Словообразование как метод изучения новой лексики на уроках русского языка как иностранного на примере отглагольных существительных | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (550) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 23.12.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Мазурук, А. И. Словообразование как метод изучения новой лексики на уроках русского языка как иностранного на примере отглагольных существительных / А. И. Мазурук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 51 (550). — С. 268-271. — URL: https://moluch.ru/archive/550/120852/ (дата обращения: 18.01.2025).



В статье автор исследует использование словообразования как метода изучения новой лексики на уроках русского языка как иностранного (РКИ), с акцентом на отглагольные существительные. Автор также разработал рекомендации для преподавателей РКИ, направленные на совершенствование методики обучения с акцентом на словообразование.

Ключевые слова: словообразование, отглагольные существительные, методика обучения, русский язык как иностранный, лексические навыки, педагогический эксперимент.

В условиях глобального распространения русского языка как иностранного актуальным становится поиск эффективных методов освоения новой лексики, способствующей быстрому и качественному усвоению языкового материала. Словообразование, как один из ключевых процессов формирования лексики в русском языке, играет важную роль в развитии языковой компетенции обучающихся, особенно при изучении отглагольных существительных, которые широко используются в устной и письменной речи [1]; [4].

Несмотря на наличие значительного числа исследований, посвященных методике преподавания РКИ, аспекты использования словообразования для освоения новой лексики остаются недостаточно изученными. В частности, мало внимания уделяется методической проработке отглагольных существительных как отдельной категории, что затрудняет преподавание и усвоение обучающимися.

Целью педагогического эксперимента является проверка эффективности словообразовательного метода, как инструмента изучения новой лексики на уроках РКИ.

Задачи эксперимента включают определение исходного уровня владения лексикой у обучающихся, внедрение словообразовательного подхода в экспериментальной группе, проведение итогового тестирования, а также оценку результатов и выработку рекомендаций для преподавателей.

База исследования — МБОУ СОШ № 9 города Белореченск Краснодарского края. В исследовании участвовали две группы старшеклассников: экспериментальная группа — 10А класс в количестве 25 человек и контрольная группа — 10Б класс также в количестве 25 человек. Для эксперимента была разработана специальная программа упражнений и тестов с акцентом на словообразование.

Так, результаты тестирования показали, что средний уровень сформированности лексического навыка в обеих группах был схожим. Средний бал в контрольной группе составил 7,8, а в экспериментальной 8,1, что указывает на начально-средний уровень владения отглагольными существительными. Наиболее сложным заданием для участников обеих групп оказалось преобразование глаголов в существительные, что связано с недостаточным осознанием словообразовательных моделей. Задания на распознавание отглагольных существительных вызвали меньше трудностей.

Учитывая данные моменты, нами разработаны рекомендации для молодых специалистов, которым следует использовать проверенные учебные пособия и сборники упражнений, адаптированные для РКИ.

  1. «Разберите слова по составу, добавьте свои той же конструкции. Безобразница, бездельница, бесприданница, бессонница; закрученный, запущенный, залепленный, заброшенный; возобновление, воссоединение, возрождение, воспламенение; неприспособленность, неустроенность, несовместимость; обесцвечивание, обезвоживание, обезболивание, обескровливание.
  2. Выделите суффиксы и образуйте новые слова, подобные данным. Клеветник, проводник, сапожник, ударник, садовник; белизна, крутизна, новизна, желтизна; честность, точность, смелость, успокоенность; удалец, молодец, купец, продавец, красавец, любимец.
  3. Образуйте новые слова только с помощью приставок.

Кипеть -, стучать -, ставка -, ход -, бег -, кладка -, брошенный -, мытый.

  1. Образуйте новые слова с помощью приставок и суффиксов.

След — соль -, дым -, цвет -, вред -, говор -, место -, щит -, спор -, суд –.

  1. Образуйте слова–корни, отбросив суффиксы и приставки. Например, безветренный — ветер, закружиться — круг. Наябедничать -, законченный -, погрешность -, намучиться -, продрогнуть -, ответвление -, преображение -, непринужденный -, неотчуждаемый -, безупречный» [2], [3], [5].

Практическое применение рекомендованных подходов способствовало не только запоминанию новых слов, но и осмысленному использованию изученной лексики в речевой практике, что подтверждается статистическими данными итогового текста (рис. 1) и качественным анализом.

Статистические данные итогового тестирования

Рис. 1. Статистические данные итогового тестирования

Качественный анализ сравнения результатов итогового и входного тестирования представлен в таблице 1.

Таблица 1

Качественный анализ сравнения результатов итогового и входного тестирования

Параметр

Входное тестирование

Итоговое тестирование

Изменение

Средний процент выполнения теста

40 %

75 %

Увеличение на 35 %

Сложность заданий

Базовые задания на преобразования слов

Средняя и высокая

Усложнение заданий способствует развитию навыков

Частота ошибок

Средняя, основные ошибки связаны с составлением лексических полей

Количество ошибок сократилось, за счет экспериментальной группы, где ошибки совершались гораздо реже, чем в контрольной группе

Креативность ответов

В основном шаблонные ответы

Высокая, сложные поля, творческие задания

Креативность ответов возросла за счет использования методических подходов в ходе образовательного процесса в экспериментальной группе, в контрольной группе этот показатель остался практически неизменным

Использование сложных слов

10 %

45 %

Увеличение использования более сложных слов в ответах ввиду акцента на словообразовательной работе в ходе уроков

Распознавание отглагольных существительных в текстах

65 %

80 %

Улучшение навыка анализа текста

Проведенное обучение на базе МБОУ СОШ № 9 города Белореченск Краснодарского края среди обучающихся 10-х классов, позволило оценить эффективность разработанных методических подходов и их влияние на усвоение отглагольных существительных.

Таким образом, итоги педагогического эксперимента отражают значительное повышение уровня сформированности лексического навыка у участников экспериментальной группы по сравнению с контрольной (рис. 2).

Сравнительный анализ результатов входного и итогового тестирования

Рис. 2. Сравнительный анализ результатов входного и итогового тестирования

В экспериментальной группе средний процент успешности выполнения заданий составил 75 %, что на 35 % выше результатов входного тестирования, тогда как в контрольной группе. Больше изменений в лучшую сторону было отмечено в выполнении заданий на распознавание отглагольных существительных и составление лексических полей. Обучающиеся экспериментальной группы демонстрировали не только запоминание новых слов, но и активное применение, например, в творческих заданиях использовались более сложные и разнообразные примеры отглагольных существительных. Количество ошибок в заданиях на преобразование глаголов в существительные снизилось на 50 % по сравнению с результатами входного тестирования, что свидетельствует о том, что обучающиеся лучше усвоили способы словообразования.

В заданиях на составление лексических полей и творческое написание текстов обучающиеся экспериментальной группы продемонстрировали умение применять изученный материал в новых контекстах, тогда как, в контрольной группе такие достижения были менее выражены (табл. 2).

Таблица 2

Качественный анализ результатов обучения

Критерий

Входное тестирование

Итоговое тестирование

Изменение

Контрольная группа

Объем лексических полей

Простые поля с основными словами

Поля стали шире, но ограничены базовой лексикой

Умеренное расширение знаний

Осмысленное использование лексики

Использование слов чаще всего вне контекста

Более уверенное, но все езе ограниченное использование

Незначительный прогресс

Средний балл за тест

40 %

55 %

Разница 15 %

Экспериментальная группа

Объем лексических полей

Простые поля с основными словами

Сложные поля, включающие редкие и производные слова

Значительное расширение

Осмысленное использование лексики

Проблемы с использование слов в связных высказываниях

Уверенное использование в контексте

Существенное улучшение

Средний балл за тест

40 %

75 %

35 %

Таким образом, результаты опытного обучения подтверждают гипотезу о том, что использование словообразовательного подхода к изучению новой лексики на уроках РКИ способствует более эффективному усвоению языкового материала. Сравнительный анализ входного и итогового тестирования показал, что систематическая работа со словообразовательными моделями повышает качество запоминания лексики, развивает аналитическое мышление, формирует навык осмысленного использования слов в контексте.

Полученные данные позволяют рекомендовать внедрение словообразовательных методов в образовательный процесс организации, для изучения лексики на уроках РКИ, а также для дальнейшего изучения и исследования данной темы.

Литература:

  1. Демидова, Е. Б. Словообразовательная мотивированность как средство семантизации на занятиях по русскому языку как иностранному / Е. Б. Демидова. // Мир науки. Педагогика и психология. — 2021. — Т. 9, № 2. — С. 2–12.
  2. Дмитриева, Д. Д. Изучение словообразования на занятиях по русскому языку как иностранному / Д. Д. Дмитриева // Балтийский гуманитарный журнал. — 2020. — № 1 (30). — С. 47–49.
  3. Зорина, Н. Н. Процесс формирования иноязычного лексического навыка и критерии оценки уровня его сформированности: теоретический обзор / Н. Н. Зорина. // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 578–581.
  4. Красильникова, Л. К. Лингводидактические подходы к обучению русскому словообразованию в иностранной аудитории / Л. К. Красильникова. // Русский язык за рубежом. — 2021. — № 1 (284). — С. 10–15.
  5. Тихонов, А. Н. Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным / А. Н. Тихонов. // Москва: АСТ, 2019. — 639 с.
Основные термины (генерируются автоматически): экспериментальная группа, контрольная группа, входное тестирование, итоговое тестирование, русский язык, слово, существительное, педагогический эксперимент, поле, Краснодарский край.


Похожие статьи

Реализация принципов преемственности и перспективности в учебных пособиях по грамматике РКИ при обучении иностранных учащихся падежной системе русского языка

В статье рассмотрен вопрос о знакомстве с предложно-падежной системой русского языка с учетом реализации принципов преемственности и перспективности в учебных пособиях по грамматике РКИ для иностранных учащихся. Автором проанализированы основные уче...

Изучение лексики профессионального направления студентами-юристами как способ активного метода обучения иностранным языкам в вузе

В статье рассматриваются некоторые способы изучения лексики профессионального направления для студентов-юристов, приводятся составляющие, которые необходимо принимать во внимание для достижения успешных результатов в процессе изучения иностранных язы...

Проблема лексических навыков у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье описаны проблемы формирования лексических навыков у младших школьников. Представлены особенности использования речевого этикета на уроках русского языка в формировании лексических навыков у младших школьников. Указана особенность преподавани...

Применение мультимедийных технологий в процессе обучения иностранных студентов русской лексике

Статья посвящена проблеме использования мультимедийных технологий в преподавании русского языка как иностранного (РКИ), в частности, в процессе обучения лексике. Рассматривается роль мультимедийных средств в повышении эффективности формирования лекси...

Использование игровых технологий в обучении младших школьников лексике иностранного языка

Статья посвящена лексическим (словесным) типам игр на уроках иностранного языка в начальной ступени обучения. Также описаны основные функции игровой деятельности. Подводя итог, автор делает вывод о том, что этап обучения лексике на начальной ступени ...

Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка

В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы

В работе рассматриваются некоторые интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы. Они и являются предметом данного исследования. Тема актуальна по причине того, что уровень образования в общеобразовательных школах необходимо уве...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Трудности в обучении говорению на уроках английского языка в средней школе и пути их преодоления с учетом возрастных психолого-педагогических характеристик учащихся

В статье рассматриваются основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся средней школы в процессе обучения говорению на уроках английского языка, возможные пути их решения, в том числе проблемные ситуации как наиболее эффективный способ, соот...

Применение интеллект-карт при обучении английскому языку студентов I–II курсов неязыковых вузов

Статья привлекает внимание к вопросу о применении новых способов обучения иностранному языку, о роли интеллект-карт при введении и контроле новой лексики на 1–2 курсах неязыковых вузов. Основной акцент делается на возможностях, которые открываются с ...

Похожие статьи

Реализация принципов преемственности и перспективности в учебных пособиях по грамматике РКИ при обучении иностранных учащихся падежной системе русского языка

В статье рассмотрен вопрос о знакомстве с предложно-падежной системой русского языка с учетом реализации принципов преемственности и перспективности в учебных пособиях по грамматике РКИ для иностранных учащихся. Автором проанализированы основные уче...

Изучение лексики профессионального направления студентами-юристами как способ активного метода обучения иностранным языкам в вузе

В статье рассматриваются некоторые способы изучения лексики профессионального направления для студентов-юристов, приводятся составляющие, которые необходимо принимать во внимание для достижения успешных результатов в процессе изучения иностранных язы...

Проблема лексических навыков у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье описаны проблемы формирования лексических навыков у младших школьников. Представлены особенности использования речевого этикета на уроках русского языка в формировании лексических навыков у младших школьников. Указана особенность преподавани...

Применение мультимедийных технологий в процессе обучения иностранных студентов русской лексике

Статья посвящена проблеме использования мультимедийных технологий в преподавании русского языка как иностранного (РКИ), в частности, в процессе обучения лексике. Рассматривается роль мультимедийных средств в повышении эффективности формирования лекси...

Использование игровых технологий в обучении младших школьников лексике иностранного языка

Статья посвящена лексическим (словесным) типам игр на уроках иностранного языка в начальной ступени обучения. Также описаны основные функции игровой деятельности. Подводя итог, автор делает вывод о том, что этап обучения лексике на начальной ступени ...

Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка

В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы

В работе рассматриваются некоторые интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы. Они и являются предметом данного исследования. Тема актуальна по причине того, что уровень образования в общеобразовательных школах необходимо уве...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Трудности в обучении говорению на уроках английского языка в средней школе и пути их преодоления с учетом возрастных психолого-педагогических характеристик учащихся

В статье рассматриваются основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся средней школы в процессе обучения говорению на уроках английского языка, возможные пути их решения, в том числе проблемные ситуации как наиболее эффективный способ, соот...

Применение интеллект-карт при обучении английскому языку студентов I–II курсов неязыковых вузов

Статья привлекает внимание к вопросу о применении новых способов обучения иностранному языку, о роли интеллект-карт при введении и контроле новой лексики на 1–2 курсах неязыковых вузов. Основной акцент делается на возможностях, которые открываются с ...

Задать вопрос