В статье автор исследует феномен дружбы и представления о дружбе у младших школьников. Автор приводит результаты эмпирического исследования, проведенного в начальной школе, целью которого было выявить конкретные представления о дружбе у младших школьников. В качестве выборки представлены две группы младших школьников 3-го класса муниципальной школы города с населением свыше 1 миллиона человек. Автор рассматривает понятия дружбы, симпатии, составляющие понятия дружбы, выявляет специфику дружеских отношений в младшем школьном возрасте.
Ключевые слова: дружба, симпатия, представления о дружбе, младшие школьники, приятельство.
Младший школьник находится в процессе активных внутренних и социальных изменений, влияющих на его мироощущение, становление самооценки, выполнение социальных ролей. В связи с этим особую значимость приобретают достижения школьника в учебной деятельности и реализации социально-значимых ролей.
Дружба младших школьников имеет свою специфику, в частности, дружеские отношения младших школьников основываются на территориальной и социальной близости, а также на актуальных интересах на данный момент для конкретно взятых младших школьников. Факторами, способствующими возникновению дружеских интересов между младшими школьниками, являются близость за школьной партой, бытовое соседство, посещение одного кружка или дополнительных образовательных программ. Уровень сформированности личностных качеств младших школьников не позволяет им выбирать друзей по личностным качествам, жизненной позиции, которая еще не сформирована и, в целом, они делают это посредствам внешних факторов [3, с. 103].
Дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов (словарь Ожегова). Рассматривая дружбу младших школьников, можно отметить, что больше к описанию подобных отношений подходит понятие «симпатия». Симпатия согласно словарю С. И. Ожегова, — это внутреннее расположение к кому-либо. Взаимоотношения между мальчиками и девочками в младшем школьном возрасте больше носят стихийный характер, отягченный, с одной стороны, желанием занять определенную позицию в межличностных взаимоотношениях и в иерархии взаимоотношений внутри класса, с другой стороны, неумением выстраивать коммуникативные стратегии и поведение в коллективе [4].
Особенностью общения младших школьников является отсутствие избирательности, однако, именно в этом возрасте формируются прочные дружеские взаимосвязи [3, с. 121].
Согласно последним отечественным исследованиям, феномен дружбы в сознании младших школьников представлен как трехкомпонентная структура, включающая коммуникативный, эмоциональный и знаниевый компоненты [2, с. 103].
Сегодня яркой особенностью общения младших школьников и их дружеских взаимоотношений является виртуальный характер, что делает проблему изучения дружбы младших школьников особо актуальной [1, с. 16].
Целью нашего исследования является изучение представлений о дружбе младших школьников. В качестве эмпирического метода мы использовали контент-анализ, в качестве диагностического инструментария — методику «Представления о дружбе» автора Е. В. Юрковой [5, с. 232]. В нашем исследовании приняли участие 56 учащихся третьих классов МБОУ Школы № 102 г. о. Самары. В процессе реализации эмпирического исследования, учащихся было предложено закончить такие предложения, как «Дружба — это…», «Друг отличается от приятеля тем, что…», «Важные качества моего друга — это»....
Среди ответов на вопрос «Дружба — это…» чаще всего встречались такие, как «Вместе проводим время» / «Вместе гуляем» (56 %), такие ответы, как «Поддержка», «Доверие», «Верность», «Преданность» встречались несколько реже (28 %), ответы «Веселье» и «Весело» предложили 19 % опрошенных, ответы «Важные разговоры», «Секреты», «Умение хранить тайны» предложили 16 % опрошенных.
На вопрос «Чем друг отличается от приятеля» большинство опрошенных (84 %) дали ответ «он близкий», также присутствовали ответы «Свои тайны можно доверить только другу» (12 %), «С приятелем не пойдешь гулять» (10 %).
На вопрос «Каковы важные качества моего друга» большинство младших школьников (72 %) дали ответ «Он хороший», 65 % опрошенных отметили «он добрый», 34 % опрошенных отметили «он веселый», 18 % — «он отзывчивый».
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, в представлениях о дружбе младших школьников не присутствует функциональная составляющая коммуникативной стороны дружбы (не все осознают возможность «доверительного общения с другом». В представлениях о дружбе младших школьников отсутствует дифференциация понятий «дружба» и «приятельство» (большинство опрошенных предлагают поверхностное описание различия). Эмоциональная сторона дружбы младших школьников реализуется через определенную функцию — функцию совместных прогулок и совместного времяпрепровождения.
Таким образом, мы можем выделить специфические характеристики представлений о дружбе младших школьников, к которым относятся пониженная коммуникативность, зависимость от «совместности» и сниженные требования к другу вследствие недостатка осознанности дружеских взаимоотношений.
Литература:
- Маркова, И. И. Представления о друге и дружбе у детей младшего школьного возраста / И. И. Маркова // Modern developmental psychology: main trends and prospects of research: Materials of the III international scientific conference, Prague, 20–21 октября 2017 года. — Prague: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s. r.o., 2017. — С.16–19.
- Минаева, Е. В. Характерные особенности дружеских отношений в младшем школьном возрасте / Е. В. Минаева, А. А. Лобанова // Педагогика, психология, общество: от теории к практике: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 30 июля 2021 года. — Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2021. — С. 103–106.
- Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 411 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–18497–6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535165 (дата обращения: 21.10.2024).
- Ожегов, С. И. Толковый словарь Ожегова: Текстовый комплекс / С. Ожегов. URL: https://slovarozhegova.ru/ (дата обращения 21.10.2024). — Режим доступа: для всех пользователей. — Текст: электронный
- Юркова, Е. В. Проявление социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях: специальность 19.00.05 «Социальная психология»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Юркова Елена Владимировна. — Санкт-Петербург, 2004. — 169 с.