Возможности использования интерактивных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся 7-го класса при изучении основ российского права на уроках обществознания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (551) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 23.12.2024

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Аушева, З. А. Возможности использования интерактивных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся 7-го класса при изучении основ российского права на уроках обществознания / З. А. Аушева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 383-385. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121051/ (дата обращения: 18.01.2025).



В статье рассматриваются возможности использования интерактивных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся 7-го класса при изучении курса «Основы российского права» на уроках обществознания. Подчеркивается важность внедрения современных технологий в образовательный процесс, что способствует повышению интереса учащихся к правовым темам и улучшению усвоения материала.

Ключевые слова: основы российского права, познавательная деятельность, интерактивные технологии.

Для активизации познавательной деятельности обучающихся 7-го класса при изучении основ российского права на уроках обществознания используются различные интерактивные подходы и методы: творческие задания; работа в малых группах; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры); социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки); изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог); тестирование; разминки; обратная связь; дистанционное обучение; обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула); разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «лестницы и змейки»); тренинги [1, c.128].

На уроке обществознания на тему «Законопослушное и противозаконное поведение», цель которого состоит в создании условий для формирования у обучающихся представлений о законопослушном и противозаконном поведении, используются разнообразные интерактивные методы: проблемные ситуации, работа в малых группах, обсуждение, «мозговой штурм».

На этапе открытия новых знаний организуется обсуждение по следующему вопросы: Подростки очень часто не осознают или считают, что им ничего не сделают за совершенные поступки. Так ли это?

В ходе первичного восприятия и усвоения нового знания обучающиеся 70го класса работают в малых группах, каждая из которых отвечает на вопросы по предложенной проблемной ситуации.

На этапе первичного восприятия и усвоения нового знания используется прием «мозговой штурм» по проблеме: Как вы думаете, можно ли помочь обществу, государству уменьшить количество правонарушений? Обучающимся предлагается придумать правила или советы, как не попасть в беду, все варианты записываются на доску, затем выбираются наиболее удачные.

Цель урока «Гражданское право» состоит в создании условий для формирования у обучающихся представлений о гражданском праве. На этом уроке применяются такие интерактивные методы, как работа в малых группах, прием «да-нет», обсуждение.

На этапе открытия новых знаний организуется работа в группах: 1 группа готовит и представляет информацию с характеристикой субъектов гражданского права, 2 группа — о содержании гражданских правоотношений, 3 группа — о разнице между сделкой и договором, видах договоров.

В ходе первичного восприятия и усвоения нового знания используется прием «да — нет». Обучающимся задается 5 вопросов, ответы на которые записываются в тетрадь при помощи слов «да» и «нет». После работы школьники сверяют свои ответы с представленными на слайде.

На уроке обществознания «Кто стоит на страже закона», цель которого создание условий для формирования у обучающихся представлений о правопорядке, о правоохранительных органах государства, используются следующие интерактивные методы: метод проектов, работа в малых группах, тестирование, ролевая игра.

На этапе открытия новых знаний обучающиеся работают над прикладным проектом в малых группах. Каждая группа, изучая документы, материалы учебника, собирает информацию об одном правоохранительном органе (прокуратура, суд, полиция), дает ему определение, раскрывает особенности функционирования. В результате такой работы получается справочник по правоохранительным органам РФ.

В ходе первичного восприятия и усвоения нового знания обучающиеся выполняют небольшое тестирование, им предлагается соотнести правоохранительный орган и его функцию.

На этапе обобщения усвоенного и включения его в систему знаний организуется ролевая игра. Первый ряд выступает в роли юристов бесплатной консультации, остальные два ряда — граждане, которые звонят в эту службу, объясняют свою ситуацию с целью узнать, в какой правоохранительный орган им обратиться. Ситуации: У меня украли телефон; Соседи затопили мою квартиру и не желают выплатить деньги за причиненный ущерб; Меня незаконно задержали, доставили в полицию, грубо со мной обращались; Мне необходимо оформить доверенность на представительство в суде; Мне отказали в обмене товара в магазине при наличии чека и сохранности товара; Мою машину поцарапали и др.

Использование на уроках обществознания при изучении «Основ российского права» интерактивных технологий способствует пробуждению у обучающихся познавательного интереса, формированию познавательной активности у каждого школьника за счет выведения на позицию субъекта обучения, эффективному усвоению учебного материала, способствует осуществлению обратной связи [2, c.36].

Таким образом, интерактивные технологии — это технологии, при использовании которых обучение происходит во взаимодействие всех участников образовательного процесса: учителя и учеников. Интерактивные технологии обладают широкими возможностями для активизации познавательной деятельности обучающихся 7 класса при изучении «Основ российского права» на уроках обществознания. Для этого применяются разнообразные интерактивные подходы и методы.

Итак, активизация познавательной деятельности — это динамичный процесс, направленный на побуждение обучающихся к активному и целенаправленному получению знаний, преодоление пассивности и стереотипов, застоя и спада в умственной деятельности. Активизация познавательной деятельности способствует формированию познавательной активности школьников. Познавательная активность — это образование личности, выражающее интеллектуальной, мыслительной и эмоциональной отзывчивостью к процессу познания окружающей действительности.

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках обществознания в основной школе имеет свои особенности. Эффективность активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках обществознания в основной школе зависит от учета исходного уровня сформированности познавательной деятельности, и подбора, исходя из этого, соответствующей педагогической тактики и стратегии. Активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках обществознания в основной школе способствует применение разнообразных принципов, средств, методов и приемов обучения, а также использование современных образовательных технологий, в том числе интерактивных технологий.

Интерактивные технологии могут выступить в качестве средства активизации познавательной деятельности обучающихся 7-го класса при изучении «Основ российского права» на уроках обществознания. Интерактивные технологии — это современные образовательные технологии, при использовании которых обучение происходит во взаимодействие всех участников образовательного процесса. Активизации познавательной деятельности обучающихся 7-го класса при изучении «Основ российского права» на уроках обществознания способствует применение разнообразных интерактивных методов.

Литература:

  1. Пометун А. И. Интерактивные технологии обучения / А. И. Пометун, Г. И. Коберник, Н. С. Побирченко // Сельская школа. — 2020. — № 16–17(88–89). — С.128–138.
  2. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 7 класс. Учебник / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. В. Половникова. — М.: Просвещение, 2023. — 111 с.
Основные термины (генерируются автоматически): урок обществознания, познавательная деятельность обучающихся, первичное восприятие, познавательная деятельность, усвоение нового знания, группа, образовательный процесс, основная школа, создание условий, этап открытия новых знаний.


Ключевые слова

познавательная деятельность, интерактивные технологии, основы российского права

Похожие статьи

Задать вопрос