В статье автор исследует использование словообразования как метода изучения новой лексики на уроках русского языка как иностранного (РКИ), с акцентом на отглагольные существительные. Автор также разработал рекомендации для преподавателей РКИ, направленные на совершенствование методики обучения с акцентом на словообразование.
Ключевые слова: словообразование, отглагольные существительные, методика обучения, русский язык как иностранный, лексические навыки, педагогический эксперимент.
В условиях глобального распространения русского языка как иностранного актуальным становится поиск эффективных методов освоения новой лексики, способствующей быстрому и качественному усвоению языкового материала. Словообразование, как один из ключевых процессов формирования лексики в русском языке, играет важную роль в развитии языковой компетенции обучающихся, особенно при изучении отглагольных существительных, которые широко используются в устной и письменной речи [1]; [4].
Несмотря на наличие значительного числа исследований, посвященных методике преподавания РКИ, аспекты использования словообразования для освоения новой лексики остаются недостаточно изученными. В частности, мало внимания уделяется методической проработке отглагольных существительных как отдельной категории, что затрудняет преподавание и усвоение обучающимися.
Целью педагогического эксперимента является проверка эффективности словообразовательного метода, как инструмента изучения новой лексики на уроках РКИ.
Задачи эксперимента включают определение исходного уровня владения лексикой у обучающихся, внедрение словообразовательного подхода в экспериментальной группе, проведение итогового тестирования, а также оценку результатов и выработку рекомендаций для преподавателей.
База исследования — МБОУ СОШ № 9 города Белореченск Краснодарского края. В исследовании участвовали две группы старшеклассников: экспериментальная группа — 10А класс в количестве 25 человек и контрольная группа — 10Б класс также в количестве 25 человек. Для эксперимента была разработана специальная программа упражнений и тестов с акцентом на словообразование.
Так, результаты тестирования показали, что средний уровень сформированности лексического навыка в обеих группах был схожим. Средний бал в контрольной группе составил 7,8, а в экспериментальной 8,1, что указывает на начально-средний уровень владения отглагольными существительными. Наиболее сложным заданием для участников обеих групп оказалось преобразование глаголов в существительные, что связано с недостаточным осознанием словообразовательных моделей. Задания на распознавание отглагольных существительных вызвали меньше трудностей.
Учитывая данные моменты, нами разработаны рекомендации для молодых специалистов, которым следует использовать проверенные учебные пособия и сборники упражнений, адаптированные для РКИ.
- «Разберите слова по составу, добавьте свои той же конструкции. Безобразница, бездельница, бесприданница, бессонница; закрученный, запущенный, залепленный, заброшенный; возобновление, воссоединение, возрождение, воспламенение; неприспособленность, неустроенность, несовместимость; обесцвечивание, обезвоживание, обезболивание, обескровливание.
- Выделите суффиксы и образуйте новые слова, подобные данным. Клеветник, проводник, сапожник, ударник, садовник; белизна, крутизна, новизна, желтизна; честность, точность, смелость, успокоенность; удалец, молодец, купец, продавец, красавец, любимец.
- Образуйте новые слова только с помощью приставок.
Кипеть -, стучать -, ставка -, ход -, бег -, кладка -, брошенный -, мытый.
- Образуйте новые слова с помощью приставок и суффиксов.
След — соль -, дым -, цвет -, вред -, говор -, место -, щит -, спор -, суд –.
- Образуйте слова–корни, отбросив суффиксы и приставки. Например, безветренный — ветер, закружиться — круг. Наябедничать -, законченный -, погрешность -, намучиться -, продрогнуть -, ответвление -, преображение -, непринужденный -, неотчуждаемый -, безупречный» [2], [3], [5].
Практическое применение рекомендованных подходов способствовало не только запоминанию новых слов, но и осмысленному использованию изученной лексики в речевой практике, что подтверждается статистическими данными итогового текста (рис. 1) и качественным анализом.
Рис. 1. Статистические данные итогового тестирования
Качественный анализ сравнения результатов итогового и входного тестирования представлен в таблице 1.
Таблица 1
Качественный анализ сравнения результатов итогового и входного тестирования
Параметр |
Входное тестирование |
Итоговое тестирование |
Изменение |
||
Средний процент выполнения теста |
40 % |
75 % |
Увеличение на 35 % |
||
Сложность заданий |
Базовые задания на преобразования слов |
Средняя и высокая |
Усложнение заданий способствует развитию навыков |
||
Частота ошибок |
Средняя, основные ошибки связаны с составлением лексических полей |
Количество ошибок сократилось, за счет экспериментальной группы, где ошибки совершались гораздо реже, чем в контрольной группе |
|||
Креативность ответов |
В основном шаблонные ответы |
Высокая, сложные поля, творческие задания |
Креативность ответов возросла за счет использования методических подходов в ходе образовательного процесса в экспериментальной группе, в контрольной группе этот показатель остался практически неизменным |
||
Использование сложных слов |
10 % |
45 % |
Увеличение использования более сложных слов в ответах ввиду акцента на словообразовательной работе в ходе уроков |
||
Распознавание отглагольных существительных в текстах |
65 % |
80 % |
Улучшение навыка анализа текста |
||
Проведенное обучение на базе МБОУ СОШ № 9 города Белореченск Краснодарского края среди обучающихся 10-х классов, позволило оценить эффективность разработанных методических подходов и их влияние на усвоение отглагольных существительных.
Таким образом, итоги педагогического эксперимента отражают значительное повышение уровня сформированности лексического навыка у участников экспериментальной группы по сравнению с контрольной (рис. 2).
Рис. 2. Сравнительный анализ результатов входного и итогового тестирования
В экспериментальной группе средний процент успешности выполнения заданий составил 75 %, что на 35 % выше результатов входного тестирования, тогда как в контрольной группе. Больше изменений в лучшую сторону было отмечено в выполнении заданий на распознавание отглагольных существительных и составление лексических полей. Обучающиеся экспериментальной группы демонстрировали не только запоминание новых слов, но и активное применение, например, в творческих заданиях использовались более сложные и разнообразные примеры отглагольных существительных. Количество ошибок в заданиях на преобразование глаголов в существительные снизилось на 50 % по сравнению с результатами входного тестирования, что свидетельствует о том, что обучающиеся лучше усвоили способы словообразования.
В заданиях на составление лексических полей и творческое написание текстов обучающиеся экспериментальной группы продемонстрировали умение применять изученный материал в новых контекстах, тогда как, в контрольной группе такие достижения были менее выражены (табл. 2).
Таблица 2
Качественный анализ результатов обучения
Критерий |
Входное тестирование |
Итоговое тестирование |
Изменение |
Контрольная группа |
|||
Объем лексических полей |
Простые поля с основными словами |
Поля стали шире, но ограничены базовой лексикой |
Умеренное расширение знаний |
Осмысленное использование лексики |
Использование слов чаще всего вне контекста |
Более уверенное, но все езе ограниченное использование |
Незначительный прогресс |
Средний балл за тест |
40 % |
55 % |
Разница 15 % |
Экспериментальная группа |
|||
Объем лексических полей |
Простые поля с основными словами |
Сложные поля, включающие редкие и производные слова |
Значительное расширение |
Осмысленное использование лексики |
Проблемы с использование слов в связных высказываниях |
Уверенное использование в контексте |
Существенное улучшение |
Средний балл за тест |
40 % |
75 % |
35 % |
Таким образом, результаты опытного обучения подтверждают гипотезу о том, что использование словообразовательного подхода к изучению новой лексики на уроках РКИ способствует более эффективному усвоению языкового материала. Сравнительный анализ входного и итогового тестирования показал, что систематическая работа со словообразовательными моделями повышает качество запоминания лексики, развивает аналитическое мышление, формирует навык осмысленного использования слов в контексте.
Полученные данные позволяют рекомендовать внедрение словообразовательных методов в образовательный процесс организации, для изучения лексики на уроках РКИ, а также для дальнейшего изучения и исследования данной темы.
Литература:
- Демидова, Е. Б. Словообразовательная мотивированность как средство семантизации на занятиях по русскому языку как иностранному / Е. Б. Демидова. // Мир науки. Педагогика и психология. — 2021. — Т. 9, № 2. — С. 2–12.
- Дмитриева, Д. Д. Изучение словообразования на занятиях по русскому языку как иностранному / Д. Д. Дмитриева // Балтийский гуманитарный журнал. — 2020. — № 1 (30). — С. 47–49.
- Зорина, Н. Н. Процесс формирования иноязычного лексического навыка и критерии оценки уровня его сформированности: теоретический обзор / Н. Н. Зорина. // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 578–581.
- Красильникова, Л. К. Лингводидактические подходы к обучению русскому словообразованию в иностранной аудитории / Л. К. Красильникова. // Русский язык за рубежом. — 2021. — № 1 (284). — С. 10–15.
- Тихонов, А. Н. Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным / А. Н. Тихонов. // Москва: АСТ, 2019. — 639 с.