В статье раскрывается сущность и причины увеличения проявления эффекта Барнума — Форера, а также тенденции влияния СМИ на восприимчивость современной молодёжи к этому эффекту.
Ключевые слова: СМИ, средства массовой информации, эффект Барнума — Форера, влияние СМИ на молодёжь, усиление эффекта Барнума — Форера, значение СМИ.
В эпоху информационного перенасыщения, люди ищут простые и доступные объяснения своих переживаний и поступков, что делает их более восприимчивыми к различного рода обобщенным утверждениям. Это усиливается культурой самопознания, где каждый стремится лучше понять себя, и, следовательно, легче поддается универсальным описаниям.
Отметим, что эффект Барнума — это когнитивное искажение, которое заставляет нас верить в расплывчатые и неточные формулировки, если они преподносятся как созданные индивидуально для нас лицами, внушающими доверие. Чаще всего, этот эффект срабатывает в гороскопах и других вариантах гаданий, но нередко он же фигурирует в невалидных психологических тестах. Маркетологи в том числе опираются на этот эффект, когда создают рекламу товаров и услуг, маскируя их под «персональные предложения». [3].
Современные медиа, включая социальные сети, активно распространяют различные психологические тесты, предсказания и личные прогнозы. Как правило, они написаны простым языком и содержат «общие» формулировки, которые могут подойти под описание любого человека. Однако у людей на первый план выходит подсознательное желание увидеть в прогнозе самих себя, поэтому они игнорируют несовпадения и концентрируются на фактах, которые, на самом деле, имеют мало общего с реальностью.
Молодёжь, находясь в поиске своей идентичности и стремясь к самопознанию, особенно восприимчива к такому контенту. Часто они находят в обобщённых утверждениях отражение своих чувств и переживаний, что усиливает их доверие к таким источникам информации. [2].
К тому же, в связи с популяризацией так называемого медиа-фастфуда или «быстрого контента», у современных молодых людей существует склонность мгновенно получать необходимую информацию и выбирать быстрые, незамысловатые ответы, даже если они не достоверны.
Эти действия обусловлены желаниями узнать о своем будущем, а также чувствовать принадлежность к определенной категории, группе или субкультуре. В этом возрасте они наиболее социально активны и для них действительно ценна приверженность к какому-либо сообществу, если мы рассматриваем гороскопы и другие псевдонаучные категории людей. [2].
Если бы люди помнили всё, что было в предсказании, и каждый раз проводили статистический анализ, их вера в сверхъестественное уменьшилась. Но происходит наоборот: если что-то сбывается, это укрепляет веру, если нет — забывается. Но почему людям хочется забывать неподходящее и верить в то, что всё прочитанное или услышанное — правда?
Ответ кроется в попытке обрести чуть больше контроля над своей жизнью. Знаки зодиака помогают узнать, чего ожидать от незнакомых людей, гадания — чего ждать от будущего. Никто не будет гадать на то, получится у него сегодня выпить кофе или позвонить другу. Это мы контролируем. А вот пройти собеседование; найти мужа; узнать отношение человека к себе, не спрашивая его об этом — совсем другое дело. [1].
Гадания, знаки, фазы Луны, амулеты — всё это создаёт иллюзию контроля над своей жизнью, вот только она не даёт ничего, кроме временного облегчения и пустых надежд. К тому же, это позволяет переложить ответственность за свои действия и реакции на те или иные внешние факторы, которые, якобы, их обусловливают. Однако, внешний локус контроля приводит к инфантильности и легкомыслию, которые так любят пропагандировать в СМИ. [4].
Когда журналисты в СМИ используют расплывчатые фразы и общие формулировки, подходящие большинству, они добиваются эффекта персонализированного общения. Оптимизация контента с учетом эффекта Барнума позволяет им создавать привлекательные и запоминающиеся материалы, которые лучше удерживают внимание пользователей. Подростки и молодые люди активно взаимодействуют с контентом социальных сетей, они чаще других прибегают к использованию этого информационного источника.
Кроме того, они в силу ещё только формирующегося мировоззрения и самооценки, сравнивают себя с другими людьми и ищут подтверждение самоценности извне. Пока молодёжь стремится найти ответ на вопрос о том, кто они, эффект Барнума выступает мощным механизмом, формируя их самовосприятие через призму универсальных и порой поверхностных характеристик.
СМИ формируют культуру, в которой индивидуальные различия игнорируются, подменяясь стереотипами и клише. Молодые люди, подвергаясь постоянному воздействию СМИ, начинают ассоциировать свои эмоции и поведение с обобщёнными характеристиками, что может влиять на их самооценку и восприятие себя. Подобное влияние демонстрирует, как медиа могут не только информировать, но и манипулировать восприятием, что указывает важность развития критического мышления и медийной грамотности в современном обществе.
Литература:
- Васильева Т. Е. Стереотипы в общественном сознании (социально-философские аспекты). М.: ИНИОН АН СССР, 1988. — 200 с.
- Гайдай А. С. Факторы эффекта Барнума: анализ и перспективы / А. С. Гайдай // Психологический журнал. — 2021. — Т. 42, № 2. — С. 61–70.
- Калита В. В., Гайдай А. С. Релевантность психологического портрета как детерминанта эффекта Барнума // Вестник КемГУ. 2018. № 1 (73). С. 133−138.
- Кебина Н. А. Философия смысла и самореализация личности / Под науч. ред. А. Э. Воскобойникова. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2003. 167 с.