В статье рассматриваются возможности использования интерактивных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся 7-го класса при изучении курса «Основы российского права» на уроках обществознания. Подчеркивается важность внедрения современных технологий в образовательный процесс, что способствует повышению интереса учащихся к правовым темам и улучшению усвоения материала.
Ключевые слова: основы российского права, познавательная деятельность, интерактивные технологии.
Для активизации познавательной деятельности обучающихся 7-го класса при изучении основ российского права на уроках обществознания используются различные интерактивные подходы и методы: творческие задания; работа в малых группах; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры); социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки); изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог); тестирование; разминки; обратная связь; дистанционное обучение; обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула); разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «лестницы и змейки»); тренинги [1, c.128].
На уроке обществознания на тему «Законопослушное и противозаконное поведение», цель которого состоит в создании условий для формирования у обучающихся представлений о законопослушном и противозаконном поведении, используются разнообразные интерактивные методы: проблемные ситуации, работа в малых группах, обсуждение, «мозговой штурм».
На этапе открытия новых знаний организуется обсуждение по следующему вопросы: Подростки очень часто не осознают или считают, что им ничего не сделают за совершенные поступки. Так ли это?
В ходе первичного восприятия и усвоения нового знания обучающиеся 70го класса работают в малых группах, каждая из которых отвечает на вопросы по предложенной проблемной ситуации.
На этапе первичного восприятия и усвоения нового знания используется прием «мозговой штурм» по проблеме: Как вы думаете, можно ли помочь обществу, государству уменьшить количество правонарушений? Обучающимся предлагается придумать правила или советы, как не попасть в беду, все варианты записываются на доску, затем выбираются наиболее удачные.
Цель урока «Гражданское право» состоит в создании условий для формирования у обучающихся представлений о гражданском праве. На этом уроке применяются такие интерактивные методы, как работа в малых группах, прием «да-нет», обсуждение.
На этапе открытия новых знаний организуется работа в группах: 1 группа готовит и представляет информацию с характеристикой субъектов гражданского права, 2 группа — о содержании гражданских правоотношений, 3 группа — о разнице между сделкой и договором, видах договоров.
В ходе первичного восприятия и усвоения нового знания используется прием «да — нет». Обучающимся задается 5 вопросов, ответы на которые записываются в тетрадь при помощи слов «да» и «нет». После работы школьники сверяют свои ответы с представленными на слайде.
На уроке обществознания «Кто стоит на страже закона», цель которого создание условий для формирования у обучающихся представлений о правопорядке, о правоохранительных органах государства, используются следующие интерактивные методы: метод проектов, работа в малых группах, тестирование, ролевая игра.
На этапе открытия новых знаний обучающиеся работают над прикладным проектом в малых группах. Каждая группа, изучая документы, материалы учебника, собирает информацию об одном правоохранительном органе (прокуратура, суд, полиция), дает ему определение, раскрывает особенности функционирования. В результате такой работы получается справочник по правоохранительным органам РФ.
В ходе первичного восприятия и усвоения нового знания обучающиеся выполняют небольшое тестирование, им предлагается соотнести правоохранительный орган и его функцию.
На этапе обобщения усвоенного и включения его в систему знаний организуется ролевая игра. Первый ряд выступает в роли юристов бесплатной консультации, остальные два ряда — граждане, которые звонят в эту службу, объясняют свою ситуацию с целью узнать, в какой правоохранительный орган им обратиться. Ситуации: У меня украли телефон; Соседи затопили мою квартиру и не желают выплатить деньги за причиненный ущерб; Меня незаконно задержали, доставили в полицию, грубо со мной обращались; Мне необходимо оформить доверенность на представительство в суде; Мне отказали в обмене товара в магазине при наличии чека и сохранности товара; Мою машину поцарапали и др.
Использование на уроках обществознания при изучении «Основ российского права» интерактивных технологий способствует пробуждению у обучающихся познавательного интереса, формированию познавательной активности у каждого школьника за счет выведения на позицию субъекта обучения, эффективному усвоению учебного материала, способствует осуществлению обратной связи [2, c.36].
Таким образом, интерактивные технологии — это технологии, при использовании которых обучение происходит во взаимодействие всех участников образовательного процесса: учителя и учеников. Интерактивные технологии обладают широкими возможностями для активизации познавательной деятельности обучающихся 7 класса при изучении «Основ российского права» на уроках обществознания. Для этого применяются разнообразные интерактивные подходы и методы.
Итак, активизация познавательной деятельности — это динамичный процесс, направленный на побуждение обучающихся к активному и целенаправленному получению знаний, преодоление пассивности и стереотипов, застоя и спада в умственной деятельности. Активизация познавательной деятельности способствует формированию познавательной активности школьников. Познавательная активность — это образование личности, выражающее интеллектуальной, мыслительной и эмоциональной отзывчивостью к процессу познания окружающей действительности.
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках обществознания в основной школе имеет свои особенности. Эффективность активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках обществознания в основной школе зависит от учета исходного уровня сформированности познавательной деятельности, и подбора, исходя из этого, соответствующей педагогической тактики и стратегии. Активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках обществознания в основной школе способствует применение разнообразных принципов, средств, методов и приемов обучения, а также использование современных образовательных технологий, в том числе интерактивных технологий.
Интерактивные технологии могут выступить в качестве средства активизации познавательной деятельности обучающихся 7-го класса при изучении «Основ российского права» на уроках обществознания. Интерактивные технологии — это современные образовательные технологии, при использовании которых обучение происходит во взаимодействие всех участников образовательного процесса. Активизации познавательной деятельности обучающихся 7-го класса при изучении «Основ российского права» на уроках обществознания способствует применение разнообразных интерактивных методов.
Литература:
- Пометун А. И. Интерактивные технологии обучения / А. И. Пометун, Г. И. Коберник, Н. С. Побирченко // Сельская школа. — 2020. — № 16–17(88–89). — С.128–138.
- Боголюбов Л. Н. Обществознание. 7 класс. Учебник / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. В. Половникова. — М.: Просвещение, 2023. — 111 с.