков из пластиковых бутылок и т. д.) дети отражали свои впечатления от окружающей действительности (от увиденного, услышанного). На заключительном этапе проекта для детей были созданы условия для создания мобильного игрового поля «Деревянный город».
В игровой деятельности дети учились создавать план, эскизы, схемы построек, конструировали из различных материалов, обыгрывали постройки.
Большое внимание уделялось воспитательной задаче по воспитанию основ коммуникативной культуры, как личностного качества, включающего в себя: потребность в общении с другими на основе общих познавательных и игровых интересов; самостоятельность в выборе партнера по общению, ориентируясь на познавательные мотивы и эмоционально-положительное отношение; эмоционально-позитивное отношение к себе и партнеру; способность прийти к согласию, договоренности в процессе коммуникации.
В рамках проекта для развития коммуникативных навыков мы использовали следующие приемы: хороводные игры; невербальные игры («Маски», «Свет мой, зеркальце, скажи», «Немое кино» и другие); психогимнастику; игровой тренинг на развитие эмоциональной сферы детей.
Работа по формированию коммуникативных навыков была направлена на: расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения; отработку навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; овладение навыками эффективного слушания; расширение диапазона творческих способностей; снятие коммуникативных барьеров общения.
В результате проектной деятельности мы получили следующие продукты: детские проекты «Мой Иркутск», макет-карта «Улицы Иркутска», игровое поле «Деревянный город», лаборатория в группе «Мастерская архитектора».
По итогу проекта совместно с родителями был проведен мини-КВН «Деревянный город мой — город мой над Ангарой», где дети закрепили знания о родном городе, о деревянных домах Иркутска, их архитектуре и исторической ценности для всех иркутян.
Цель и задачи проекта реализованы. Дети и родители заинтересовались деревянным зодчеством Иркутска, предложив идею конкурса «Юный блогер», где дети рассказали об архитектурных памятниках нашего города.
Ребята в ходе реализации проекта пополнили свои знания о строительстве деревянных домов, что подтверждается в беседах, играх.
В конструктивно-модельной деятельности дошкольники научились самостоятельно определять замысел своей работы, планировать деятельность, видоизменять постройки в соответствии с конструктивной задачей, игровым сюжетом или творческим замыслом, анализировать постройку, создавать интересные сооружения с опорой на опыт, адекватно оценивать собственные работы, сотрудничать, проявлять самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе деятельности, развертывать детские игры с использованием полученных конструкций.
Оптимальность подбора дидактических средств.
Одним из важных условий реализации проекта «Мастерская архитектора» является правильная организация развивающей предметной среды, которая способствует:
— развитию ребенка, как личности;
— активизации познавательной активности детей;
— способствует реализации всех компонентов его содержания, познавательного, нравственно-ценностного, деятельностного;
— обеспечивает реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности;
— соответствует реализации целей и задач нравственно-патриотического воспитания.
Важно обеспечить детям зону ближайшего развития. Поэтому деятельность по обогащению среды происходила на глазах детей и с их посильным участием. Этому сопутствовали наблюдения, беседы, обсуждения, рассматривание иллюстраций. В подобных совместных со взрослыми делах дети расширяют свой активный и пассивный словарь, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления, развивают наблюдательность, любознательность.
Предметно-развивающая среда состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функцию, в том числе и дидактические средства.
Таблица 1
Функциональная роль предметно-развивающей среды
Дидактические средства обучения |
Функциональная роль |
Формы и методы работы |
Макет-карта «Улицы Иркутска» (созданная детьми под руководством учителя-логопеда) |
Познавательная, развитие умения ориентироваться в ближайшем окружении |
Создание элементарных архитектурных сооружений; занятия и игры |
Символы: герб, флаг города (Иркутска, России) |
Познавательная, обучающая |
Рассматривание, беседа |
Набор фотографий старинного и современного города |
Познавательная, эстетическая, воспитание чувства привязанности к родному городу |
Рассматривание, занятия, знакомство с объектами города, беседы. |
Альбомы: «Достопримечательности и памятные места города», «Дом в котором я живу», «Природа родного края» |
Познавательная, краеведческая, культурная, воспитание любви к родному городу |
Занятия, рассматривание, знакомство с архитектурными сооружениями, природными ландшафтами |
Набор картинок к дидактическим играм: «Угадай по описанию», «Путешествие по родному городу» и другие |
Обучающая, умственное развитие, познавательная |
Занятия, совместная деятельность, игры, конкурсы. |
Видео, аудио записи с песнями о родном городе |
Культурная, эстетическая, эмоциональная |
Прослушивание, занятия |
Библиотека |
Познавательная, воспитание интереса к литературе (художественной, научно-популярной) |
Чтение, рассматривание иллюстраций. Проведение бесед, конкурсов, обсуждение прочитанного |
Мини-музей «Люблю тебя, горжусь тобой, мой славный город» |
Краеведческая, историческая, этнографическая, культурная, эстетическая |
Экскурсии в местные музеи, создание собственных музеев |
Экспозиция рисунков |
Культурная, эстетическая, эмоциональная, развитие художественных способностей |
Рассматривание, беседы, практическая деятельность |
Конструктор разного размера; напольные модули для строительства; алгоритмы, схемы, чертежи построек домов в зависимости от степени сложности |
Практическая, обучающая, развитие технических способностей |
Занятия, совместная деятельность, игры, самостоятельная деятельность |
Строительные материалы. (песок, глина, мел, кусок кирпичика, деревянный, брусок, бумага, солома); мерная посуда, лупы, микроскоп, алгоритм детских опытов |
Познавательная, экспериментальная, обучающая |
Занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность |
Оптимальность подбора ресурсного обеспечения.
Материально-техническое обеспечение проекта: игровое оборудование, ноутбук, фотоаппарат, видеокамера, проектор для презентаций.
Учебно-методическое обеспечение проекта: наличие нормативных документов, основная образовательная программа ДО, авторские методические разработки, ЭОР.
Информационные ресурсы обеспечения проекта: выход в Интернет, электронная почта, банк инновационных идей (видеотека и презентации методических материалов), персональные сайты педагогов, сайт ДОО.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им.
В перспективе дальнейшего развития проекта лежит создание второй части проекта «Маленькими шагами по Иркутску». Проект будет направлен на создание эффективной системы работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств воспитанников старшего дошкольного возраста к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения.
[1] Андрей Владимирович Иконников – советский и российский деятель архитектурной науки, историк и теоретик архитектуры, доктор архитектуры, профессор, академик РААСН, заслуженный архитектор Российской Федерации, почетный строитель России.