Жизненный путь личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (550) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 22.12.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Тарасова, Е. Р. Жизненный путь личности / Е. Р. Тарасова, Д. В. Шейченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 51 (550). — URL: https://moluch.ru/archive/550/120966/ (дата обращения: 26.12.2024).



В этой статье рассматривается концепция формирования жизненного пути человека. Обсуждаются основные этапы, начиная с детства и заканчивая зрелым возрастом, которые оказывают влияние на формирование личности. Также анализируется влияние социальных условий на выбор жизненного пути. Особое внимание уделяется тому, как принятие решений важных моментов жизни оказывает большое влияние на ее будущее направление.

Ключевые слова: социология, этнопсихология, личность, человек, социум.

This article discusses the concept of shaping a person's life path. The key stages, starting from childhood and ending with adulthood, which influence the formation of personality are discussed. The influence of social conditions on the choice of a life path is also analyzed. Special attention is paid to how decision-making of important moments of life affects its future direction.

Keywords: sociology, psychology, personality, man, society.

Жизненный путь человека формируется через восприятие окружающего мира, акцептование реальности, достижения, социализацию и коммуникацию с людьми. Эти факторы оказывают большое влияние на формирование жизни каждого человека и объединены под общим представлением — жизненный сценарий. Исследование жизненного пути и жизненного сценария считается предметом изучения в различных научных областях, включая психологию и социологию. Особое внимание проблеме жизненного пути личности уделено в работах Э. Эриксона (теория психосоциального развития, этапы жизненного пути и формирование личности человека), Б. Хеллингера (его работа связана с понятием «жизненный произведение» в контексте семейных отношений и динамики), А. Гидденс и А. Леверенса (жизнь — это сцена, где люди «играют» свои роли в зависимости от общественных условий и ожиданий).

В общем смысле жизненный путь личности можно определить как структурированную последовательность фаз жизни и событий, характеризующих переходы между ними. Это результат стремлений, установок, нормативных представлений человека, которые он реализует в зависимости от своих потребностей, мотивов и при наличии соответствующих условий и ресурсов [8].

Жизненный сценарий человека формируется под влиянием различных институтов социализации (семья, школа, друзья и т. п.):

— Семья передает ключевые ценности и убеждения, которые влияют на выборы и поведение на протяжении жизни.

— Друзья дают эмоциональную поддержку и ресурсы, помогая преодолеть трудности и брать на себя важные решения.

— Образование развивает критическое мышление и иные навыки, необходимые для решения проблем и достижения целей. Уровень образования тоже одновременно может определять карьерные возможности и доход.

В целом, эти моменты взаимодействуют друг с другом, формируя уникальный жизненный путь каждого человека, который может меняться в зависимости от жизненных обстоятельств и культурного контекста.

По мнению психолога Ш. Бюллер, жизненный путь человека состоит из 5 фаз:

— Первая фаза (с рождения до 16–20 лет) — период, который не включается в жизненный план личности т. к. человек еще не создал семью и не начал профессиональную деятельность.

— Вторая фаза (с 16–20 лет до 25–30 лет) — человек на данном этапе формулирует свои мечты, цели, а также пробует себя в разных видах деятельности, начинает поиск профессии и компаньона.

— Третья фаза (с 25–30 лет до 45–50 лет) — это зрелый возраст человека, на данном этапе индивид построил семью, самоопределился с профессией, достаточно устойчиво «стоит на ногах». Он ставит реалистичные цели, добивается их и формирует устойчивую самооценку.

— Четвертая фаза (от 45–50 лет до 65–70 лет) — человек завершает свою профессиональную деятельность, из семьи уходят взрослые дети, человек подводит итоги своей деятельности.

— Пятая фаза (от 65–70 лет до смерти) — на данном этапе происходит снижении активности, человек ищет новые формы досуга и анализирует свою жизнь [2].

Также ещё ряд специалистов изучали вопрос о том, как формируется жизненный путь личности. Леонтьев А. Н. считал, что он зависит от действий, которое человек совершает. Ананьев Б. Г. уделял внимание происшествиям, которые влияют на жизнь человека. Абульханова-Славская К. А. утверждала, что персона зависит от множества факторов, таких как социальные нормы и жилищные условия жизни. Человек должен сравнивать себя с этими общепризнанными мерками и находить свое место в обществе. Однако он также свободно создает условия для своего развития, развивая профессиональные умения, устанавливая семейные отношения и социальные связи. Главная идея заключается в том, что необходимо осознать свой жизненный путь и энергично работать над его формированием, а не просто допускать случайности.

Таким образом, можно сказать, что жизненный путь личности — это сложный и индивидуальный процесс, который зависит от множества факторов. Каждый этап жизни, будь то детство, юность или зрелость, приносит свои вызовы и возможности для развития. Важно понимать, что этот путь не всегда одинаковый и однозначный. Осознание собственного жизненного пути помогает человеку лучше понять собственную идентичность, цели и стремления к самореализации. Рефлексия о пройденном пути содействует развитию критического мышления и улучшению навыков принятия решений.

Литература:

  1. Паустовский К. Г. Повесть о жизни // Собрание соч.: в 6 т. Т. 3 М.: Государственное нотоиздательство художественной литературы, 1957, 789 с.
  2. Шарлотта Бюлер «5 стадий жизни» 1970 г.
  3. Хоружий С. С. Жизненная глиссада как концепт и проблема: подход синергийной антропологии. URL: https://synergia-isa.ru/horuzhij-ss- zh.iz.ne.nn.aya-tr.ae.kt.or.iya-kak.-k-2/ (срока обращения: 14.12.2023).
  4. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб: Алетейя, 2001 304 с.
  5. Ананьев Б. Г. Человек как предметы обихода познания. СПб: Питер, 2001 288 с.
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2003, 713 с.
  7. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991, 299 с.
  8. Митрофанова Е. Концепция жизненного пути и методы анализа жизненных событий URL: https://www.hse.ru/data/2014/02/25/1330114723/%D0%9C%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20-%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C.pdf?ysclid=m4tsnse22903923753


Задать вопрос