В данной статье проводится аналитических обзор методик диагностики выявления нарушений смысловой стороны чтения у учащихся общеобразовательной школы.
Ключевые слова: чтение, нарушения чтения, дислексия, семантическая дислексия, понимание прочитанного текста, младшие школьники.
Проблема нарушения чтения находит отражение в различных работах исследователей. Однако и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными.
На сегодняшний день чтение играет ведущую роль в процессе школьного обучения. Формирование навыков чтения является одним из важных критериев оценки уровня развития познавательной деятельности детей и показателем успешности усвоения программы школьного обучения. В обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) обозначается необходимость формирования смысловой стороны чтения в ходе освоения предметной области «Русский язык и литературное чтение». В состав основных читательских умений включаются умения анализа содержания текстового сообщения, поиска информации, ее интерпретации и создания выводов посредством ее обобщения [7]. Чтение с самого начала подчинено его основной задаче — пониманию письменного сообщения.
По определению Л. С. Цветковой, «Чтение — одна из сложных и значимых форм психической деятельности человека, которая выполняет психологические и социальные функции» [11].
По мнению А. Н. Корнева, чтение представляет собой процесс декодирования, так как оно характеризуется воссозданием фонетического образа лексических единиц по их графическим моделям [4].
Чтение, посредством которого дети получают большую часть информации, играет огромную роль в процессе усвоения знаний. Его значение все возрастает в условиях существующей системы образования. Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении.
Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения. В логопедии выделяют два расстройства письменной речи — дисграфию и дислексию. В России в последние десятилетия не публиковались данные о частоте нарушений чтения у детей, однако разрозненные сведения в работах отдельных авторов свидетельствуют о том, что у 20–25 % учащихся общеобразовательной школы отмечаются выраженные проблемы в формировании чтения [8].
Дислексия — это состояние, основное проявление которого — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения [3].
По мнению Л. С. Волковой, дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностъю (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера [6].
Нарушение механизмов восприятия текста приводят к «технической» дислексии, а способности понимать смысловую сторону текста — к «семантической». «Семантическую» дислексию большинство авторов (Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова и др.) связывают с недостаточным уровнем речевого развития ребенка, ограниченным словарным запасом, неразвитой способностью правильно воспроизводить звуковые образы.
Р. И. Лалаева отмечает, что семантическая дислексия (механическое чтение) характеризуется тем, что при технически правильном чтении ребёнок не может установить смысловые связи между словами, понять и пересказать смысл читаемого. Если он читает по слогам, то не может понять, о каком слове идёт речь, не может соотнести его с подходящей картинкой. Не может отвечать на вопросы по тексту, не развиты представления о синтаксических связях слов в предложении [5].
Раннее выявление дислексии позволяет начать коррекционную работу на ранних этапах, что значительно повышает шансы на успешное преодоление трудностей.
Вопросами разрабатывания методик диагностики понимания текста у младших школьников занимались следующие авторы: А. Н. Корнев, О. А. Ишимова, М. М. Безруких, О. Ю. Крещенко, Н. Н. Баль, И. А. Захарченя, Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина, О. А. Шевченко, Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова, Г. В. Чиркина и другие. Рассмотрим каждую методику:
Учебно-методическое пособие А. Н. Корнева и О. А. Ишимовой «Методика диагностики дислексии у детей» включает в себя три этапа исследования чтения [4]:
- Первый этап: с помощью Стандартизированной методики исследования навыка чтения устанавливается уровень сформированности навыка чтения.
- Второй этап: при диагностировании дислексии с помощью тестирования ABM-WISC определяется стойкость выявленного расстройства и его прогноз.
- Третий этап: с помощью Теста оперативных единиц чтения определяется тип слогов и слоговая сложность слов, которые доступны ребёнку на данный момент.
При диагностике чтения фиксируются такие параметры как: способ, скорость чтения и качество понимания прочитанного. Для диагностики сформированности смысловой стороны чтения предлагаются четыре рассказа. Текст поделён на две части и к каждой части для оценки понимания прочитанного представлены вопросы, на которые школьник должен ответить письменно. На каждый текст выделено по 10 вопросов. Даны правильные ответы к вопросам в пособии, что облегчает проверку. Авторы отмечают, что наиболее надёжный способ проверки смыслового чтения у школьников — ответы на вопросы по прочитанному тексту. Прописаны критерии оценки понимания прочитанного.
В пособие Р. И. Лалаевой и Л. В. Венедиктовой «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников» включена схема обследования учащихся с нарушениями письма и чтения, к которой прилагается речевой и наглядный материал [5].
В методике процесс обследования процесса чтения включает в себя:
- Объяснение характера чтения слогов, слов, предложений, текстов.
- Объяснение понимания прочитанных слов, предложений, текстов.
- Определение скорости чтения.
- Указание способа чтения.
Недостаток пособия — это отсутствие качественных и количественных критериев оценки.
Н. Н. Баль и И. А. Захарченя разработали методику обследования письма и чтения у учащихся начальных классов [1]. В процессе диагностики чтения учитываются все параметры (способ, правильность, беглость и осознанность). В качестве диагностического инструментария используются специально подобранные тексты, которые доступны школьнику и не используются в классной обстановке.
Н. Н. Баль и И. А. Захарченя выделяют этапы исследования чтения букв, слогов, слов, фраз и текста. С целью выяснения понимания смысла прочитанного используются следующие приемы обследования:
- Пересказ прочитанного текста.
- Ответы на вопросы о прочитанном.
- Объяснение значения отдельных прочитанных слов и выражений.
- Соотношение слов с конкретными предметами или их изображениями на картинках; прочитанных фраз с картинками, на которых изображены соответствующие события.
Данный метод для обследования чтения предусматривает речевой материал. Минусом этой методики является отсутствие качественных и количественных критериев оценки.
М. М. Безруких и О. Ю. Крещенко предлагают методику оценки сформированности навыков письма и чтения у учащихся [2]. Методика представлена четырьмя заданиями для оценки навыка чтения. Первое задание направлено на распознавание букв: печатных и письменных (строчных и заглавных); второе — на чтение слогов: печатных и письменных (прямых, обратных, со стечением согласных); третье задание направлено на чтение слов: простого и сложного слогового состава (печатных и письменных); четвертое задание направлено на чтение печатного текста (три предложения), а также включает ответы на вопросы. Каждое задание оценивается в баллах за прочитанную букву, слог, слово, выносится минимальный и максимальный балл за каждое задание. Понимание текста оценивается по ответам на вопросы в баллах за каждый вопрос. После подсчета баллов за все задания делается количественный анализ результатов, после проводится качественная оценка навыка чтения. Для проведения данной методики используется речевой материал. Имеются протоколы оценки сформированности навыка чтения учащихся первых и четвёртых классов.
Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов» [10]. В методике по диагностике сформированности навыков чтения предлагают один текст «Как я ловил раков» А. Н. Корнеева. Оценивание происходит по трём критериям: критерий скорости, правильности чтения и понимания смысла прочитанного. Для выяснения понимания прочитанного предлагают задать 2–3 вопроса или попросить пересказать то, что он успел прочитать. Присутствует бальная система оценивания.
Г. В. Чиркина «Методы обследования речи детей» [12]. Автор пособия для исследования навыков чтения предлагает определить характер чтения отдельных букв, слов, отдельных предложений.
Для оценки понимания прочитанного ребенку автор рекомендует следующие варианты заданий:
- Пересказать прочитанное.
- Разложить серию сюжетных картинок в соответствии с последовательностью событий в прочитанном тексте или пересказать текст с опорой на них.
- Выбрать сюжетную картинку, соответствующую прочитанному, из ряда предложенных, ответить на вопросы.
Предлагаются вопросы двух типов: отражающие фабулу рассказа и выявляющие понимание смысла прочитанного, что позволит выяснить уровень глубины понимания текста. В пособии представлена таблица, которую можно использовать при анализе нарушений чтения. Недостатками являются: отсутствие речевого материала и количественной и качественной системы оценки.
О. А. Шевченко «Тестовые материалы для оценки качества обучения. Чтение (диагностика читательской компетентности)» [13]. Выбранное пособие предназначено для оценки качества обучения младших школьников чтению. Оценка этих навыков позволяет определить уровень сформированности умений читать и понимать тексты на различных уровнях сложности. В пособии даны не только задания, но и методические рекомендации для учителей по проведению диагностики читательской компетентности.
Пособие содержит 5 тестов в двух вариантах, тексты для проверки понимания прочитанного и перечень вопросов к каждому тексту (7 заданий на выбор ответа, 2 задания с кратким ответом и 3 задания с развёрнутым ответом). Представлены ответы и критерии оценивания, и бланки тестирования.
Выше был проведен обзор существующих диагностических методик для определения уровня понимания текста у младших школьников. Анализ методик позволил выявить их недостатки. В основном методики характеризуются отсутствием речевого материала, а также конкретизированных критериев оценки навыков. В связи с вышеперечисленными недостатками проведение обследования чтения и письма одной методикой является не полноценным. Оценивание навыка чтения и понимания прочитанного материала у младших школьников требует применения нескольких методик, дополняющих друг друга.
Литература:
- Баль, Н. Н. Обследование чтения и письма у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов / Н. Н. Баль, И. А. Захарченя. — Минск: Ураджай, 2001. — 75 с.
- Безруких, М. М. Материалы курса «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе»: лекции 1–4 / М. М. Безруких, О. Ю. Крещенко. — Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. — 464 с.
- Воронина, Т. П. Дислексия, или Почему ребенок плохо читает? / Т. П. Воронина. — Издание 3-е. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. — 95 с.
- Корнев, А. Н. Методика диагностики дислексии у детей: методическое пособие / А. Н. Корнев, О. А. Ишимова. — Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического ун-та, 2010. — 72 с. — Текст: непосредственный.
- Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева, Л. В. Бенедиктова. — Санкт-Петербург: Союз, 2003. — 224 с.
- Логопедия: учебник / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова [и др.]; под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — Москва: Владос, 1998. — 677 с. — ISBN 5–691–00128–0.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 17.12.2024).
- Русецкая, М. Н. Нарушение чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: Монография / М. Н. Русецкая. — Санкт-Петербург: КАРО, 2007. — 192с.
- Садовникова, И. Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления: пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей/И. Н. Садовникова. — Москва: ПАРАДИГМА, 2011. — 279 с.
- Фотекова, Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов / Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. — Москва: АРКТИ, — 2002. — 136 с.
- Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова. — Москва: Просвещение, 2012. — 140 с.
- Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. — 3-е изд., доп. / Г. В. Чиркина; под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. — Москва: АРКТИ, 2003. — 240 с.
- Шевченко, О. А. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Чтение (диагностика читательской компетентности). 2 класс: учебное пособие / О. А. Шевченко. — Москва: «Интелект-Центр», 2017. — 88 с.