Стратегия национальной безопасности Индии развивалась на протяжении многих лет под влиянием нестабильной геополитической ситуации в регионе. В первую очередь это напряженность с Китаем (Тибетский регион) и Пакистаном (Кашмир). Однако в условиях быстроменяющегося мира Правительства оказываются перед новыми вызовами, приводящими к корректировке национальной стратегии. К ним относятся климатические проблемы, кибербезопасность, гонка технологий и вооружений и др., которые невозможно не учитывать при разработке и корректировке стратегии национальной безопасности. Индии необходимо имплементировать данный подход в своей стратегии, если она хочет обеспечить себе долгосрочное главенство в регионе.
Ключевые слова: Индия, концепция национальной безопасности, Китай, Кашмир, военная стратегия
Первое, что приходит на ум при упоминании понятия национальная безопасность, — это вооруженные силы. Однако это не единственная ее составляющая.
Концепция национальной безопасности представляет собой стратегическое видение целей государства в ответе на внутренние и внешние вызовы, традиционные и нетрадиционные угрозы. В настоящее время она включает в себя не только военные, но и экономические и политические аспекты. К ним можно отнести стратегическое сдерживание; территориальную целостность и суверенитет; экономическую, морскую, продовольственную и кибербезопасность; внутреннюю безопасность и противодействие терроризма; ядерную политику и нераспространение ядерного оружия [17].
Одной из главных проблем является отсутствие у Индии единого документа стратегии национальной безопасности [17]. В стране уже предпринимались попытки разработать единую стратегию, и только в 2018 году комитет Худа (Hooda) начал разработку проекта стратегии национальной безопасности. Так, было предложено несколько принципов, среди которых: обеспечение безопасности в регионе, мирное урегулирование внутренних конфликтов, защита народа, укрепление возможностей и роли в обеспечении глобального миропорядка.
В настоящее время Манож Нараване предлагает дипломатическо-информационно-военно-экономическую концепцию (DIME concept) для реализации данной задачи.
Реализация военной составляющей
Если говорить про реализацию военной составляющей, то Индия имеет третий по величине в мире военно-индустриальный комплекс с большим потенциалом в НИОКР. По данным Lowy Institute [15] в 2024 году Индия обладает самой многочисленной армией (3,09 млрд человек) и занимает 4 место в мире по объему военных расходов (132 млрд долларов), уступая только США, Китаю и России.
В настоящее время страна развивает многоуровневую политику сдерживания, включающую в себя ситуации вторжения, ограниченной войны в приграничных регионах, ограниченной войны, обычной войны и ядерной войны. Расходы на оборону должны составить более 1 % ВВП.
Возвращаясь к проблеме письменной стратегии национальной безопасности, она необходима Индии по нескольким причинам [17]. Во-первых, единственным в настоящее время документом, регулирующим действия Вооруженных Сил Республики Индия — это оперативная директива Ракши Мантри. Написанная в 2009 году, она ни разу не обновлялась. Таким образом, новый документ позволит лучше делегировать полномочия, принимать решения и распределять команды в театре военных действий.
Во-вторых, по мнению Маножа Наравана Вооруженные силы республики должны играть бóльшую роль в принятии решений политического характера. В настоящее время начальник штаба обороны не является постоянным членом Кабинета министров по безопасности, у него нет пятизвёздочного ранка (наивысшего).
В-третьих, предлагается больше инвестировать в отечественные оборонные технологии и кибербезопасность. По данным Lowy Institute [15] в 2024 году Индия наращивает количество вооружения и платформ, в том числе огневую мощь, морской контроль и технологии; сейчас страна находится на 4 месте в мире по вышеупомянутому показателю.
Хотя в политике Индии есть акцент на новые технологии, все идеи старые. Упоминаемые технологии, такие как блокчейн, интернет вещей и искусственный интеллект уже не принесут конкурентных преимуществ, за исключением последней, но нужно работать очень быстро и узкоспециализированно, чтобы добиться преимущества. Отдельно отмечена важность беспилотных систем. По данным Times of India [4] страна получила на вооружение новые беспилотные системы, разработанные Индийской организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) совместно с Bharat Electronics. Они будут применятся на границе с Китаем. Системы были модифицированы согласно опыту конфликтов в Украине и между Арменией и Азербайджаном. Сейчас Индия наращивает количество наземных ракетных пусковых установок, морские силы дальнего следствия_ системы запрета доступа и кибертехнологии [15].
В-четвертых, у Индии ограниченный опыт в оборонной сфере из-за чего страна теряет стратегическую гибкость. Необходимо развивать различные типы войск, армию «на местах», готовую к действию «здесь и сейчас». По данным Lowy Institute Asia Power Index [15] в 2024 году по показателю подготовки, готовности и устойчивости (training, readiness and sustainment) Индия занимает 8 место, но показатель снизился по сравнению с предыдущим годом. Касательно боевого опыта (Organization: Combat experience) Индия также демонстрирует высокие показатели — 4 в мире, однако по показателю командования и контроля (Organization: command and control) уступает многим странам, находясь на 10 месте, и оба показателя показывают отрицательную динамику.
Не стоит забывать об угрозах внутренней безопасности Индии, коими можно считать экстремизм маоистов, повстанцев на северо-востоке страны и террористов в Джамму и Кашмире. По статистике Министерства внутренних дел Индии [14] за 15 лет (2004–2021) число погибших от терроризма сократилось в 11 раз, а в 2024 году в Кашмирской долине вербовка местных жителей упала до рекордно низких значений. Это показывает развитие системы полиции, но тем не менее проблема не решена до конца. Если оставить ее без внимания, то она снова начнет ухудшаться. Тем не менее показатель внутренней стабильности Индии увеличился по сравнению с предыдущим годом — сейчас страна занимает 17 место среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона [13].
Индия стремится развивать частный военный комплекс к 2035 году. Для этого она хочет развивать сотрудничество с Францией, Израилем, Великобританией и США. Выбор связан со свободной рыночной экономикой и крупным частным оборонным сектором в этих странах. Индия планирует партнерство с частными военно-промышленными компаниями США и государственным оборонным производством России.
Одним из важных объединений для Индии является QUAD. В настоящее время Индия предвидит рост роли объединения в геополитике страны. Если раньше Индию считали «слабым звеном» из-за нежелания развиваться как военный альянс против Китая, то сейчас страна принимает на себя больше обязательств, в том числе по развитию портовой инфраструктуры, стратегически важной для QUAD. В 2025 году Индия будет принимать саммит объединения [6].
Но в течение 30 лет с увеличением числа населения Африки и Средней Азии фокус сместится на Индийский океан, где Индия должна будет отстаивать свои интересы и сохранять лидирующие позиции [12]. В связи с этим нельзя будет преумалять влияние AUKUS (акроним Австралия, Соединенное Королевство и США). Страны объединены англоговорящим треугольником с центром как раз в Индийском океане (не стоит забывать о том, что раньше он полностью контролировался британцами). Целью объединения является углубление сотрудничества в Южно-Китайском море, то есть это аналог QUAD по сдерживанию Китая, однако с большим силовым уклоном [2]. В первую очередь к задачам относят оснащение ВМФ Австралии атомными подлодками к 2040-м годам, подготовку австралийских военных, кооперацию в сфере кибербезопасности, искусственного интеллекта, квантовых технологий и др. [7, 8]. Существуют некоторые опасения, что объединение может нарушить договор о нераспространении ядерного оружия [3]. Хотя Индия пытается сохранять нейтралитет, её членство в ШОС и QUAD делает ее одним из важнейших игроков в Индо-Тихоокеанском регионе. Задачей Индии остается не допустить усиления влияния Китая на море. Однако эксперты утверждают, что пока ни AUKUS, ни QUAD не достигли всех поставленных целей, то конфронтация Индии и Китая может дать им новый виток. Индии стоит быть аккуратнее в выборе партнеров по диалогу и сотрудничеству, ведь Китай, Пакистан, Россия, Иран и Турция могут сформировать блок-оппонент QUAD. Поэтому Индии стоит рассмотреть альтернативы выхода из QUAD, где она пока играет второстепенную роль и пересмотреть позиции по отношению к Китаю и Пакистану — ««заклятые друзья» могут оказаться гораздо более полезными, чем «заокеанские партнеры»» [2].
Реализация информационной составляющей
Одной из проблем и в сфере информации в настоящее время снова является отсутствие у Индии стратегии национальной безопасности в формате единого письменного документа.
С помощью закрепленного на бумаге документа Индия была бы способна лучше анализировать угрозы и тенденции в области безопасности, изменяя свои приоритеты с учётом возникающих проблем. Стратегия национальной безопасности — это документ, закрепляющий долгосрочную политику, поэтому письменный вариант обеспечит последовательную стратегию, чтобы предотвратить принятие поспешных краткосрочных решений. К тому же у Индии наблюдается дефицит аналитических центров по вопросам обороны и безопасности [17].
В-третьих, задокументированная стратегия национальной безопасности позволит отказаться от пятилетних оборонных планов и пятнадцатилетних долгосрочных перспективных планов, так как они снижают актуальность политического курса. Одна из самых распространенных проблем — асимметрия информации, которую Индия будет стремиться решать с помощью новейших технологий.
Реализация дипломатической составляющей
Индия выделяет несколько препятствий к созданию единого документа в сфере дипломатии. К их числу относят отсутствие политического консенсуса. Для решения данной проблемы страна должна активно участвовать в международном сотрудничестве и стратегических решениях; укреплять региональные отношения с помощью «soft power“ и дипломатии; разрешать внутренние конфликты комплексным подходом, включающим интеграцию и диалог; расширять полномочия Совета национальной безопасности и других подчиняющихся ему органов. Так, Индия сможет четко обозначить свои интересы и стратегические намерения, в первую очередь в Юго-Восточной Азии и Индийском океане.
Интересно отметить, что дипломатическое влияние Индии увеличивается. По данным Lowy Institute [10] Индия занимает 4 место среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона по показателю дипломатического влияния. Сильно растет показатель внешней политики: глобальное политическое лидерство оценено в 94.8 из 100 пунктов (2 место), и за год Индия поднялась в рейтинге на 5 позиций.
Одним из самых полных документов, определяющих вектор интересов Индии в настоящее время, является дорожная карта по развитию Индии до 2050 года „India Vision 2050“ [12]. Интересно отметить, что нем словосочетание «Национальная безопасность» встречается всего 1 раз. Согласно документу, Индия стремится внедрять свои цели национальной безопасности и экономического роста в дипломатию, но при этом нет никакого акцента на отсутствие единого документа. Наоборот, внимание уделено стратегическому партнерству Индии в регионе, а также угрозе с Китайской стороны. Индия стремится к многовекторному партнерству, но видит в этом угрозы. Так, нельзя не принимать во внимание, что сотрудничество с США может нарушить связи с Китаем, а сотрудничество с Россией — с Западными странами.
Реализация экономической составляющей
Индия хочет достичь ВВП в 5 трлн долларов к 2030 году [12]. Традиционно главными торговыми партнерами Индии оставались Китай, Объединенные Арабские Эмираты и Соединенные Штаты Америки. В 2023 году Россия смогла занять 2-е место в рейтинге экспортеров в Индию, обогнав ОАЭ и США. Среди стран-импортеров из Индии США, ОАЭ и Китай традиционно занимают 1, 2 и 4 места соответственно. Несмотря на неразрешенные территориальные споры с Китаем, торговля продолжает увеличиваться, несмотря на мнения некоторых экспертов о невозможности экономического развития в зонах конфликта [2]. Индия нацелена на смещение акцента с трудоемкого и полуквалифицированного производства на высококвалифицированный сектор услуг, но с низкоквалифицированным производством.
По данным статистических баз SIPRI (Stockholm International Peace Research Institute) в период с 2021 по 2023 год 44 % российского экспорта вооружения приходилось на Индию [5]. Россия поставила 17500 противотанковых ракет в 2021 году и 12 Су-30МК в 2023 году. Поставщиками вооружения также являются Израиль (38 %), Франция (33 %), Южная Корея (2 %), Германия (1,8 %), США (1,6 %), Испания (0,9 %), Италия (0,6 %), Канада (0,3 %). Сотрудничество с вышеупомянутыми странами позволило бы увеличивать торговые и инвестиционные потоки.
Тем не менее, у Индии остается проблема энергетической и продовольственной безопасности. По данным статистики [9] в 2024 году индекс голода у Индии составлял 27.3 (при максимальном показателе 44.1; 23 место в мире). Однако за период с 2000 года он стабильно падал: 38.4 (2000 год), 35.5 (2008 год), 29.2 (2015 год), 28.7 (2023 год) [11].
Что касается энергетической безопасности, то Индия стремится к диверсификации энергобаланса для того, чтобы сделать энергию свободной и доступной для каждого, а также достичь устойчивого производства. Так, Индия стремится к использованию солнечной (где выходит в тройку лидеров), ядерной и энергии ветра. Хотя у Индии самые крупные подтверждённые запасы угля, она хочет сократить выбросы СО 2 и снизить зависимость от невозобновляемых источников энергии. Однако заметим, что Индия является крупным импортером российских угля и нефти с 2022 года [1].
Но для достижения энергетической, водной, продовольственной безопасности, а также привлекательности для внутренних и иностранных инвесторов у Индии отсутствует достаточное количество финансовых и человеческих ресурсов для наращивания потенциала, поэтому пока привлекательным партнером в инвестиционном и торговом плане Индия не является. Более вероятно сотрудничество с Индией из-за ее геополитического положения.
Выводы
Ниже представлено графическое отображение DIME-концепции с указанием реализуемых практик, вызовов и предложений.
Рис. 1. Реализация концепции DIME, составленная автором на основании данных работы
Главной проблемой является отсутствие стратегии национальной безопасности как единого документа. Из-за этого у страны отсутствует четко определенное направление деятельности. Можно заметить, что больше всего проблем заключено в информационной и военной составляющих. Однако в экономике и политике тоже остаются вызовы.
В будущем для Индии особую важность будет играть Индо-тихоокеанский регион. Страна контролирует 95 % торговли региона и будет продолжать расширять свое влияние. Одним из главных вызовов продолжит являться противостояние с Китаем. Интересно отметить, что Индия является звеном между недружественными странами — Китай, Россия и США. Поэтому дипломатический аспект может стать определяющим.
К тому же, у Индии наблюдается недостаток материальной базы для реализации всех целей. Используемые технологии устаревают, и повышение боеспособности армии обеспечивается благодаря импорту вооружений. Однако стране нужно стараться снизить эту зависимость и развивать внутреннее производство, импортируя именно идеи и технологии.
Литература:
- Двусторонняя торговля между странами Индия и Российская Федерация — экспорт// TradeMap URL: https://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx?nvpm=5 %7c699 %7c %7c643 %7c %7cTOTAL %7c %7c %7c2 %7c1 %7c1 %7c2 %7c2 %7c1 %7c1 %7c1 %7c1 %7c1 (дата обращения: 12.07.2024).
- Индия, Китай, Пакистан: AUCUS, QUAD, QUAD Plus..? // РСМД URL: https://russiancouncil.ru/blogs/marina-bakanova/indiya-kitay-pakistan-aucus-quad-quad-plus/?sphrase_id=165628062 (дата обращения: 29.11.2024).
- AUKUS — для чего был создан союз и какие цели преследует // РБК URL: https://www.rbc.ru/base/30/07/2024/668fb8689a79473489cd2c23#toc-cd2c23–5 (дата обращения: 29.11.2024).
- Times: Индия приняла на вооружение лазерные системы борьбы с беспилотниками // Tass URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/20302863 (дата обращения: 25.11.2024).
- Arms transfers database // SIRPI URL: https://armstransfers.sipri.org/ArmsTransfer/CSVResult (дата обращения: 11.10.2024).
- As Quad Completes 20 Years, India Takes on Multiple New Responsibilities // The Diplomat URL: https://thediplomat.com/2024/09/as-quad-completes-20-years-india-takes-on-multiple-new-responsibilities/ (дата обращения: 22.11.2024).
- AUKUS pillar 2: Advanced capabilities // House of Commons Library, UK Parliament URL: https://commonslibrary.parliament.uk/research-briefings/cbp-9842/ (дата обращения: 29.11.2024).
- AUKUS submarine (SSN-A) programme // House of Commons Library, UK Parliament URL: https://researchbriefings.files.parliament.uk/documents/CBP-9843/CBP-9843.pdf (дата обращения: 29.11.2024).
- Countries that are most affected by hunger and malnutrition according to the Global Hunger Index 2024 // Statista URL: https://www.statista.com/statistics/269924/countries-most-affected-by-hunger-in-the-world-according-to-world-hunger-index/ (дата обращения: 06.12.2024).
- Diplomatic Influence // LOWY Institute Asia Power Index URL: https://power.lowyinstitute.org/data/diplomatic-influence/ (дата обращения: 02.12.2024).
- Global Hunger Index by Country 2024 // World Population Review URL: https://worldpopulationreview.com/country-rankings/global-hunger-index-by-country (дата обращения: 06.12.2024).
- India Vision 2050 // EGROW URL: https://egrowfoundation.org/research/india-vision-2050/ (дата обращения: 18.11.2024).
- Institutional Stability // LOWY Institute Asia Power Index URL: https://power.lowyinstitute.org/data/resilience/institutional-stability/ (дата обращения: 02.12.2024).
- Internal Security and Militancy in 2024 // NatStrat URL: https://www.natstrat.org/articledetail/publications/internal-security-and-militancy-in-115.html (дата обращения: 20.11.2024).
- Military capability // LOWY Institute Asia Power Index URL: https://power.lowyinstitute.org/data/military-capability/defence-spending/military-expenditure-defence-sector-ppp/ (дата обращения: 29.11.2024).
- National security challenges in the decade ahead // Nat Strat URL: https://www.natstrat.org/articledetail/publications/national-security-challenges-in-the-decade-ahead-10.html (дата обращения: 18.11.2024).
- National Security Strategy // Digital Current Affairs URL: https://visionias.in/current-affairs/monthly-magazine/2024–07–27/security/national-security-strategy (дата обращения: 13.11.2024).