Статья посвящена исследованию феномена психоэмоциональной устойчивости как результату взаимодействия врождённых и приобретённых факторов, формирующих в совокупности такие качества личности, которые позволяют ей сохранять психологический баланс в условиях давления. Рассмотрены принципы, лежащие в основе внешнего воздействия на психику, критерии, по которым оценивается психологическое благополучие, а также роль неосознаваемых и сознательных механизмов психологической защиты.
Ключевые слова: психоэмоциональная устойчивость,информационно-психологическое воздействие, эмоциональный интеллект, психологическая защита, осознанность, саморегуляция.
Осознание, кто ты на самом деле, позволяет сохранить устойчивость в условиях внешнего влияния — успеха или неудачи, похвалы или критики.
Питер Брегман, автор бестселлера «Эмоциональная смелость»
Термин «психоэмоциональная устойчивость» (ПЭУ) сформировался на стыке исследований психологии стресса, механизмов адаптации и эмоционального интеллекта. Своими корнями термин уходит в исследования первой половины XX века, связанные с реакциями организма и психики на стресс. Канадский патолог и эндокринолог Ганс Селье (Hans Hugo Bruno Selye) заложил основы понимания эмоционального стресса в рамках своей теории общего адаптационного синдрома, а также того, как адаптационные механизмы помогают справляться с внешними угрозами [1]. Позже его концепция получила развитие в идее эмоциональной регуляции — способности управлять своими эмоциональными состояниями, чтобы адаптироваться к требованиям окружающей среды. Основная цель — снижение интенсивности негативных эмоций и поддержание психологического благополучия. Идею активно развивал Джеймс Гросс (James J. Gross), профессор Стэнфордского университета и директор Стэнфордской лаборатории психофизиологии. Он описывает процесс управления эмоциями через стратегическое влияние на их интенсивность, продолжительность и выражение. Его модель процесса эмоциональной регуляции описывает, как человек воздействует на свои эмоции на разных этапах их формирования и включает в себя следующие стадии:
1. Изменение ситуации (situation selection):
На этом этапе человек активно выбирает или же избегает таких ситуаций, которые могут спровоцировать определённые эмоции.
Пример: избегание конфликта на работе, чтобы предотвратить стресс.
2. Модификация ситуации (situation modification):
Если избежать ситуации невозможно, её условия можно изменить.
Пример: в напряжённой дискуссии сменить тему разговора на более нейтральную.
3. Направление внимания (attentional deployment):
Этот этап включает перераспределение внимания, чтобы ослабить или усилить воздействие ситуации на эмоциональное состояние. Основные методы:
Диссоциация — отвлечение от стрессора;
Концентрация — сосредоточение на положительных аспектах.
Пример: при ожидании тревожного события погружение в приятную книгу.
4. Когнитивная переоценка (cognitive reappraisal):
Ключевая стадия, при которой человек меняет интерпретацию ситуации, чтобы уменьшить её эмоциональный эффект.
Пример: восприятие неудачи как урока для будущего роста.
5. Регуляция реакции (response modulation):
На этом этапе регулируются поведенческие и физиологические проявления эмоции:
Подавление — например, удержание гнева;
Выражение — контролируемый способ показать эмоцию.
Пример: в стрессовой ситуации глубокое дыхание, чтобы успокоиться.
Исследования Гросса подтвердили также тот факт, что когнитивная переоценка связана с бόльшим психологическим благополучием, чем простое подавление эмоций [2].
В настоящее время регуляция эмоций активно применяется в терапии (например, в когнитивно-поведенческой терапии, DBT[1]) и образовательных программах, направленных на развитие эмоционального интеллекта. DBT, например, помогает уменьшить риск слишком интенсивной эмоциональной реакции на стрессовые ситуации и снижает опасность суицидального, агрессивного или аутодеструктивного[2] поведения.
Почему же тема психоэмоциональной устойчивости столь актуальна сегодня? Первая причина — нарастание негативных тенденций в общем психоэмоциональном фоне повседневной жизни, вызванное бурными и непредсказуемыми переменами во всех сферах. С этим связаны колоссальные информационные перегрузки, справиться с которыми может далеко не каждый. Цифровые коммуникации достигли такого уровня, когда потоки информации, по большей части негативной и не всегда правдивой, захлёстывают нас в круглосуточном режиме, оказывая прямое влияние на психику. Не вызывает сомнений тот факт, что тиражирование негатива является основной причиной роста тревожности и стрессов. На индивидуальном уровне информационно-психологическое воздействие может проявляться также и в виде когнитивной перегрузки, описанной лауреатом Нобелевской премии в области экономики Гербертом Саймоном (Herbert A. Simon) в его “концепции ограниченной рациональности”. Согласно этой концепции, избыток информации снижает способность человека рационально её воспринимать [3].
Вторая причина — кризисы и нестабильность. Глобальные вызовы, такие как пандемии, экономические кризисы и климатические изменения, требуют от людей высокой адаптивности.
Третья причина — состояние психического здоровья населения. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) указывает на рост депрессий и тревожных расстройств. Способность поддерживать психологическую устойчивость становится важным фактором выживания и успешной социализации.
Таким образом, современный мир требует от личности высокой психоэмоциональной устойчивости, которая обеспечивает способность противостоять стрессам и манипуляциям. В основе ПЭУ лежат жизненно важные свойства личности, помогающие людям сохранять контроль над эмоциями и поведением, а также адаптироваться к быстро меняющимся условиям. В качестве примера можно вспомнить пандемию COVID-19, когда люди с высоким уровнем ПЭУ были менее подвержены панике, оставаясь сосредоточенными на конструктивных действиях, таких, например, как соблюдение режима изоляции и поддержка близких.
ПЭУ можно охарактеризовать как совокупность качеств личности, позволяющих сохранять психологический баланс в условиях давления. Какими же качествами личности обеспечивается её психоэмоциональная устойчивость?
Исследования Джона Майера (John D. Mayer) и Питера Саловея (Peter Salovey) впервые показали, что эмоциональная регуляция, как часть эмоционального интеллекта, играет важнейшую роль в устойчивости человека. Их совместная статья «Emotional Intelligence» («Эмоциональный интеллект») , опубликованная в журнале «Imagination, Cognition, and Personality»[3] в 1990 году, представляет собой одну из первых работ, вводящих в научный оборот концепцию эмоционального интеллекта (EI). Эмоциональный интеллект рассматривается ими как способность распознавать, понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других. Компонентами EI являются:
a) восприятие эмоций (например, распознавание эмоций через выражение лица);
b) регулирование эмоций (как в себе, так и в других);
с) использование эмоций для улучшения мышления и решения проблем.
Майер и Саловей пришли к выводу о том, что эмоциональный интеллект играет ключевую роль в социальной адаптации и успехе, дополняя когнитивный интеллект. Авторы в статье обосновывают важность EI как фактора, влияющего на поведение и межличностные взаимодействия, а также выступили за активизацию дальнейших исследований в области психологии эмоций с учётом того факта, что способность управлять эмоциями помогает минимизировать негативное воздействие стресса [4]. Их работа стала основой для дальнейших исследований в области эмоционального интеллекта. Ключевую роль в этом сыграл Даниел Гоулман (Daniel Goleman) благодаря своей книге «Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ»[4]. Он расширил определение EI, введя в оборот такие понятия, как саморегуляция, эмпатия, социальные навыки и мотивация. Он показал, как EI влияет на профессиональные успехи, личные отношения и лидерство, исследовал роль EI в менеджменте, обучении и организационной психологии. Его книга вызвала широкий общественный интерес и стала бестселлером, сделав термин «эмоциональный интеллект» общепринятым [5].
Не менее важную роль в обеспечении психоэмоциональной устойчивости играет такая личностная компонента, как самоэффективность , подробно изученная Альбертом Бандурой ( Albert Bandura ). Уверенность в собственных силах позволяет людям справляться с внешними вызовами, не теряя внутреннего равновесия [6].
В российских исследованиях, таких как работы Л. А. Коростылёвой, ПЭУ связывается со способностью личности осознавать свои ценности и цели [7].
В предыдущей статье мы выяснили, что информационно-психологическое воздействие — это целенаправленное использование информации для формирования восприятия и поведения аудитории. Эдвард Бернейс доказал, что через манипуляцию общественным мнением можно управлять массовым поведением [8]. Его методы использовались, например, для продвижения табачной продукции среди женщин в 1920-х годах. При этом произошло изменение многих социальных стереотипов. Эффект фрейминга[5], на котором есть необходимость остановиться более подробно, является яркой иллюстрацией того, как выбор контекста подачи информации влияет на восприятие. Термин «фрейминг» был введён в психологию и социальные науки в 1970-х годах исследователем Эрвином Гоффманом (Erving Goffman) , который в своей книге «Frame Analysis: An Essay on the Organization of Experience»[6] описал, как люди воспринимают события через «рамки» — определённые схемы интерпретации. Однако наибольшую популярность этот эффект получил благодаря работам Даниэля Канемана (Daniel Kahneman) и Амоса Тверски (Amos Tversky) , которые в 1980-х годах исследовали влияние фрейминга на принятие решений. Услышав уведомление: — «Вы потребляете на 20 % больше энергии, чем ваши соседи», вы будете мотивированы сильнее, чем если бы сообщение выглядело как: — «Ваши соседи экономят энергию». В политической рекламе фраза «снижение налогов на 15 %» воспринимается позитивнее, чем «уменьшение бюджета на 15 %», хотя в обоих случаях речь идёт об одном и том же. Это связано с активацией разных когнитивных схем восприятия информации. Эффект фрейминга демонстрирует, как разная формулировка одного и того же утверждения влияет на принятие решений, а за счёт смысловых акцентов оно может быть представлено как в негативном, так и в позитивном свете, в качестве выгоды или потери [9].
И, наконец, ещё об одном следствии информационного давления на психику человека. Постоянный поток негативной информации вызывает апатию и тревожность. Это явление, получившее название «эмоциональной усталости», сейчас активно исследуется [10].
Осознание принципов, лежащих в основе внешнего воздействия на психику посредством механизмов психологического влияния, позволяет более осознанно и критично воспринимать поступающую информацию. Однако, для развития психоэмоциональной устойчивости, важно уделять внимание также и укреплению личных ценностей , как это подчёркивают большинство исследователей — от Бернейса до современных психологов.
Так какие же факторы способствуют формированию психоэмоциональной устойчивости? Современная наука видит в ПЭУ результат взаимодействия врождённых и приобретённых факторов: биологических, семейных, образовательных и культурных. Их углублённое понимание помогает развивать стратегии повышения устойчивости на индивидуальном и социальном уровнях.
Психоэмоциональная устойчивость частично обусловлена генетикой. Исследования Дэвида Ликена (David Lykken) показывают, что до 50 % различий в стрессоустойчивости связаны с генетическими факторами [11]. Джером Кейган (Jerome Kagan) исследовал темперамент младенцев и выделил у них биологическую предрасположенность к тревожности. Результаты были изложены им в книге, само название которой весьма символично и в переводе выглядит следующим образом: «Темпераментная нить: как гены, культура, время и удача делают нас теми, кто мы есть» [12]. Говоря о генетической предрасположенности, необходимо отметить, что сейчас нейропсихологами ведутся активные исследования гена COMT, варианты которого могут использоваться в качестве молекулярно-генетических маркеров[7], связанных с тревогой, болью и чувствительностью к стрессу. Установлено, что ген COMT, ответственный за расщепление дофамина[8], играет важную роль и в способности человека справляться со стрессом. Исследования выявили взаимосвязанность генетических особенностей и последствий воздействия окружающей среды, что указывает на сопоставимость биологических и социальных факторов в психических расстройствах [13].
Совершенно необходимы для формирования психоэмоциональной устойчивости воспитание и семейные ценности. Семья закладывает основы ПЭУ . Исследования Джона Боулби (John Bowlby) по теории привязанности показывают, что поддерживающие отношения между родителями и ребёнком формируют базовое чувство безопасности [14]. Диана Баумринд (Diana Baumrind) выделила авторитетный стиль воспитания как наиболее эффективный для развития уверенности и саморегуляции у детей. Авторитетный стиль воспитания представляет собой баланс между строгим контролем и поддерживающей теплотой, высокой отзывчивостью и требовательностью, сочетающий заботу с твердой дисциплиной. Этот подход связан с положительными результатами для детей, такими как социальная компетентность и саморегуляция. Авторитетный стиль характеризуется следующими чертами:
- Высокий уровень ожиданий: — Родители устанавливают чёткие правила и границы, ожидая, что дети будут их соблюдать, но при этом готовы объяснять их необходимость;
- Эмпатия и поддержка: — Родители проявляют внимание к чувствам и потребностям ребёнка, что способствует его эмоциональному развитию;
3. Структура и самостоятельность: — Даётся свобода принимать решения в рамках разумных границ, что помогает детям развивать навыки саморегуляции и ответственности;
4. Принятие обратной связи: — Родители открыты для диалога, что позволяет ребёнку обсуждать правила и нормы, развивая критическое мышление.
Авторитетный стиль воспитания выступает оптимальной моделью, способствующей развитию устойчивых и успешных личностей. Дети, воспитываемые в таком стиле, демонстрируют уверенность в себе, высокий уровень самоконтроля и социальных навыков, имеют лучшую успеваемость в школе [15].
Установлена также прямая связь уровня образования и навыков критического мышления . Образование развивает когнитивные навыки, помогающие анализировать стрессовые ситуации. Дэниел Канеман в своей книге «Thinking, Fast and Slow»[9] (2011) подчёркивает, что способность рационального мышления снижает влияние эмоций на поведение человека [16]. Выдающийся бразильский просветитель и революционер Паулу Фрейре (Paulo Freire) в своей самой известной книге «Педагогика угнетенных», впервые опубликованной в 1968 году, писал, что образование развивает критическую осознанность, которая защищает от манипуляций [17].
И, наконец, духовные и культурные ценности. Духовные убеждения укрепляют устойчивость, предоставляя смысл в трудные времена. Австрийский психиатр, психолог, философ и невролог, бывший узник нацистских концлагерей Виктор Франкл (Viktor Frankl) в своей книге «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере», впервые изданной в 1946 году, подчеркивал, что внутренние ценности помогают выживать в самых тяжёлых условиях [18].
Выдающийся французский этнолог, социолог, этнограф, философ и культуролог Клод Леви-Стросс[10] (Claude Lévi-Strauss) исследовал роль коллективной культуры в поддержке стабильности различных человеческих сообществ. В своей работе «The Savage Mind»[11] он подвел итоги изучения механизмов функционирования мифологического мышления и коллективной культуры. Он утверждал, что человеческие сообщества используют мифы и символы как средство для понимания мира и упорядочивания своего существования. Это обеспечивает стабильность социальной структуры, поскольку мифология помогает передавать ценности и нормы из поколения в поколение.
Ключевые идеи и выводы, к которым пришёл исследователь: 1.Коллективная культура как каркас общества. Леви-Стросс рассматривал культуру как систему знаков и символов, которая упрощает сложность внешнего мира, организуя его в понятные категории.
2. Роль мифов. Мифы в первобытных обществах функционируют как своеобразная философия, объясняющая мир и разрешающая противоречия между природой и культурой, хаосом и порядком.
3. Бриколаж [12] . Леви-Стросс ввел термин «бриколаж» для описания того, как человеческие сообщества используют ограниченные средства (например, мифы) для решения конкретных социальных задач. Такие мифы, как, например, легенды о сотворении мира, не просто объясняют происхождение вселенной, но и служат инструментом для поддержания общественного порядка, отражая нормы поведения и устраняя социальные конфликты [19].
Его идеи повлияли на дальнейшее развитие социологии и психологии, а также и на культурологические[13] исследования, подтвердившие вывод Леви-Стросса о том, что коллективные образы и символы играют важную роль в поддержке стабильности и устойчивости общества.
Избыточные потоки информации, с которыми сталкивается современный человек актуализируют исследования механизмов защиты психики. Среди них ключевую роль играют психологические барьеры. Психологические барьеры — это внутренние механизмы защиты[14], которые препятствуют восприятию или усвоению нежелательной информации, защищая психику от перегрузки и деструктивного влияния. Их природа связана с базовыми процессами, такими как селективное внимание, подавление и проекция. Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику [20]. Не существует общепризнанной классификации защитных механизмов психики. Основные претензии к большинству классификаций относятся либо к их недостаточной полноте, либо, наоборот, к излишней полноте. По всей видимости, это связано с тем, что минимизация отрицательных переживаний[15] есть вообще естественная потребность любого живого организма. Необходимость в выделении отдельных защитных механизмов связана с практической потребностью психологов в понимании наиболее универсальных из неосознаваемых защитных процессов. Ниже описана классификация, предложенная Нэнси Мак-Вильямс (Nancy McWilliams) [16]. Она является автором одного из лучших учебников по психоаналитической диагностике личности. Приведённая в нём классификация отражает существующие психоаналитические подходы к структуре личности, связанные с базовыми психическими процессами [21]. Для удобства восприятия классификация Нэнси Мак-Вильямс сведена нами в таблицу 1.
Таблица 1
Классификация защитных механизмов (по Nancy McWilliams )
Защитный механизм |
Описание |
Первичные защитные механизмы |
|
Всемогущий контроль |
Восприятие себя как причины всего, что происходит в мире |
Диссоциация |
Человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним |
Интроекция |
Бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок других людей |
Отрицание |
Полный отказ от осознания неприятной информации |
Примитивная идеализация |
Восприятие другого человека как идеального и всемогущего |
Примитивная изоляция |
Уход от реальности в другое психическое состояние |
Проективная идентификация |
Бессознательная попытка навязать кому-либо роль, основанную на своей проекции, выраженной фантазией об этом человеке |
Проекция |
Ошибочное восприятие своих внутренних процессов как приходящих извне |
Расщепление Эго |
Представление о ком-либо как о только хорошем или только плохом. Качества, не вписывающиеся в такую оценку, воспринимаются как нечто совершенно отдельное |
Соматизация |
Тенденция переживать соматический дистресс в ответ на психологический стресс и искать в связи с такими соматическими проблемами медицинской помощи |
Вторичные защитные механизмы |
|
Аннулирование |
Бессознательная попытка «отменить» эффект негативного события путём создания некого позитивного события |
Вытеснение |
Активное, мотивированное устранение чего-либо из сознания |
Замещение |
Бессознательная переориентация импульса или чувства с первоначального объекта на другой |
Игнорирование |
Контроль и ограничение информации об источнике пугающего психологического воздействия либо искажённое восприятие подобного воздействия, его наличия или характера |
Идентификация |
Отождествление себя с другим человеком или группой людей |
Изоляция аффекта |
Удаление эмоциональной составляющей происходящего из сознания |
Интеллектуализация |
Неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации |
Компенсация |
Прикрытие собственных слабостей за счёт подчёркивания сильных сторон или преодоление фрустрации (ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям) в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах |
Морализация |
Поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего |
Отыгрывание |
Снятие эмоционального напряжения за счёт проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию |
Поворот против себя |
Перенаправление негативного аффекта по отношению ко внешнему объекту на самого себя |
Раздельное мышление |
Совмещение взаимоисключающих установок за счёт того, что противоречие между ними не осознаётся |
Рационализация |
Объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым |
Формирование реакции |
Защита от запретных импульсов с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений |
Реверсия |
Проигрывание жизненного сценария с переменой в нём мест объекта и субъекта |
Регрессия |
Возврат к детским моделям поведения |
Сексуализация |
Превращение чего-то негативного в позитивное за счёт приписывания ему сексуальной составляющей |
Сублимация |
Перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность |
Механизмы психологической защиты, впервые концептуализированные Зигмундом Фрейдом (Sigmund Freud) , остаются одним из ключевых элементов психоаналитической теории в современной психологии. Эволюция от классических теорий к современным интерпретациям отражает развитие нашего понимания того, как личность справляется с тревогой и конфликтами. Зигмунд Фрейд впервые ввёл понятие механизмов защиты в 1894 году в своей работе «The Neuro-Psychoses of Defence». Он утверждал, что эти процессы бессознательны и направлены на уменьшение тревоги, возникающей в результате внутренних конфликтов между различными структурами личности: Ид [17] , Эго [18] и Супер-Эго [19] . Основными защитными механизмами, описанными Фрейдом, были вытеснение, проекция и сублимация [22]. Его дочь, Анна Фрейд (Anna Freud) , значительно расширила теорию отца в своей книге «The Ego and the Mechanisms of Defense» (1936). Она описала и ввела в научный оборот такие понятия механизмов защиты, как регрессия, отрицание, идентификация и рационализация. Анна Фрейд акцентировала внимание на роли Эго как активного субъекта, использующего защитные механизмы для сохранения психической стабильности [23].
Сегодня концепция механизмов защиты активно исследуется в когнитивной и клинической психологии. Джордж Вайллант (George E. Vaillant ), например, в своей работе «Adaptation to Life» (1977) ввёл понятие зрелых механизмов защиты , таких как альтруизм[20] и юмор, подчеркивая их адаптивную роль в поддержании психического здоровья [24]. Усилия современных психологов направлены на интеграцию уже существующих теорий. Объединение классических психоаналитических подходов с современными эмпирическими исследованиями позволило лучше связать теорию с измеримыми данными. Разрабатываются новые методы оценки защитных механизмов, такие как самоотчёты и объективные тесты, что углубляет их сущностное понимание [25]. Таким образом, эволюция идей в данном направлении показывает, что защитные механизмы, рассматриваемые в том числе и как способы когнитивной (т. е. мысленной) фильтрации, продолжают оставаться центральным элементом в понимании человеческой психики и её устойчивости перед лицом стрессов.
Способность контролировать в различных ситуациях свои эмоции, поведение и мысли для достижения долгосрочных целей, описывается в психологии таким понятием, как саморегуляция . Одним из первых исследователей этого понятия был Альберт Бандура, который включил его в свою теорию социального обучения в контексте личностной эффективности. Для поиска практических подходов к саморегуляции через внимательность и переживание момента учёные обратились к концепции осознанности (mindfulness) . Философский аспект осознанности коренится в буддизме, где она обозначает «сознательное присутствие в моменте» , являясь ключевым элементом на пути к просветлению [21]. Это способность быть внимательным — не вынося суждений[22] — к собственным мыслям, эмоциям и окружающему миру. Осознанность выступает той тихой силой, что помогает оставаться спокойным даже в самую сильную бурю. Таким образом, осознанность — это способность воспринимать происходящее без суждений, а саморегуляция — умение управлять эмоциями, поведением и вниманием. Вместе эти качества помогают минимизировать влияние негативного информационного воздействия.
В западной философии осознанность ассоциируется с вниманием и самосознанием , концепциями, которые рассматривают, как сознание взаимодействует с реальностью. В отличие от западного понимания, которое описывает скорее когнитивные процессы, осознанность в буддизме охватывает целостность восприятия и отношения к переживаниям, что открывает дополнительные способы воздействия на психическое здоровье, например, методами осознанной медитации. Осознанность и саморегуляция тесно связаны, поскольку осознанность помогает человеку лучше понимать свои эмоции и реакции, что в свою очередь способствует лучшей саморегуляции. Этой проблематике, в частности, посвящена работа Джона Кабат-Зинна (John Kabat-Zinn) «Жизнь в условиях полной катастрофы: использование мудрости тела и разума для борьбы со стрессом, болью и болезнями», изданная на более чем тридцати языках и признанная «одной из величайших классических работ по медицине разума и тела». В ней была предложена программа снижения стресса через осознанность (MBSR), что в значительной мере содействовало популяризации этого понятия в психологии [26]. MBSR была протестирована в клинических условиях, получив достойное признание в медицине и психологии. Дальнейшие научные исследования подтвердили положительное влияние программы на мозг, иммунную систему, когнитивные способности и качество жизни. Например, практика медитации позволяет снизить тревожность. Согласно недавним исследованиям, медитация улучшает регуляцию эмоций через активацию префронтальной коры [27].
Таким образом, осознанность служит ключевым инструментом в развитии устойчивости к стрессу, сочетая в себе философские корни с клинической эффективностью. Осознанность и саморегуляция дополняют защитные стратегии, давая людям возможность активно контролировать свое состояние. Развитие механизмов защиты требует интеграции внутренних барьеров и активного самоконтроля. В эпоху лавинообразного роста объемов разнообразной (в том числе и ложной) информации такие навыки становятся не просто полезными, а и жизненно необходимыми.
Литература:
- Selye, H. (1936). Asyndrome produced by diverse nocuous agents. Nature, 138(3479), 32. URL: https://doi.org/10.1038/138032a0
- Gross, J. J. (2002). Emotion regulation: Affective, cognitive, and social consequences. Psychophysiology, 39(3), 281–291. —URL: https://doi.org/10.1017/S0048577201393198
- Simon, H. A. (1971). Designing organizations for an information-rich world. In M. Greenberger (Ed.), Computers, communications, and the public interest (pp. 37–72). Johns Hopkins Press.
- Salovey, P., & Mayer, J. D. (1990). Emotional intelligence. Imagination, Cognition, and Personality, 9 (3), 185–211. DOI: 10.2190/DUGG-P24E-52WK-6CDG
- Goleman, D. (1995). Emotional intelligence: Why it can matter more than IQ. Bantam Books.
- Bandura, A. (1997). Self-efficacy: The exercise of control. W. H. Freeman. –URL: https://doi.org/10.1007/978–1-4419–6868–5
- Коростылева, Л. А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности: автореферат дис.... доктора психол. наук. — Санкт-Петербург, 2001. — URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2001/Korostyleva_L_A_2001.pdf
- Файзиева, Г. У. Средства массовой информации и социальные сети как доминирующие факторы влияния на психоэмоциональное состояние / Г. У. Файзиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 178–183. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119647/ (дата обращения: 10.12.2024).
- Tversky, A., & Kahneman, D. (1981). The framing of decisions and the psychology of choice. Science, 211(4481), 453–458. –URL: https://doi.org/10.1126/science.7455683
- Seppala, E. (2016). The happiness track: how to apply the science of happiness to accelerate your success. First edition. New York, NY, HarperOne, an imprint of HarperCollins Publishers.
- Lykken, D. (1999). Happiness: The nature and nurture of joy and contentment. St. Martin's Press.
- Kagan, J. (2010). The temperamental thread: How genes, culture, time, and luck make us who we are. New York: Dana Press.
- Caspi, A., Moffitt, T. E., Cannon, M., McClay, J., Murray, R., Harrington, H.,... & Poulton, R. (2005). Moderation of the effect of adolescent-onset cannabis use on adult psychosis by a functional polymorphism in the catechol-O-methyltransferase gene: Longitudinal evidence of a gene environment interaction. Biological Psychiatry, 57(10), 1117–1127. DOI: 10.1016/j.biopsych.2005.01.026
- Bowlby, J. (1969). Attachment and loss: Vol. 1. Attachment. London: Hogarth Press and the Institute of Psycho-Analysis.
- Baumrind, D. (1971). Current patterns of parental authority. Developmental Psychology Monograph, 4, 1–103. —URL: https://doi.org/10.1037/h0030372
- Kahneman, D. (2011) Thinking, Fast and Slow. Farrar, Straus and Giroux. ISBN 978–0374275631. (Reviewed by Freeman Dyson in New York Review of Books, 22 December 2011, pp. 40–44.
- Фрейре, П. Педагогика угнетённых. Pedagogia do Oprimido (1970) / Пер. Н. Демьянова. — М.: Радикальная теория и практика, 2019. — 176 с.
- Сказать жизни «ДА!»: психолог в концлагере / В. Франкл; Пер. с нем. Электронное издание. ООО «Альпина Паблишер». —URL:https://www.litres.ru/book/viktor-frankl/skazat-zhizni-da-psiholog-v-konclagere-147113/chitat-onlayn/
- Леви-Стросс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Стросс; пер. с фр. А. Б. Островского. — М.: Директ-Медиа, 2007. — 924 с. — Режим доступа: по подписке. — URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=36119. Дата обращения: 02.12.2024. — ISBN 978–5-94865–965–7. — Текст: электронный.
- Никольская, И. М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. — Санкт-Петербург: Речь, 2006 (СПб.: Типография «Наука»). — 340 с.: ил. ISBN 5–9268–0457–4. — Текст: непосредственный.
- Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе: Учеб. пособие по специальности «Психотерапия и мед. психология» / Нэнси Мак-Вильямс; Пер. с англ. под ред. М. Н. Глущенко, М. В. Ромашкевича. — Москва: Класс, 2001. — 474 с. — (Библиотека психологии и психотерапии; Вып. 49).; ISBN 5–89862–199–2 (USA)
- Freud, S. (1966). The neuro-psychoses of defence. Standard Edition (Vol. 3). London: Hogarth Press. (Original work published 1894)
- Freud, A. (1936). The ego and the mechanisms of defense. London: Hogarth Press.
- Vaillant, G. E. (1977). Adaptation to life. Boston: Little, Brown.
- Hentschel, U., Smith, G., Draguns, J. G., & Ehlers, W. (Eds.). (2004). Defense mechanisms: Theoretical, research, and clinical perspectives. Advances in Psychology (Vol. 136). Elsevier. ISBN: 0–444–51263–2. —URL: https://lup.lub.lu.se/record/921533
- Kabat-Zinn, J. (2013). Full catastrophe living: using the wisdom of your body and mind to face stress, pain, and illness. Bantam Books eBook Edition Copyrigh. —URL: https://ird.mcu.ac.th/wp-content/uploads/2021/07/Full-Catastrophe-Living-PDFDrive-.pdf
- Davidson, R. J., Kabat-Zinn, J., Schumacher, J., Rosenkranz, M., Muller, D., Santorelli, S. F., Urbanowski, F., Harrington, A., Bonus, K., & Sheridan, J. F. (2003). Alterations in brain and immune function produced by mindfulness meditation. Psychosomatic Medicine, 65(4), 564–570. –URL: https://doi.org/10.1097/01.PSY.0000077505.67574.E3
[1] Диалектическая поведенческая терапия (англ. dialectical behavior therapy , сокращённо DBT). В основе DBT лежит гипотеза о том, что базисом пограничного расстройства личности является неспособность больного контролировать свои негативные эмоции.
[2] Аутодеструктивное поведение — это поведение, связанное с разными формами саморазрушения: от высокорискованных действий, нацеленных на поиск новых ощущений, до самоповреждений и суицидальных актов.
[3] “Воображение, познание и личность”
[4] “Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ”
[5] Эффект фрейминга (framing effect) — это когнитивное искажение, при котором люди принимают различные решения в зависимости от того, как представлена информация, хотя суть её остаётся неизменной.
[6] “Анализ фреймов: эссе об организации опыта”
[7] Генетический маркер — это конкретный ген или последовательность ДНК, связанные с определенной особенностью. Маркеры, в частности, используются для изучения взаимосвязи генетики и заболеваний.
[8] Дофамин — это нейромедиатор (химическое вещество, передающее сигналы между нервными клетками), который вырабатывает наш мозг, чтобы подтолкнуть нас к каким-либо действиям. Дофамин влияет на эмоциональные реакции, движения, ощущение боли и удовольствия.
[9] “Мышление то быстрое, то медленное”
[10] Клод Леви-Стросс является создателем собственного научного направления в этнологии - структурной антропологии, исследователь систем родства, мифологии и фольклора. Произвел революцию в антропологии, поместив в её основание культуру и сделав её независимой от естественных наук.
[11] В русском переводе книга вышла под названием “Первобытное мышление”
[12] Термин «бриколаж» был введён Клодом Леви-Строссом (1966) в отношении спонтанных человеческих действий, основанных на характерных моделях мифологического мышления.
[13] Культурология - наука о духовной культуре народа, о тенденциях взаимодействия культуры и общества.
[14] Защитный механизм (психологическая защита) — понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний.
[15] Переживание — то, как отражаются в сознании эмоциональные процессы субъекта.
[16] Нэнси Мак-Вильямс — доктор философии, почетный член Американской психоаналитической ассоциации, Московского психоаналитического общества, Института психоаналитической психотерапии в Турине (Италия). Ее работы переведены на 20 языков.
[17] В латинском языке «id» означает «оно». Ид, по Фрейду, – это исключительно врождённые, инстинктивные, примитивные аспекты личности человека. Областью его функционирования является бессознательное. Ид в психоанализе – это нечто хаотичное, тёмное, не имеющее законов и не подчиняющееся никаким правилам.
[18] Латинское слово «ego» означает «я». Эго — компонент психического аппарата, ответственный за принятие человеком решений с учётом ограничений, которые налагает внешний мир.
[19] «Super-Ego» или «Сверх-Я». В только что родившемся организме его ещё нет. Оно обретается в процессе взаимодействия с людьми, оказывающими на личность формирующее воздействие. Супер-Эго считается окончательно сформированным только тогда, когда контроль родителей уступает место самоконтролю. Супер-Эго стремится окончательно затормозить проявления всех социально осуждаемых импульсов, исходящих от Ид.
[20] Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами.
[21] Просветление — внезапно появляющаяся способность понимать, правильно мыслить; ясность сознания.
Просветленный человек — это человек с позитивным мировосприятием, живущий легко и без напряжения.
[22] В данном контексте суждение понимается как своего рода "окончательный ответ", закрывающий нас от восприимчивости и возможности взаимопонимания .