Психоэмоциональная устойчивость. Психологические барьеры и их природа. Осознанность и саморегуляция | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (551) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 23.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Файзиева, Г. У. Психоэмоциональная устойчивость. Психологические барьеры и их природа. Осознанность и саморегуляция / Г. У. Файзиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — URL: https://moluch.ru/archive/551/121019/ (дата обращения: 25.12.2024).

Препринт статьи



Статья посвящена исследованию феномена психоэмоциональной устойчивости как результату взаимодействия врождённых и приобретённых факторов, формирующих в совокупности такие качества личности, которые позволяют ей сохранять психологический баланс в условиях давления. Рассмотрены принципы, лежащие в основе внешнего воздействия на психику, критерии, по которым оценивается психологическое благополучие, а также роль неосознаваемых и сознательных механизмов психологической защиты.

Ключевые слова: психоэмоциональная устойчивость,информационно-психологическое воздействие, эмоциональный интеллект, психологическая защита, осознанность, саморегуляция.

Осознание, кто ты на самом деле, позволяет сохранить устойчивость в условиях внешнего влияния — успеха или неудачи, похвалы или критики.

Питер Брегман, автор бестселлера «Эмоциональная смелость»

Термин «психоэмоциональная устойчивость» (ПЭУ) сформировался на стыке исследований психологии стресса, механизмов адаптации и эмоционального интеллекта. Своими корнями термин уходит в исследования первой половины XX века, связанные с реакциями организма и психики на стресс. Канадский патолог и эндокринолог Ганс Селье (Hans Hugo Bruno Selye) заложил основы понимания эмоционального стресса в рамках своей теории общего адаптационного синдрома, а также того, как адаптационные механизмы помогают справляться с внешними угрозами [1]. Позже его концепция получила развитие в идее эмоциональной регуляции — способности управлять своими эмоциональными состояниями, чтобы адаптироваться к требованиям окружающей среды. Основная цель — снижение интенсивности негативных эмоций и поддержание психологического благополучия. Идею активно развивал Джеймс Гросс (James J. Gross), профессор Стэнфордского университета и директор Стэнфордской лаборатории психофизиологии. Он описывает процесс управления эмоциями через стратегическое влияние на их интенсивность, продолжительность и выражение. Его модель процесса эмоциональной регуляции описывает, как человек воздействует на свои эмоции на разных этапах их формирования и включает в себя следующие стадии:

1. Изменение ситуации (situation selection):

На этом этапе человек активно выбирает или же избегает таких ситуаций, которые могут спровоцировать определённые эмоции.

Пример: избегание конфликта на работе, чтобы предотвратить стресс.

2. Модификация ситуации (situation modification):

Если избежать ситуации невозможно, её условия можно изменить.

Пример: в напряжённой дискуссии сменить тему разговора на более нейтральную.

3. Направление внимания (attentional deployment):

Этот этап включает перераспределение внимания, чтобы ослабить или усилить воздействие ситуации на эмоциональное состояние. Основные методы:

Диссоциация — отвлечение от стрессора;

Концентрация — сосредоточение на положительных аспектах.

Пример: при ожидании тревожного события погружение в приятную книгу.

4. Когнитивная переоценка (cognitive reappraisal):

Ключевая стадия, при которой человек меняет интерпретацию ситуации, чтобы уменьшить её эмоциональный эффект.

Пример: восприятие неудачи как урока для будущего роста.

5. Регуляция реакции (response modulation):

На этом этапе регулируются поведенческие и физиологические проявления эмоции:

Подавление — например, удержание гнева;

Выражение — контролируемый способ показать эмоцию.

Пример: в стрессовой ситуации глубокое дыхание, чтобы успокоиться.

Исследования Гросса подтвердили также тот факт, что когнитивная переоценка связана с бόльшим психологическим благополучием, чем простое подавление эмоций [2].

В настоящее время регуляция эмоций активно применяется в терапии (например, в когнитивно-поведенческой терапии, DBT[1]) и образовательных программах, направленных на развитие эмоционального интеллекта. DBT, например, помогает уменьшить риск слишком интенсивной эмоциональной реакции на стрессовые ситуации и снижает опасность суицидального, агрессивного или аутодеструктивного[2] поведения.

Почему же тема психоэмоциональной устойчивости столь актуальна сегодня? Первая причина — нарастание негативных тенденций в общем психоэмоциональном фоне повседневной жизни, вызванное бурными и непредсказуемыми переменами во всех сферах. С этим связаны колоссальные информационные перегрузки, справиться с которыми может далеко не каждый. Цифровые коммуникации достигли такого уровня, когда потоки информации, по большей части негативной и не всегда правдивой, захлёстывают нас в круглосуточном режиме, оказывая прямое влияние на психику. Не вызывает сомнений тот факт, что тиражирование негатива является основной причиной роста тревожности и стрессов. На индивидуальном уровне информационно-психологическое воздействие может проявляться также и в виде когнитивной перегрузки, описанной лауреатом Нобелевской премии в области экономики Гербертом Саймоном (Herbert A. Simon) в его “концепции ограниченной рациональности”. Согласно этой концепции, избыток информации снижает способность человека рационально её воспринимать [3].

Вторая причина — кризисы и нестабильность. Глобальные вызовы, такие как пандемии, экономические кризисы и климатические изменения, требуют от людей высокой адаптивности.

Третья причина — состояние психического здоровья населения. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) указывает на рост депрессий и тревожных расстройств. Способность поддерживать психологическую устойчивость становится важным фактором выживания и успешной социализации.

Таким образом, современный мир требует от личности высокой психоэмоциональной устойчивости, которая обеспечивает способность противостоять стрессам и манипуляциям. В основе ПЭУ лежат жизненно важные свойства личности, помогающие людям сохранять контроль над эмоциями и поведением, а также адаптироваться к быстро меняющимся условиям. В качестве примера можно вспомнить пандемию COVID-19, когда люди с высоким уровнем ПЭУ были менее подвержены панике, оставаясь сосредоточенными на конструктивных действиях, таких, например, как соблюдение режима изоляции и поддержка близких.

ПЭУ можно охарактеризовать как совокупность качеств личности, позволяющих сохранять психологический баланс в условиях давления. Какими же качествами личности обеспечивается её психоэмоциональная устойчивость?

Исследования Джона Майера (John D. Mayer) и Питера Саловея (Peter Salovey) впервые показали, что эмоциональная регуляция, как часть эмоционального интеллекта, играет важнейшую роль в устойчивости человека. Их совместная статья «Emotional Intelligence» («Эмоциональный интеллект») , опубликованная в журнале «Imagination, Cognition, and Personality»[3] в 1990 году, представляет собой одну из первых работ, вводящих в научный оборот концепцию эмоционального интеллекта (EI). Эмоциональный интеллект рассматривается ими как способность распознавать, понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других. Компонентами EI являются:

a) восприятие эмоций (например, распознавание эмоций через выражение лица);

b) регулирование эмоций (как в себе, так и в других);

с) использование эмоций для улучшения мышления и решения проблем.

Майер и Саловей пришли к выводу о том, что эмоциональный интеллект играет ключевую роль в социальной адаптации и успехе, дополняя когнитивный интеллект. Авторы в статье обосновывают важность EI как фактора, влияющего на поведение и межличностные взаимодействия, а также выступили за активизацию дальнейших исследований в области психологии эмоций с учётом того факта, что способность управлять эмоциями помогает минимизировать негативное воздействие стресса [4]. Их работа стала основой для дальнейших исследований в области эмоционального интеллекта. Ключевую роль в этом сыграл Даниел Гоулман (Daniel Goleman) благодаря своей книге «Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ»[4]. Он расширил определение EI, введя в оборот такие понятия, как саморегуляция, эмпатия, социальные навыки и мотивация. Он показал, как EI влияет на профессиональные успехи, личные отношения и лидерство, исследовал роль EI в менеджменте, обучении и организационной психологии. Его книга вызвала широкий общественный интерес и стала бестселлером, сделав термин «эмоциональный интеллект» общепринятым [5].

Не менее важную роль в обеспечении психоэмоциональной устойчивости играет такая личностная компонента, как самоэффективность , подробно изученная Альбертом Бандурой ( Albert Bandura ). Уверенность в собственных силах позволяет людям справляться с внешними вызовами, не теряя внутреннего равновесия [6].

В российских исследованиях, таких как работы Л. А. Коростылёвой, ПЭУ связывается со способностью личности осознавать свои ценности и цели [7].

В предыдущей статье мы выяснили, что информационно-психологическое воздействие — это целенаправленное использование информации для формирования восприятия и поведения аудитории. Эдвард Бернейс доказал, что через манипуляцию общественным мнением можно управлять массовым поведением [8]. Его методы использовались, например, для продвижения табачной продукции среди женщин в 1920-х годах. При этом произошло изменение многих социальных стереотипов. Эффект фрейминга[5], на котором есть необходимость остановиться более подробно, является яркой иллюстрацией того, как выбор контекста подачи информации влияет на восприятие. Термин «фрейминг» был введён в психологию и социальные науки в 1970-х годах исследователем Эрвином Гоффманом (Erving Goffman) , который в своей книге «Frame Analysis: An Essay on the Organization of Experience»[6] описал, как люди воспринимают события через «рамки» — определённые схемы интерпретации. Однако наибольшую популярность этот эффект получил благодаря работам Даниэля Канемана (Daniel Kahneman) и Амоса Тверски (Amos Tversky) , которые в 1980-х годах исследовали влияние фрейминга на принятие решений. Услышав уведомление: — «Вы потребляете на 20 % больше энергии, чем ваши соседи», вы будете мотивированы сильнее, чем если бы сообщение выглядело как: — «Ваши соседи экономят энергию». В политической рекламе фраза «снижение налогов на 15 %» воспринимается позитивнее, чем «уменьшение бюджета на 15 %», хотя в обоих случаях речь идёт об одном и том же. Это связано с активацией разных когнитивных схем восприятия информации. Эффект фрейминга демонстрирует, как разная формулировка одного и того же утверждения влияет на принятие решений, а за счёт смысловых акцентов оно может быть представлено как в негативном, так и в позитивном свете, в качестве выгоды или потери [9].

И, наконец, ещё об одном следствии информационного давления на психику человека. Постоянный поток негативной информации вызывает апатию и тревожность. Это явление, получившее название «эмоциональной усталости», сейчас активно исследуется [10].

Осознание принципов, лежащих в основе внешнего воздействия на психику посредством механизмов психологического влияния, позволяет более осознанно и критично воспринимать поступающую информацию. Однако, для развития психоэмоциональной устойчивости, важно уделять внимание также и укреплению личных ценностей , как это подчёркивают большинство исследователей — от Бернейса до современных психологов.

Так какие же факторы способствуют формированию психоэмоциональной устойчивости? Современная наука видит в ПЭУ результат взаимодействия врождённых и приобретённых факторов: биологических, семейных, образовательных и культурных. Их углублённое понимание помогает развивать стратегии повышения устойчивости на индивидуальном и социальном уровнях.

Психоэмоциональная устойчивость частично обусловлена генетикой. Исследования Дэвида Ликена (David Lykken) показывают, что до 50 % различий в стрессоустойчивости связаны с генетическими факторами [11]. Джером Кейган (Jerome Kagan) исследовал темперамент младенцев и выделил у них биологическую предрасположенность к тревожности. Результаты были изложены им в книге, само название которой весьма символично и в переводе выглядит следующим образом: «Темпераментная нить: как гены, культура, время и удача делают нас теми, кто мы есть» [12]. Говоря о генетической предрасположенности, необходимо отметить, что сейчас нейропсихологами ведутся активные исследования гена COMT, варианты которого могут использоваться в качестве молекулярно-генетических маркеров[7], связанных с тревогой, болью и чувствительностью к стрессу. Установлено, что ген COMT, ответственный за расщепление дофамина[8], играет важную роль и в способности человека справляться со стрессом. Исследования выявили взаимосвязанность генетических особенностей и последствий воздействия окружающей среды, что указывает на сопоставимость биологических и социальных факторов в психических расстройствах [13].

Совершенно необходимы для формирования психоэмоциональной устойчивости воспитание и семейные ценности. Семья закладывает основы ПЭУ . Исследования Джона Боулби (John Bowlby) по теории привязанности показывают, что поддерживающие отношения между родителями и ребёнком формируют базовое чувство безопасности [14]. Диана Баумринд (Diana Baumrind) выделила авторитетный стиль воспитания как наиболее эффективный для развития уверенности и саморегуляции у детей. Авторитетный стиль воспитания представляет собой баланс между строгим контролем и поддерживающей теплотой, высокой отзывчивостью и требовательностью, сочетающий заботу с твердой дисциплиной. Этот подход связан с положительными результатами для детей, такими как социальная компетентность и саморегуляция. Авторитетный стиль характеризуется следующими чертами:

  1. Высокий уровень ожиданий: — Родители устанавливают чёткие правила и границы, ожидая, что дети будут их соблюдать, но при этом готовы объяснять их необходимость;
  2. Эмпатия и поддержка: — Родители проявляют внимание к чувствам и потребностям ребёнка, что способствует его эмоциональному развитию;

3. Структура и самостоятельность: — Даётся свобода принимать решения в рамках разумных границ, что помогает детям развивать навыки саморегуляции и ответственности;

4. Принятие обратной связи: — Родители открыты для диалога, что позволяет ребёнку обсуждать правила и нормы, развивая критическое мышление.

Авторитетный стиль воспитания выступает оптимальной моделью, способствующей развитию устойчивых и успешных личностей. Дети, воспитываемые в таком стиле, демонстрируют уверенность в себе, высокий уровень самоконтроля и социальных навыков, имеют лучшую успеваемость в школе [15].

Установлена также прямая связь уровня образования и навыков критического мышления . Образование развивает когнитивные навыки, помогающие анализировать стрессовые ситуации. Дэниел Канеман в своей книге «Thinking, Fast and Slow»[9] (2011) подчёркивает, что способность рационального мышления снижает влияние эмоций на поведение человека [16]. Выдающийся бразильский просветитель и революционер Паулу Фрейре (Paulo Freire) в своей самой известной книге «Педагогика угнетенных», впервые опубликованной в 1968 году, писал, что образование развивает критическую осознанность, которая защищает от манипуляций [17].

И, наконец, духовные и культурные ценности. Духовные убеждения укрепляют устойчивость, предоставляя смысл в трудные времена. Австрийский психиатр, психолог, философ и невролог, бывший узник нацистских концлагерей Виктор Франкл (Viktor Frankl) в своей книге «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере», впервые изданной в 1946 году, подчеркивал, что внутренние ценности помогают выживать в самых тяжёлых условиях [18].

Выдающийся французский этнолог, социолог, этнограф, философ и культуролог Клод Леви-Стросс[10] (Claude Lévi-Strauss) исследовал роль коллективной культуры в поддержке стабильности различных человеческих сообществ. В своей работе «The Savage Mind»[11] он подвел итоги изучения механизмов функционирования мифологического мышления и коллективной культуры. Он утверждал, что человеческие сообщества используют мифы и символы как средство для понимания мира и упорядочивания своего существования. Это обеспечивает стабильность социальной структуры, поскольку мифология помогает передавать ценности и нормы из поколения в поколение.

Ключевые идеи и выводы, к которым пришёл исследователь: 1.Коллективная культура как каркас общества. Леви-Стросс рассматривал культуру как систему знаков и символов, которая упрощает сложность внешнего мира, организуя его в понятные категории.

2. Роль мифов. Мифы в первобытных обществах функционируют как своеобразная философия, объясняющая мир и разрешающая противоречия между природой и культурой, хаосом и порядком.

3. Бриколаж [12] . Леви-Стросс ввел термин «бриколаж» для описания того, как человеческие сообщества используют ограниченные средства (например, мифы) для решения конкретных социальных задач. Такие мифы, как, например, легенды о сотворении мира, не просто объясняют происхождение вселенной, но и служат инструментом для поддержания общественного порядка, отражая нормы поведения и устраняя социальные конфликты [19].

Его идеи повлияли на дальнейшее развитие социологии и психологии, а также и на культурологические[13] исследования, подтвердившие вывод Леви-Стросса о том, что коллективные образы и символы играют важную роль в поддержке стабильности и устойчивости общества.

Избыточные потоки информации, с которыми сталкивается современный человек актуализируют исследования механизмов защиты психики. Среди них ключевую роль играют психологические барьеры. Психологические барьеры — это внутренние механизмы защиты[14], которые препятствуют восприятию или усвоению нежелательной информации, защищая психику от перегрузки и деструктивного влияния. Их природа связана с базовыми процессами, такими как селективное внимание, подавление и проекция. Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику [20]. Не существует общепризнанной классификации защитных механизмов психики. Основные претензии к большинству классификаций относятся либо к их недостаточной полноте, либо, наоборот, к излишней полноте. По всей видимости, это связано с тем, что минимизация отрицательных переживаний[15] есть вообще естественная потребность любого живого организма. Необходимость в выделении отдельных защитных механизмов связана с практической потребностью психологов в понимании наиболее универсальных из неосознаваемых защитных процессов. Ниже описана классификация, предложенная Нэнси Мак-Вильямс (Nancy McWilliams) [16]. Она является автором одного из лучших учебников по психоаналитической диагностике личности. Приведённая в нём классификация отражает существующие психоаналитические подходы к структуре личности, связанные с базовыми психическими процессами [21]. Для удобства восприятия классификация Нэнси Мак-Вильямс сведена нами в таблицу 1.

Таблица 1

Классификация защитных механизмов (по Nancy McWilliams )

Защитный механизм

Описание

Первичные защитные механизмы

Всемогущий контроль

Восприятие себя как причины всего, что происходит в мире

Диссоциация

Человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним

Интроекция

Бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок других людей

Отрицание

Полный отказ от осознания неприятной информации

Примитивная идеализация

Восприятие другого человека как идеального и всемогущего

Примитивная изоляция

Уход от реальности в другое психическое состояние

Проективная идентификация

Бессознательная попытка навязать кому-либо роль, основанную на своей проекции, выраженной фантазией об этом человеке

Проекция

Ошибочное восприятие своих внутренних процессов как приходящих извне

Расщепление Эго

Представление о ком-либо как о только хорошем или только плохом. Качества, не вписывающиеся в такую оценку, воспринимаются как нечто совершенно отдельное

Соматизация

Тенденция переживать соматический дистресс в ответ на психологический стресс и искать в связи с такими соматическими проблемами медицинской помощи

Вторичные защитные механизмы

Аннулирование

Бессознательная попытка «отменить» эффект негативного события путём создания некого позитивного события

Вытеснение

Активное, мотивированное устранение чего-либо из сознания

Замещение

Бессознательная переориентация импульса или чувства с первоначального объекта на другой

Игнорирование

Контроль и ограничение информации об источнике пугающего психологического воздействия либо искажённое восприятие подобного воздействия, его наличия или характера

Идентификация

Отождествление себя с другим человеком или группой людей

Изоляция аффекта

Удаление эмоциональной составляющей происходящего из сознания

Интеллектуализация

Неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации

Компенсация

Прикрытие собственных слабостей за счёт подчёркивания сильных сторон или преодоление фрустрации (ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям) в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах

Морализация

Поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего

Отыгрывание

Снятие эмоционального напряжения за счёт проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию

Поворот против себя

Перенаправление негативного аффекта по отношению ко внешнему объекту на самого себя

Раздельное мышление

Совмещение взаимоисключающих установок за счёт того, что противоречие между ними не осознаётся

Рационализация

Объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым

Формирование реакции

Защита от запретных импульсов с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений

Реверсия

Проигрывание жизненного сценария с переменой в нём мест объекта и субъекта

Регрессия

Возврат к детским моделям поведения

Сексуализация

Превращение чего-то негативного в позитивное за счёт приписывания ему сексуальной составляющей

Сублимация

Перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность

Механизмы психологической защиты, впервые концептуализированные Зигмундом Фрейдом (Sigmund Freud) , остаются одним из ключевых элементов психоаналитической теории в современной психологии. Эволюция от классических теорий к современным интерпретациям отражает развитие нашего понимания того, как личность справляется с тревогой и конфликтами. Зигмунд Фрейд впервые ввёл понятие механизмов защиты в 1894 году в своей работе «The Neuro-Psychoses of Defence». Он утверждал, что эти процессы бессознательны и направлены на уменьшение тревоги, возникающей в результате внутренних конфликтов между различными структурами личности: Ид [17] , Эго [18] и Супер-Эго [19] . Основными защитными механизмами, описанными Фрейдом, были вытеснение, проекция и сублимация [22]. Его дочь, Анна Фрейд (Anna Freud) , значительно расширила теорию отца в своей книге «The Ego and the Mechanisms of Defense» (1936). Она описала и ввела в научный оборот такие понятия механизмов защиты, как регрессия, отрицание, идентификация и рационализация. Анна Фрейд акцентировала внимание на роли Эго как активного субъекта, использующего защитные механизмы для сохранения психической стабильности [23].

Сегодня концепция механизмов защиты активно исследуется в когнитивной и клинической психологии. Джордж Вайллант (George E. Vaillant ), например, в своей работе «Adaptation to Life» (1977) ввёл понятие зрелых механизмов защиты , таких как альтруизм[20] и юмор, подчеркивая их адаптивную роль в поддержании психического здоровья [24]. Усилия современных психологов направлены на интеграцию уже существующих теорий. Объединение классических психоаналитических подходов с современными эмпирическими исследованиями позволило лучше связать теорию с измеримыми данными. Разрабатываются новые методы оценки защитных механизмов, такие как самоотчёты и объективные тесты, что углубляет их сущностное понимание [25]. Таким образом, эволюция идей в данном направлении показывает, что защитные механизмы, рассматриваемые в том числе и как способы когнитивной (т. е. мысленной) фильтрации, продолжают оставаться центральным элементом в понимании человеческой психики и её устойчивости перед лицом стрессов.

Способность контролировать в различных ситуациях свои эмоции, поведение и мысли для достижения долгосрочных целей, описывается в психологии таким понятием, как саморегуляция . Одним из первых исследователей этого понятия был Альберт Бандура, который включил его в свою теорию социального обучения в контексте личностной эффективности. Для поиска практических подходов к саморегуляции через внимательность и переживание момента учёные обратились к концепции осознанности (mindfulness) . Философский аспект осознанности коренится в буддизме, где она обозначает «сознательное присутствие в моменте» , являясь ключевым элементом на пути к просветлению [21]. Это способность быть внимательным — не вынося суждений[22] — к собственным мыслям, эмоциям и окружающему миру. Осознанность выступает той тихой силой, что помогает оставаться спокойным даже в самую сильную бурю. Таким образом, осознанность — это способность воспринимать происходящее без суждений, а саморегуляция — умение управлять эмоциями, поведением и вниманием. Вместе эти качества помогают минимизировать влияние негативного информационного воздействия.

В западной философии осознанность ассоциируется с вниманием и самосознанием , концепциями, которые рассматривают, как сознание взаимодействует с реальностью. В отличие от западного понимания, которое описывает скорее когнитивные процессы, осознанность в буддизме охватывает целостность восприятия и отношения к переживаниям, что открывает дополнительные способы воздействия на психическое здоровье, например, методами осознанной медитации. Осознанность и саморегуляция тесно связаны, поскольку осознанность помогает человеку лучше понимать свои эмоции и реакции, что в свою очередь способствует лучшей саморегуляции. Этой проблематике, в частности, посвящена работа Джона Кабат-Зинна (John Kabat-Zinn) «Жизнь в условиях полной катастрофы: использование мудрости тела и разума для борьбы со стрессом, болью и болезнями», изданная на более чем тридцати языках и признанная «одной из величайших классических работ по медицине разума и тела». В ней была предложена программа снижения стресса через осознанность (MBSR), что в значительной мере содействовало популяризации этого понятия в психологии [26]. MBSR была протестирована в клинических условиях, получив достойное признание в медицине и психологии. Дальнейшие научные исследования подтвердили положительное влияние программы на мозг, иммунную систему, когнитивные способности и качество жизни. Например, практика медитации позволяет снизить тревожность. Согласно недавним исследованиям, медитация улучшает регуляцию эмоций через активацию префронтальной коры [27].

Таким образом, осознанность служит ключевым инструментом в развитии устойчивости к стрессу, сочетая в себе философские корни с клинической эффективностью. Осознанность и саморегуляция дополняют защитные стратегии, давая людям возможность активно контролировать свое состояние. Развитие механизмов защиты требует интеграции внутренних барьеров и активного самоконтроля. В эпоху лавинообразного роста объемов разнообразной (в том числе и ложной) информации такие навыки становятся не просто полезными, а и жизненно необходимыми.

Литература:

  1. Selye, H. (1936). Asyndrome produced by diverse nocuous agents. Nature, 138(3479), 32. URL: https://doi.org/10.1038/138032a0
  2. Gross, J. J. (2002). Emotion regulation: Affective, cognitive, and social consequences. Psychophysiology, 39(3), 281–291. —URL: https://doi.org/10.1017/S0048577201393198
  3. Simon, H. A. (1971). Designing organizations for an information-rich world. In M. Greenberger (Ed.), Computers, communications, and the public interest (pp. 37–72). Johns Hopkins Press.
  4. Salovey, P., & Mayer, J. D. (1990). Emotional intelligence. Imagination, Cognition, and Personality, 9 (3), 185–211. DOI: 10.2190/DUGG-P24E-52WK-6CDG
  5. Goleman, D. (1995). Emotional intelligence: Why it can matter more than IQ. Bantam Books.
  6. Bandura, A. (1997). Self-efficacy: The exercise of control. W. H. Freeman. –URL: https://doi.org/10.1007/978–1-4419–6868–5
  7. Коростылева, Л. А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности: автореферат дис.... доктора психол. наук. — Санкт-Петербург, 2001. — URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2001/Korostyleva_L_A_2001.pdf
  8. Файзиева, Г. У. Средства массовой информации и социальные сети как доминирующие факторы влияния на психоэмоциональное состояние / Г. У. Файзиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 178–183. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119647/ (дата обращения: 10.12.2024).
  9. Tversky, A., & Kahneman, D. (1981). The framing of decisions and the psychology of choice. Science, 211(4481), 453–458. –URL: https://doi.org/10.1126/science.7455683
  10. Seppala, E. (2016). The happiness track: how to apply the science of happiness to accelerate your success. First edition. New York, NY, HarperOne, an imprint of HarperCollins Publishers.
  11. Lykken, D. (1999). Happiness: The nature and nurture of joy and contentment. St. Martin's Press.
  12. Kagan, J. (2010). The temperamental thread: How genes, culture, time, and luck make us who we are. New York: Dana Press.
  13. Caspi, A., Moffitt, T. E., Cannon, M., McClay, J., Murray, R., Harrington, H.,... & Poulton, R. (2005). Moderation of the effect of adolescent-onset cannabis use on adult psychosis by a functional polymorphism in the catechol-O-methyltransferase gene: Longitudinal evidence of a gene environment interaction. Biological Psychiatry, 57(10), 1117–1127. DOI: 10.1016/j.biopsych.2005.01.026
  14. Bowlby, J. (1969). Attachment and loss: Vol. 1. Attachment. London: Hogarth Press and the Institute of Psycho-Analysis.
  15. Baumrind, D. (1971). Current patterns of parental authority. Developmental Psychology Monograph, 4, 1–103. —URL: https://doi.org/10.1037/h0030372​
  16. Kahneman, D. (2011) Thinking, Fast and Slow. Farrar, Straus and Giroux. ISBN 978–0374275631. (Reviewed by Freeman Dyson in New York Review of Books, 22 December 2011, pp. 40–44.
  17. Фрейре, П. Педагогика угнетённых. Pedagogia do Oprimido (1970) / Пер. Н. Демьянова. — М.: Радикальная теория и практика, 2019. — 176 с.
  18. Сказать жизни «ДА!»: психолог в концлагере / В. Франкл; Пер. с нем. Электронное издание. ООО «Альпина Паблишер». —URL:https://www.litres.ru/book/viktor-frankl/skazat-zhizni-da-psiholog-v-konclagere-147113/chitat-onlayn/
  19. Леви-Стросс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Стросс; пер. с фр. А. Б. Островского. — М.: Директ-Медиа, 2007. — 924 с. — Режим доступа: по подписке. — URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=36119. Дата обращения: 02.12.2024. — ISBN 978–5-94865–965–7. — Текст: электронный.
  20. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. — Санкт-Петербург: Речь, 2006 (СПб.: Типография «Наука»). — 340 с.: ил. ISBN 5–9268–0457–4. — Текст: непосредственный.
  21. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе: Учеб. пособие по специальности «Психотерапия и мед. психология» / Нэнси Мак-Вильямс; Пер. с англ. под ред. М. Н. Глущенко, М. В. Ромашкевича. — Москва: Класс, 2001. — 474 с. — (Библиотека психологии и психотерапии; Вып. 49).; ISBN 5–89862–199–2 (USA)
  22. Freud, S. (1966). The neuro-psychoses of defence. Standard Edition (Vol. 3). London: Hogarth Press. (Original work published 1894)
  23. Freud, A. (1936). The ego and the mechanisms of defense. London: Hogarth Press.
  24. Vaillant, G. E. (1977). Adaptation to life. Boston: Little, Brown.
  25. Hentschel, U., Smith, G., Draguns, J. G., & Ehlers, W. (Eds.). (2004). Defense mechanisms: Theoretical, research, and clinical perspectives. Advances in Psychology (Vol. 136). Elsevier. ISBN: 0–444–51263–2. —URL: https://lup.lub.lu.se/record/921533
  26. Kabat-Zinn, J. (2013). Full catastrophe living: using the wisdom of your body and mind to face stress, pain, and illness. Bantam Books eBook Edition Copyrigh. —URL: https://ird.mcu.ac.th/wp-content/uploads/2021/07/Full-Catastrophe-Living-PDFDrive-.pdf
  27. Davidson, R. J., Kabat-Zinn, J., Schumacher, J., Rosenkranz, M., Muller, D., Santorelli, S. F., Urbanowski, F., Harrington, A., Bonus, K., & Sheridan, J. F. (2003). Alterations in brain and immune function produced by mindfulness meditation. Psychosomatic Medicine, 65(4), 564–570. –URL: https://doi.org/10.1097/01.PSY.0000077505.67574.E3

[1] Диалектическая поведенческая терапия (англ. dialectical behavior therapy , сокращённо DBT). В основе DBT лежит гипотеза о том, что базисом пограничного расстройства личности является неспособность больного контролировать свои негативные эмоции.

[2] Аутодеструктивное поведение — это поведение, связанное с разными формами саморазрушения: от высокорискованных действий, нацеленных на поиск новых ощущений, до самоповреждений и суицидальных актов.

[3] “Воображение, познание и личность”

[4] “Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ”

[5] Эффект фрейминга (framing effect) — это когнитивное искажение, при котором люди принимают различные решения в зависимости от того, как представлена информация, хотя суть её остаётся неизменной.

[6] “Анализ фреймов: эссе об организации опыта”

[7] Генетический маркер — это конкретный ген или последовательность ДНК, связанные с определенной особенностью. Маркеры, в частности, используются для изучения взаимосвязи генетики и заболеваний.

[8] Дофамин — это нейромедиатор (химическое вещество, передающее сигналы между нервными клетками), который вырабатывает наш мозг, чтобы подтолкнуть нас к каким-либо действиям. Дофамин влияет на эмоциональные реакции, движения, ощущение боли и удовольствия.

[9] “Мышление то быстрое, то медленное”

[10] Клод Леви-Стросс является создателем собственного научного направления в этнологии - структурной антропологии, исследователь систем родства, мифологии и фольклора. Произвел революцию в антропологии, поместив в её основание культуру и сделав её независимой от естественных наук.

[11] В русском переводе книга вышла под названием “Первобытное мышление”

[12] Термин «бриколаж» был введён Клодом Леви-Строссом (1966) в отношении спонтанных человеческих действий, основанных на характерных моделях мифологического мышления.

[13] Культурология - наука о духовной культуре народа, о тенденциях взаимодействия культуры и общества.

[14] Защитный механизм (психологическая защита) — понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний.

[15] Переживание — то, как отражаются в сознании эмоциональные процессы субъекта.

[16] Нэнси Мак-Вильямс — доктор философии, почетный член Американской психоаналитической ассоциации, Московского психоаналитического общества, Института психоаналитической психотерапии в Турине (Италия). Ее работы переведены на 20 языков.

[17] В латинском языке «id» означает «оно». Ид, по Фрейду, – это исключительно врождённые, инстинктивные, примитивные аспекты личности человека. Областью его функционирования является бессознательное. Ид в психоанализе – это нечто хаотичное, тёмное, не имеющее законов и не подчиняющееся никаким правилам.

[18] Латинское слово «ego» означает «я». Эго — компонент психического аппарата, ответственный за принятие человеком решений с учётом ограничений, которые налагает внешний мир.

[19] «Super-Ego» или «Сверх-Я». В только что родившемся организме его ещё нет. Оно обретается в процессе взаимодействия с людьми, оказывающими на личность формирующее воздействие. Супер-Эго считается окончательно сформированным только тогда, когда контроль родителей уступает место самоконтролю. Супер-Эго стремится окончательно затормозить проявления всех социально осуждаемых импульсов, исходящих от Ид.

[20] Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами.

[21] Просветление — внезапно появляющаяся способность понимать, правильно мыслить; ясность сознания.

Просветленный человек — это человек с позитивным мировосприятием, живущий легко и без напряжения.

[22] В данном контексте суждение понимается как своего рода "окончательный ответ", закрывающий нас от восприимчивости и возможности взаимопонимания .



Задать вопрос