Вопрос о функциях финансовой системы является одним из центральных в выяснении ее сущности. Следует отметить, что проблема функций, выполняемых финансовой системой, относится к числу недостаточно разработанных. Об этом свидетельствует отсутствие четкого понимания сущности этих функций, их недостаточно обоснованная классификация.
Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия — «финансы».
Финансы определяют экономические общественные отношения, проявляющиеся по-разному. Финансы имеют свою особенность в каждом звене финансовой системы. Звено финансовой системы — это определенная сфера финансовых отношений, а финансовая система в целом является совокупностью различных сфер финансовых отношений. При этом образуются и используются фонды денежных средств.
Финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. [3, c.47]
Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию это главный централизованный фонд денежных средств государства, главное орудие перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40 % национального дохода страны.
Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90 % и более общей суммы его доходов (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины).
Из государственного бюджета производятся и основные расходы: на военные цели, развитие экономики, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты.
Второе звено финансовой системы — местные (региональные) финансы, включающие местные бюджеты, финансы предприятий, принадлежащих муниципалитетам, и автономные местные фонды.
За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги в основном имущественные). В местных бюджетах по сравнению с государственным более высокая доля средств направляется на социальные цели. Местные бюджеты хронически дефицитны и получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством. [6, c.11]
Третье звено финансовой системы — внебюджетные специальные фонды. Средства этих фондов направляются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, при потере кормильца; пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице; на строительство и ремонт дорог и пр. Внебюджетные фонды — это Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости населения, Фонд социального страхования, Дорожный фонд, фонды финансового регулирования в различных отраслях, Фонд содействия конверсии военного производства и др.
Зарождение финансовой системы произошло в Древней Руси. Началом ей зарождения считают создание Древнерусского государства, когда возникли понятия «княжеская дружина», «княжеский двор» и необходимость их содержания.
В России также происходили следующие изменения в финансовой сфере:
– В годы правления Петра I (1682–1725 гг.). Введение большого количества новых налогов, замена приказов коллегиями, замена подворного налогообложения подушным.
– Реформами XV–XVIII веков. Создание государственных учреждений, регулирующих деятельность в налоговой сфере, создание первых коммерческих банков, издание указов с перечислением сборов и налогов в пользу государства.
– В первой половине XIX века. Появление Министерства финансов, принятие Манифеста «Об устройстве денежной системы», создание Госбанка, а также организация первого акционерного общества по страхованию жизни.
– Во второй половине XIX века. Значительные изменения в налоговой системе, стремительное развитие кредитно-банковской сферы, бурная законотворческая деятельность в сфере финансовой деятельности страны.
Качественно новое развитие финансовых отношений произошло в XX веке, особенно после Второй мировой войны. Объёмы государственных бюджетов стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление значительной части (до 50 %) национального дохода.
Взгляды на те или иные составляющие финансовой системы России менялись в зависимости от экономической ситуации в стране, от настроений в обществе и государстве в целом
Основные функции финансовой системы:
– Перемещение ресурсов во времени и пространстве. Финансовая система обеспечивает перераспределение финансовых ресурсов во времени и в пространстве, например, из одного региона в другой или из одного сектора национальной экономики в другой.
– Управление риском. Финансовая система предоставляет возможности для управления потенциальными финансовыми и кредитными рисками.
– Обеспечение работы расчётно-платёжной системы. Финансовая система позволяет реализовывать комплекс клиринговых операций и выполнять платежи такими методами, которые стимулируют обмен различными ресурсами и активами.
– Объединение финансовых ресурсов и разделение долей участия в капитале. Финансовая система обеспечивает механизм объединения денежных ресурсов для организации крупного экономического субъекта или для разделения капитала крупных хозяйствующих единиц на паи.
– Информационная поддержка. Финансовая система предоставляет ценовые сведения, которые помогают согласовывать между собой независимые решения в различных сферах национальной экономики.
Группировка финансовых отношений по сферам и звеньям финансовой системы не остается неизменной, претерпевая изменения под влиянием преобразований, появлением новых видов собственности. По мере развития экономики, изменения форм финансовых связей внутри страны и на международной арене, совершенствования методов хозяйствования в обществе также могут появляться новые виды финансовых взаимосвязей. Ряд ученых-экономистов полагают, что с помощью финансовой системы реализуются также функции экономической категории «финансы», обусловливающие целенаправленное использование финансов в общественном воспроизводстве. Соответственно основной функцией финансовой системы является управление совокупностью денежных отношений какого-либо характера [10, c.45]. При этом следует отметить, что от стабильности функций финансовой системы будет зависеть стабильность составляющих финансовой системы. Это означает, что функции будут изменяться с течением времени только при условии изменений состава и структуры самой финансовой системы. Мы считаем, что описанные выше функции являются универсальными и не будут принципиально отличаться в государствах со сходной структурой финансовой системы.
Литература:
- Советский энциклопедический словарь. М., 1985.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1963.
- Боди З., Мертон Р. Финансы. СПб., 2019
- Куцури Г. Н. Российская финансовая система (региональный аспект): монография. СПб., 2020.
- Родионова В. М. Круглый стол: «Роль финансовой и банковских систем в инновационном развитии экономики» // Финансы. 2019. № 6.
- Мэнкью Н. Г. Принципы экономикс. СПб., 2020.
- Горелик В. Н. Финансовая система как подпространство денежной сферы // Финансы и кредит. 2019. № 28 (364).
- Дадашев А. З., Черник Д. Г. Финансовая система России. М., 2020.
- Поляк Г. Б. Финансы. М., 2019.
- Шмиголь Н. С. Современные представления о финансовой системе в экономической литературе // Финансы и кредит. 2019. № 43 (427). С. 54.