О некоторых различиях положений Стратегий национальной безопасности РФ 2015 и 2021 года | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (551) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 23.12.2024

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Зацепина, В. А. О некоторых различиях положений Стратегий национальной безопасности РФ 2015 и 2021 года / В. А. Зацепина, А. С. Манаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 277-279. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121027/ (дата обращения: 18.01.2025).



Статья посвящена анализу некоторых положений Стратегий национальной безопасности РФ от 2015 года и от 2021 года. Рассмотрено понятие «национальная безопасность», проанализированы основные нормативно-правовые акты стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности в РФ, а также затронута роль Соединенных Штатов Америки и их союзников в антироссийской информационной борьбе как угроза национальной безопасности РФ.

Ключевые слова: национальная безопасность, стратегия национальной безопасности, традиционные ценности, национальные интересы

Что является самым важным для государства? Конечно же, безопасность. Безопасность как самого государства, так и безопасность его граждан. Безопасность бывает разная: пожарная, информационная, экономическая, экологическая и другие. Но все эти виды объединены одним общим понятием — «национальная безопасность».

Уже в 1997 году в Концепции национальной безопасности в РФ в преамбуле доктринально закреплено определение «национальной безопасности». Так, национальная безопасность — это «безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации» [1]. Учитывая, что это был первый опыт в формировании нового для того времени понятия в России, мы можем простить законодателю его простоту и обобщенность.

Однако в 2021 году в действующей ныне Стратегии национальной безопасности в пункте первом статьи пятой дается уже полное, развернутое определение «национальной безопасности», отражающее реалии нашего времени. «Национальная безопасность Российской Федерации — состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны» [2].

Основным документом стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является вышеупомянутая Стратегия национальной безопасности. В соответствии с частью первой статьи 18Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Стратегия национальной безопасности Российской Федерации представляет собой «документ в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, который разрабатывается Советом Безопасности Российской Федерации совместно с другими участниками стратегического планирования с учетом стратегического прогноза Российской Федерации на долгосрочный период, не превышающий периода, на который разработан стратегический прогноз Российской Федерации, и корректируется каждые шесть лет» [3].

Стратегия национальной безопасности РФ определяет национальные интересы и стратегические национальные приоритеты РФ, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития РФ на долгосрочную перспективу.

Первая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации была утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537 и была рассчитана на период до 2020 года. Однако принятый в 2014 году Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» внес изменения, согласно которым Стратегию национальной безопасности РФ необходимо корректировать каждые шесть лет.

Так, последовательно были утверждены Стратегия национальной безопасности РФ 2015 года, а затем и Стратегия национальной безопасности РФ 2021 года.

По мере развития обороноспособности, социальной сферы и экономики в РФ, возникновения новых и усиления существующих внешних и внутренних угроз содержание Стратегий национальной безопасности РФ претерпевало некоторые изменения. В связи с этим необходимым является изучение вносимых в указанные документы стратегического планировании изменений с целью выявлений тенденций дальнейшего совершенствования законодательства в области обеспечения национальной безопасности.

Сравним положения Стратегий национальной безопасности РФ 2015 и 2021 гг.

По структуре Стратегия 2021 года не отличается от Стратегии 2015 года, за исключением отсутствия в действующей Стратегии раздела VI «Основные показатели состояния национальной безопасности», который содержался в Стратегии 2015 года.

Необходимо отметить, что часть третья статьи восемнадцать вышеназванного Федерального Закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» предусматривает, что Стратегия национальной безопасности РФ должна содержать основные показатели состояния национальной безопасности РФ. Однако Стратегия 2021 года не содержит таких показателей, что можно рассматривать как противоречие между положения Федерального Закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Стратегии 2021 года.

Существуют различия и в содержательной части рассматриваемых Стратегий. В частности, можно отметить дополнение определения понятия «национальная безопасность» в Стратегии 2021 года положением, согласно которому национальная безопасность РФ представляет собой «состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз», при котором наряду с реализацией конституционных прав и свобод граждан и достойными качеством и уровнем жизни, обеспечиваются гражданский мир и согласие в стране. Также уточнено, что обеспечивается не просто суверенитет РФ, ее независимость, государственная и территориальная целостность, а именно их охрана. При этом положение о видах национальной безопасности, которое содержалось после определения понятия «национальная безопасность» в Стратегии 2015 года было исключено из Стратегии 2021 года. Однако указание на виды национальной безопасности осталось в Разделе IV «Обеспечение национальной безопасности».

Необходимо обратить внимание и на тот факт, что в Стратегии 2021 года были скорректированы национальные интересы и стратегические национальные приоритеты РФ. В действующей Стратегии на первое место среди стратегических национальных приоритетов поставлено сбережение народа России и развитие человеческого потенциала, тогда как в Стратегии 2015 года первое место занимает оборона страны.

В Стратегии 2021 года защита культурных, традиционных ценностей России вышла на новый уровень. Впервые прямым текстом указывается, что Соединенные Штаты Америки и их союзники являются эпицентром в антироссийской информационной борьбе, и своего рода, угрозой национальной безопасности РФ. Также этот список пополнили транснациональные корпорации, иностранные некоммерческие неправительственные, религиозные, экстремистские и террористические организаций. Кроме этого, впервые вводится понятие «вестиризация» культуры (от англ. Western — западный), то есть подразумевается заимствование исконно русских ценностей, традиций, образа жизни западноевропейскими, англо-американскими. Так, к примеру, в России из года год нелегально 31 октября празднуется «День всех святых», иначе говоря, Halloween, или же 14 февраля современная молодежь празднует День святого Валентина — праздник католического происхождения. Помимо вышеназванного в Стратегии 2021 года говорится о так называемой «русофобии», т. е. враждебном, неприязненном отношении к русскому народу, русскому языку, конфессии, культуре и в целом к России.

Для защиты своих традиционных ценностей, коими являются «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [2] (данный перечень также был пополнен по сравнению со Стратегией 2015 года), Россия ставит перед собой 14 основных задач. Их реализация послужит укреплению российского гражданского единства, гражданской идентичности, исторической памяти населения и культуры народов России.

Таким образом, положения о национальной безопасности не стоят на месте. Они развиваются, подстраиваясь под современный мир. На наш взгляд, Стратегия 2015 года нуждалась в корректировке, с учетом происходящих событий на мировой арене. Но и Стратегия 2021 года не идеальна. Даже она не отражает в полной мере всех угроз безопасности нашей страны и методов ее защиты.

Литература:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 17.12.1997 № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — N 52. — ст. 5909.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2021. — N 27. — ст. 5351 (Часть II).
  3. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 13.07.2024) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.11.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): национальная безопасность, Российская Федерация, национальная безопасность РФ, Стратегия, стратегическое планирование, область обеспечения, Россия, РФ, антироссийская информационная борьба, гражданский мир.


Похожие статьи

Задать вопрос