В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи компонентов жизнестойкости личности и родительских установок отцов. В исследовании приняли участие 36 родителей. Были использованы диагностические инструменты — методика Тест семейных отношений (АСВ) В. В. Юстицкиса и Э. Г. Эйдемиллера и методика «Жизнеспособность личности» А. А. Нестеровой. Получены статистически значимые результаты обратной корреляции родительских установок «игнорирование потребностей ребенка», «чрезмерность требований и запретов» и «чрезмерность санкций» со всеми показателями жизнеспособности личности. Прямая корреляция установлена для родительской установки «минимальность санкций (по отношению к ребенку)» с такими чертами личности отцов как «активность и инициатива», «социальная компетентность и социальная поддержка», «адаптивные стили поведения».
Ключевые слова: родительские установки отцов, жизнеспособность личности, негармоничные воспитательные практики, личностные черты.
В современном обществе все чаще обсуждается значение родительских установок и их влияние на развитие ребенка. Однако, не менее важно изучать личностные черты самих родителей, особенно отцов, и их связь с родительскими установками. Личностные качества отцов могут оказать значительное влияние на их воспитательную практику и отношение к детям.
Отцовство как предмет междисциплинарных исследований представляет актуальность на протяжении нескольких десятков лет и в современной науке накоплен немалый исследовательский задел. Так, исследования З.Фрейда, Э. Эриксона, Дж. Вильямса, А. Маслоу, Р. Рихтера, И. С. Кона, Р. В. Овчаровой, А. С. Спиваковской, Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса составляют парадигмальную основу современных исследований родительства. Необходимо отметить, что в связи с развитием общества и изменениями в мировоззренческих установках людей, становящихся родителями интерес к психологическим аспектам отцовства, привлекает внимание исследователей.
Отечественный ученый А. Я. Варга, подчеркивая значимость участия отца в воспитующем взаимодействии с ребёнком, отмечает, что активное вовлечение отца в жизнь детей начинается в дошкольном возрасте и приобретает разнообразные устойчивые формы к младшему школьному возрасту [1]. Личностные черты обуславливающие родительские практики взаимодействия отцов с детьми, как отмечает Р. В. Овчарова, играют важную роль в принятии родительской роли и дальнейшем формировании личности ребенка. Эмоционально дистанцированные родители мужского пола становятся одной из причин повышенной тревожности и застенчивости у детей, а в подростковом возрасте потенциальная возможность антисоциального поведения у таких детей увеличивается [2]. В исследовании Е. Н. Васильевой показано как эмоционально вовлеченные в воспитательное взаимодействие отцы не только более удовлетворены своей родительской ролью, но и позитивно влияют на самооценку дошкольника [3]. В исследовании Ю. А. Сыченко полученные результаты позволяют сделать вывод, что родительское отношение отца дополняет отношение матери как в позитивном, так и в негативном ключе: в отношении отцов черты, позитивно влияющие на развитие ребенка, сочетаются с чертами, оказывающими потенциально негативное влияние [4].
В нашем исследовании для выявления взаимосвязи личностных черт отцов и их родительских установок мы использовали опросник «анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) В. В. Юстицкиса и Э. Г. Эйдемиллера и методику «Жизнеспособность личности» А. А. Нестеровой [5]. Выборка исследования составила 36 мужчин отцов в возрастном диапазоне от 18 до 62 лет. Исследование проводилось платформе ОнлайнТестПад (https://onlinetestpad.com/dcpumhaivk2og) и предварялось социологической анкетой, в которой у респондентов спрашивали их возраст и пол, количество детей и семейный статус.
Обработка эмпирических данных методами математической статистики (коэффициент корреляции Пирсона) позволила получить следующие результаты:
Родительская установка «гипопротекция» обратно коррелирует с такими чертами личности как «самомотивация и достижения», «позитивные установки и гибкость мышления», «самоуважение», «адаптивные стили поведения». Такая обратная корреляционная связь подтверждает, что отцы способные к мотивации себя на позитивные достижения, обладающие адекватными стратегиями совладания со стрессом, отличающиеся высоким уровнем самоуважения и гибкостью мышления не оставляют своего ребенка на периферии своего внимания.
Родительская установка «игнорирование потребностей ребенка» обратно коррелирует со всеми показателями жизнеспособности личности. Это позволяет утверждать, что родители мужского пола с высоким уровнем жизнестойкости — адаптивные, самореализованные и социально компетентные не склонны игнорировать потребности своего ребенка.
Родительская установка «недостаточность обязанностей ребенка» обратно коррелирует с выраженной чертой личности — «активность и инициатива». Отцы с высокими показателями активной жизненной позиции дисциплинированные и настойчивые в достижении поставленной цели склонны более эффективно включать детей в систему распределения и выполнения домашних обязанностей.
Родительские установки «чрезмерность требований и запретов» и «чрезмерность санкций» отрицательно коррелируют со всеми чертами личности, обуславливающими жизнеспособность личности. Мотивированные к преодолению и совладанию с жизненными трудностями отцы, проявляющие настойчивость в достижении поставленной цели, отличающимся высоким уровнем саморегуляции, верящие в себя и свои возможности и благосклонность окружающего мира менее склонны выставлять свои детям чрезмерные требования и запреты, ограничивающие инициативные детские проявления, а также не склонны жестоко карать своих детей за проступки.
Подтверждает вышесказанное прямая корреляция родительской установки на «минимальность санкций» с такими чертами личности как «активность и инициатива», «социальная компетентность и социальная поддержка», «адаптивные стили поведения». Умеющие взаимодействовать с окружающими людьми, находить поддержку, использующие конструктивные проблемно-решающие стратегии в трудных жизненных ситуациях и настойчивые в достижении целей отцы склонны избегать наказаний как воспитательной практики в отношении к своему ребенку.
Отцы с высокими показателями «самоуважения» характеризуются обратной корреляционной связью с родительской установкой «неустойчивость стиля воспитания». Способность отцов справляться со специфическими и сложными ситуациями и оказывать влияние на эффективность деятельности воплощается в том числе в стабильности выбранной стратегии родительского взаимодействия.
Подводя итог взаимосвязи личностных черт, обуславливающих жизнеспособность личности, с родительскими установками у мужчин-отцов в нашей выборке, необходимо отметить выявленную тенденцию к отказу от чрезмерных требований и запретов, а также достаточность внимания к потребностям ребенка по мере увеличения показателей жизнеспособности личности.
Литература:
- Варга А. Я. Типы родительского отношения / А. Я. Варга. — Самара: Бахрах, 1997. — 87 с.
- Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 319 с.
- Васильева Е. Н. Родительские роли и приемы воспитания как индикаторы эмоционально-личностного благополучия дошкольника / Е. Н. Васильева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — 2016. — № 5. — С. 461–463.
- Сыченко Ю. А. Родительское отношение отца к ребенку дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66–3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskoe-otnoshenie-ottsa-k-rebenku-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 11.12.2024).
- Нестерова А. А. Разработка и валидизация методики «Жизнеспособность личности» // Психологический журнал, 2017, том 38, № 4, с. 93–108