В статье автор исследует проблемы правового регулирования и назначения пособий гражданам, имеющим детей.
Ключевые слова: пособия, назначение и выплата пособий, право социального обеспечения, правовое регулирование.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1].
Материальная поддержка семей с детьми — одна из важнейших задач современного социального государства. В первую очередь, данная поддержка осуществляется посредством хорошо проработанной законотворческой деятельности [2, с. 210].
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [1].
Общеизвестный факт, что в 2023 году произошло объединение Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования, вследствие чего был образован Фонд пенсионного и социального страхования России (далее — Социальный фонд). В силу данных обстоятельств произошли процедурные изменения в праве социального обеспечения.
Одна из проблем — отсутствие межведомственного документооборота между Социальным фондом и другими государственными органами. Так, одной из причины отказа в предоставлении льгот стал требование ФИС о выполнении дополнительных условий для получения льготы. В частности, граждане, пережившие в прошлом мертворождение первого ребенка и впоследствии родившие ребенка, получают ежемесячное пособие в связи с рождением (усыновлением) ребенка в соответствии с Федеральным законом № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», внезапно стали поступать решения об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки. Основанием для отказа послужила полученная из ЗАГСа информация о том, что ребенок родился вторым, а Социальный фонд не предоставил сведений о том, что первый ребенок родился мертвым [3, с. 537].
Из данной ситуации мы видим, что на данный момент назрела острая необходимость дальнейшего совершенствования механизма назначения и выплаты социальных пособий. Данную ситуацию можно разрешить путем координации межведомственного взаимодействия Социального фонда и других ведомств.
С момента принятия Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» неоднократно менялись условия получения «детского» пособия. Изначально пособия назначались всем семьям, имеющим детей, независимо от уровня их среднедушевого дохода в составе семьи, или одному из родителей на каждого ребенка до достижения им 16 лет. Размер данного пособия составлял 70 % федерального МРОТ. Матерям-одиночкам и детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в иных случаях, когда взыскание алиментов невозможно, а также детей военнослужащих срочной службы пособие увеличивалось на пятьдесят процентов [4, с. 82].
На сегодняшний день, согласно вышеуказанному Федеральному закону, пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а также единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет, со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении, или со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства), или со дня заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, — не позднее шести месяцев со дня окончания военнослужащим военной службы по призыву [5].
В 2024 году на прямой линии с Президентом РФ В. В. Путиным был поднят актуальный вопрос о выплате пособий семьям, имеющим детей. В частности, женщина обратилась с вопросом: «С 2023 года подаю ежемесячно на пособие и получаю отказ — из-за превышения прожиточного минимума. Однажды всего на 170 рублей. Также: считается ли пенсия по инвалидности на ребенка доходом? И почему учитываете доход семьи за предыдущий год?».
Действительно, для назначения пособия учитывается весь доход за предыдущий год. Однако было отмечено, что действительно наблюдается проблема, когда среднедушевой доход превышен на незначительную сумму.
Предложенное решение проблемы заключалось в следующем: будет производиться перерасчет НДФЛ и потом возвращаться как минимум 7 % процентов от уплаченного налога [6].
Важно помнить о том, что правила назначений пособий могут меняться, что и происходило в практике отечественного законодательства. Именно поэтому перед обращением за тем или иным пособием необходимо уточнить максимально актуальную информацию в соответствующих ведомствах или официальных порталах.
Исходя из всего вышесказанного следует, что при реализации права на получение пособий у семей возникают некоторые проблемы. Тем не менее Российская Федерация, согласно действующей Конституции РФ, социальное государство, политика которого, в том числе, направлена на защиту материнства, детства и отцовства. В силу данных обстоятельств, предусмотрена система различных мер социального обеспечения соответствующих категорий населения.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). — Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
- Ануфриева, А. В. Пособия на ребенка: проблемы законодательства / А. В. Ануфриева, А. В. Квятковская // Молодой ученый. 2021. № 41 (383). С. 210–212.
- Рублёв М. Л. Проблемы правового регулирования назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей // Вестник науки. 2023. № 12 (69). С. 536–542.
- Антонова, Н. В. Направления совершенствования законодательства о бюджетном пособии на ребенка / Н. В. Антонова. // Пробелы в российском законодательстве. — 2017. — № 5. — С. 82–86.
- О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
- Мать пятерых детей пожаловалась президенту на формальный подход к выплате пособий. — Текст: электронный // Российская газета: [сайт]. — URL: https://rg.ru/2024/12/19/reg-urfo/mat-piateryh-detej-iz-surguta-rasskazala-o-formalnom-podhode-k-vyplate-posobij.html (дата обращения: 10.11.2024).