Взаимосвязь жизнестойкости и родительских установок у мужчин-отцов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (550) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 20.12.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Мухамадиев, Р. Ф. Взаимосвязь жизнестойкости и родительских установок у мужчин-отцов / Р. Ф. Мухамадиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 51 (550). — С. 332-334. — URL: https://moluch.ru/archive/550/120850/ (дата обращения: 18.01.2025).



В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи компонентов жизнестойкости личности и родительских установок отцов. В исследовании приняли участие 36 родителей. Были использованы диагностические инструменты — методика Тест семейных отношений (АСВ) В. В. Юстицкиса и Э. Г. Эйдемиллера и методика «Жизнеспособность личности» А. А. Нестеровой. Получены статистически значимые результаты обратной корреляции родительских установок «игнорирование потребностей ребенка», «чрезмерность требований и запретов» и «чрезмерность санкций» со всеми показателями жизнеспособности личности. Прямая корреляция установлена для родительской установки «минимальность санкций (по отношению к ребенку)» с такими чертами личности отцов как «активность и инициатива», «социальная компетентность и социальная поддержка», «адаптивные стили поведения».

Ключевые слова: родительские установки отцов, жизнеспособность личности, негармоничные воспитательные практики, личностные черты.

В современном обществе все чаще обсуждается значение родительских установок и их влияние на развитие ребенка. Однако, не менее важно изучать личностные черты самих родителей, особенно отцов, и их связь с родительскими установками. Личностные качества отцов могут оказать значительное влияние на их воспитательную практику и отношение к детям.

Отцовство как предмет междисциплинарных исследований представляет актуальность на протяжении нескольких десятков лет и в современной науке накоплен немалый исследовательский задел. Так, исследования З.Фрейда, Э. Эриксона, Дж. Вильямса, А. Маслоу, Р. Рихтера, И. С. Кона, Р. В. Овчаровой, А. С. Спиваковской, Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса составляют парадигмальную основу современных исследований родительства. Необходимо отметить, что в связи с развитием общества и изменениями в мировоззренческих установках людей, становящихся родителями интерес к психологическим аспектам отцовства, привлекает внимание исследователей.

Отечественный ученый А. Я. Варга, подчеркивая значимость участия отца в воспитующем взаимодействии с ребёнком, отмечает, что активное вовлечение отца в жизнь детей начинается в дошкольном возрасте и приобретает разнообразные устойчивые формы к младшему школьному возрасту [1]. Личностные черты обуславливающие родительские практики взаимодействия отцов с детьми, как отмечает Р. В. Овчарова, играют важную роль в принятии родительской роли и дальнейшем формировании личности ребенка. Эмоционально дистанцированные родители мужского пола становятся одной из причин повышенной тревожности и застенчивости у детей, а в подростковом возрасте потенциальная возможность антисоциального поведения у таких детей увеличивается [2]. В исследовании Е. Н. Васильевой показано как эмоционально вовлеченные в воспитательное взаимодействие отцы не только более удовлетворены своей родительской ролью, но и позитивно влияют на самооценку дошкольника [3]. В исследовании Ю. А. Сыченко полученные результаты позволяют сделать вывод, что родительское отношение отца дополняет отношение матери как в позитивном, так и в негативном ключе: в отношении отцов черты, позитивно влияющие на развитие ребенка, сочетаются с чертами, оказывающими потенциально негативное влияние [4].

В нашем исследовании для выявления взаимосвязи личностных черт отцов и их родительских установок мы использовали опросник «анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) В. В. Юстицкиса и Э. Г. Эйдемиллера и методику «Жизнеспособность личности» А. А. Нестеровой [5]. Выборка исследования составила 36 мужчин отцов в возрастном диапазоне от 18 до 62 лет. Исследование проводилось платформе ОнлайнТестПад (https://onlinetestpad.com/dcpumhaivk2og) и предварялось социологической анкетой, в которой у респондентов спрашивали их возраст и пол, количество детей и семейный статус.

Обработка эмпирических данных методами математической статистики (коэффициент корреляции Пирсона) позволила получить следующие результаты:

Родительская установка «гипопротекция» обратно коррелирует с такими чертами личности как «самомотивация и достижения», «позитивные установки и гибкость мышления», «самоуважение», «адаптивные стили поведения». Такая обратная корреляционная связь подтверждает, что отцы способные к мотивации себя на позитивные достижения, обладающие адекватными стратегиями совладания со стрессом, отличающиеся высоким уровнем самоуважения и гибкостью мышления не оставляют своего ребенка на периферии своего внимания.

Родительская установка «игнорирование потребностей ребенка» обратно коррелирует со всеми показателями жизнеспособности личности. Это позволяет утверждать, что родители мужского пола с высоким уровнем жизнестойкости — адаптивные, самореализованные и социально компетентные не склонны игнорировать потребности своего ребенка.

Родительская установка «недостаточность обязанностей ребенка» обратно коррелирует с выраженной чертой личности — «активность и инициатива». Отцы с высокими показателями активной жизненной позиции дисциплинированные и настойчивые в достижении поставленной цели склонны более эффективно включать детей в систему распределения и выполнения домашних обязанностей.

Родительские установки «чрезмерность требований и запретов» и «чрезмерность санкций» отрицательно коррелируют со всеми чертами личности, обуславливающими жизнеспособность личности. Мотивированные к преодолению и совладанию с жизненными трудностями отцы, проявляющие настойчивость в достижении поставленной цели, отличающимся высоким уровнем саморегуляции, верящие в себя и свои возможности и благосклонность окружающего мира менее склонны выставлять свои детям чрезмерные требования и запреты, ограничивающие инициативные детские проявления, а также не склонны жестоко карать своих детей за проступки.

Подтверждает вышесказанное прямая корреляция родительской установки на «минимальность санкций» с такими чертами личности как «активность и инициатива», «социальная компетентность и социальная поддержка», «адаптивные стили поведения». Умеющие взаимодействовать с окружающими людьми, находить поддержку, использующие конструктивные проблемно-решающие стратегии в трудных жизненных ситуациях и настойчивые в достижении целей отцы склонны избегать наказаний как воспитательной практики в отношении к своему ребенку.

Отцы с высокими показателями «самоуважения» характеризуются обратной корреляционной связью с родительской установкой «неустойчивость стиля воспитания». Способность отцов справляться со специфическими и сложными ситуациями и оказывать влияние на эффективность деятельности воплощается в том числе в стабильности выбранной стратегии родительского взаимодействия.

Подводя итог взаимосвязи личностных черт, обуславливающих жизнеспособность личности, с родительскими установками у мужчин-отцов в нашей выборке, необходимо отметить выявленную тенденцию к отказу от чрезмерных требований и запретов, а также достаточность внимания к потребностям ребенка по мере увеличения показателей жизнеспособности личности.

Литература:

  1. Варга А. Я. Типы родительского отношения / А. Я. Варга. — Самара: Бахрах, 1997. — 87 с.
  2. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 319 с.
  3. Васильева Е. Н. Родительские роли и приемы воспитания как индикаторы эмоционально-личностного благополучия дошкольника / Е. Н. Васильева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — 2016. — № 5. — С. 461–463.
  4. Сыченко Ю. А. Родительское отношение отца к ребенку дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66–3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskoe-otnoshenie-ottsa-k-rebenku-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 11.12.2024).
  5. Нестерова А. А. Разработка и валидизация методики «Жизнеспособность личности» // Психологический журнал, 2017, том 38, № 4, с. 93–108
Основные термины (генерируются автоматически): родительская установка, ребенок, жизнеспособность личности, черта личности, воспитательная практика, обратная корреляционная связь, прямая корреляция, родительская роль, социальная компетентность, социальная поддержка.


Ключевые слова

личностные черты, родительские установки отцов, жизнеспособность личности, негармоничные воспитательные практики

Похожие статьи

Субъективное благополучие как составляющая толерантности педагога, работающего с детьми с ОВЗ

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования субъективного благополучия, как составляющая толерантности педагога. Проанализирована связь субъективного благополучия и толерантности педагогов, работающих с особей категор...

Связь субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания

В статье приводятся данные исследования, направленного на проверку гипотезы о связи субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания, в котором приняли участие 101 человек, из них 55 подростков в возрасте 12–17 лет, обучающихся в шко...

Психологические особенности юношей с различными религиозными представлениями

Наличие или отсутствие религиозных убеждений оказывает значительное влияние на поведение и мировоззрение отдельно взятого индивида, что указывает на актуальность настоящей работы, цель которой — проанализировать особенности юношей с различными религи...

Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков

В данной статье предпринята попытка доказать гипотезу о существовании зависимости между адекватностью поведения старших подростков и их самооценки с преобладающими формами поведения в конфликтных ситуациях как соперничество, избегание, приспособление...

Концептуальная модель благополучия студентов медицинского колледжа и повышение устойчивости к стрессовым факторам

Задачи. В статье предлагается концептуальная модель благополучия студентов медицинского колледжа им. Г. А. Илизарова. Материалы и методы. Изучена медицинская литература, разработана модель совладания студентов, названная «копинг-ресурсом». Результа...

Типы реакций и копинг-стратегий у детей в младшем школьном возрасте в ситуации стресса

Статья представляет собой обзор результатов эмпирического исследования психологических реакций у детей младшего школьного возраста, 10–11 лет, на стрессовые ситуации, а также зависимость типов предпочитаемых копинг-стратегий от личностных особенносте...

Изменение показателей учебной мотивации детей от третьего к четвертому классу

В статье представлены результаты исследования, проведенного автором в рамках магистерской диссертации «Особенности мотивационной сферы детей во второй фазе младшего школьного возраста». В исследовании приняли участие 44 младших школьника, обучающихся...

Анализ эффективности социально-психологического тренинга как метода коррекции нарушений адаптации младших подростков

Проблема адаптации представляет собой важную область научных поисков, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из пе...

Связь эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей

В статье рассматривается особенность эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей. Описаны различные подходы к понятию эмоционального интеллекта. Рассмотрено эмоциональное выгорание у замещающих родителей, выделены осно...

Нейрокогнитивный дефицит как фактор нарушения навыков социального взаимодействия у детей с РАС

В данной статье исследуется влияние нейрокогнитивного дефицита на нарушения навыков социального взаимодействия. Авторы основываются на предположении о том, что чем выше степень дефицита когнитивных функций, тем более нарушены навыки социального взаим...

Похожие статьи

Субъективное благополучие как составляющая толерантности педагога, работающего с детьми с ОВЗ

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования субъективного благополучия, как составляющая толерантности педагога. Проанализирована связь субъективного благополучия и толерантности педагогов, работающих с особей категор...

Связь субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания

В статье приводятся данные исследования, направленного на проверку гипотезы о связи субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания, в котором приняли участие 101 человек, из них 55 подростков в возрасте 12–17 лет, обучающихся в шко...

Психологические особенности юношей с различными религиозными представлениями

Наличие или отсутствие религиозных убеждений оказывает значительное влияние на поведение и мировоззрение отдельно взятого индивида, что указывает на актуальность настоящей работы, цель которой — проанализировать особенности юношей с различными религи...

Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков

В данной статье предпринята попытка доказать гипотезу о существовании зависимости между адекватностью поведения старших подростков и их самооценки с преобладающими формами поведения в конфликтных ситуациях как соперничество, избегание, приспособление...

Концептуальная модель благополучия студентов медицинского колледжа и повышение устойчивости к стрессовым факторам

Задачи. В статье предлагается концептуальная модель благополучия студентов медицинского колледжа им. Г. А. Илизарова. Материалы и методы. Изучена медицинская литература, разработана модель совладания студентов, названная «копинг-ресурсом». Результа...

Типы реакций и копинг-стратегий у детей в младшем школьном возрасте в ситуации стресса

Статья представляет собой обзор результатов эмпирического исследования психологических реакций у детей младшего школьного возраста, 10–11 лет, на стрессовые ситуации, а также зависимость типов предпочитаемых копинг-стратегий от личностных особенносте...

Изменение показателей учебной мотивации детей от третьего к четвертому классу

В статье представлены результаты исследования, проведенного автором в рамках магистерской диссертации «Особенности мотивационной сферы детей во второй фазе младшего школьного возраста». В исследовании приняли участие 44 младших школьника, обучающихся...

Анализ эффективности социально-психологического тренинга как метода коррекции нарушений адаптации младших подростков

Проблема адаптации представляет собой важную область научных поисков, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из пе...

Связь эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей

В статье рассматривается особенность эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей. Описаны различные подходы к понятию эмоционального интеллекта. Рассмотрено эмоциональное выгорание у замещающих родителей, выделены осно...

Нейрокогнитивный дефицит как фактор нарушения навыков социального взаимодействия у детей с РАС

В данной статье исследуется влияние нейрокогнитивного дефицита на нарушения навыков социального взаимодействия. Авторы основываются на предположении о том, что чем выше степень дефицита когнитивных функций, тем более нарушены навыки социального взаим...

Задать вопрос