Административное приостановление деятельности как вид наказания для юридического лица | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (551) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 23.12.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Волкова, У. Э. Административное приостановление деятельности как вид наказания для юридического лица / У. Э. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 258-261. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121063/ (дата обращения: 18.01.2025).



Определение административного наказания дается в ст. 3.1. КоАП РФ. В соответствии с частью первой указанной статьи административное наказание — это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами [5]. Несмотря на законодательное закрепление определения, необходимо отметить, что вопрос дефиниции административного наказания является вопросом дискуссионным и актуальным среди ученых административистов.

Наиболее четким и структурированным видится нам определение, которое дано Д. А. Липинским: «Административное наказание представляет собой разновидность государственного принуждения, которое заключается в воздействии на сознание и поведение субъектов путем угрозы применения предусмотренных санкций с целью понудить их прекратить противоправные действия» [7, с. 38].

Статья 3.2 гл. 3 КоАП РФ предлагает исчерпывающий перечень видов административных наказаний [5]. Это означает, что установление каких-либо иных видов административных наказаний может быть только путем внесения изменений в названную статью КоАП РФ.

Можем выделить следующий перечень административных наказаний, применимых для юридических лиц:

– предупреждение;

– административный штраф;

– конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

– административное приостановление деятельности.

Такой вид наказания, как административное приостановление деятельности, было введено в перечень наказаний, приведенных в ст. 3.2. КоАП РФ, в мае 2005 года Федеральным законом от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ [2].

ч. 1 ст. 3.12. КоАП РФ дает понимание, в чем выражается суть такого вида наказание, как административное приостановление деятельности, а именно — это временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг [5].

Д. Н. Рыжков выделил основные особенности административного приостановления деятельности, а именно:

  1. назначается только в судебном порядке;
  2. назначается только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части КоАП РФ;
  3. назначается в случаях, если менее строгий вид административного наказания не может обеспечить достижение цели административного наказания;
  4. является высшей санкцией в отношении юридических лиц;
  5. устанавливается на срок до 90 суток и является единственным административным наказанием с условным сроком исполнения;
  6. в качестве дополнительной меры введен временный запрет деятельности [9].

Г. И. Калинин и Л. Е. Калинина рассматривали также среди основных особенностей данного вида наказание такие особенности, как: выражение во властном принудительном прекращении деятельности субъектов и объектов, проявление в юридически обязательных, односторонних, принудительных действиях государственных органов; строгое определение сроков приостановления деятельности законодательством [3, с. 66–67].

Помимо этого, также можем дополнить перечень особенностей, такими особенностями как: не может быть применено к физическим лицам; отражение негативного отношения государства на противоправное деяние, обладание публично-правовым характером.

Как мы видим из перечня наказаний для юридических лиц, приостановление деятельности является самым жестким видом наказания для данных субъектов, поэтому основания его применения четко определены законодателем.

Основанием применения такой меры является угроза жизни неограниченного числа людей, угроза возникновении эпидемии, либо наступления техногенной катастрофы и в ряде других случаев.

Так, после трагедий в клубе «Хромая лошадь» и Торговом центре «Зимняя вишня» одним из приоритетных направлений работы прокурорского надзора стало обеспечение пожарной безопасности в объектах массового скопления людей. При несоблюдении противопожарных требований применяется административное приостановление деятельности на срок, необходимый для устранения замечаний, а в дальнейшем, если меры административного реагирования не будут достаточно эффективными, может быть наложен запрет на эксплуатацию здания [6].

Детальный и обобщенный перечень деяний, за которые назначается, рассматриваемое нами административное наказание, представлен не только в ст. 3.12. КоАП РФ [5], но и отражен в справке Архангельского областного суда от 28 апреля 2008 г. [10], такими деяниями являются:

  1. оборот наркотических средств и психотропных веществ;
  2. противодействие легализации доходов, которые получены преступным путем;
  3. строительство и применение строительных материалов (изделий),
  4. реконструкция объектов капитального строительства
  5. невыполнение законного предписания или решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор).

В частности, уникальность приостановления деятельности заключается в законодательном закреплении оснований его применения в качестве административного наказания как в качестве санкций в соответствующих составах административных правонарушений, так и путем установления случаев ее применения в формулировке нормы с. 3.12 КоАП РФ. Применение наказания в виде административного приостановления деятельности возможно исключительно с учетом конкретного состава административного правонарушения, установленного в 52 составах КоАП РФ [1].

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования миграционного законодательства и ответственности за его нарушение» был определен минимальный срок наказания в виде административного приостановления деятельности по ст. 18.15–18.17 КоАП РФ и установлен срок административного приостановления деятельности до 90 суток [11].

Исходя из ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ можно выделить обязательные условия для досрочного прекращения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

В разъяснениях данных прокуратурой Тульской области от 22 июля 2024 обращается внимание, что административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, по ходатайству лица, в отношении которого применено такое административное наказание, или Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены [8].

На основании вышесказанного, мы видим, что основанными условиями досрочного прекращения такого наказания, как административное приостановление деятельности, в частности для юридических лиц, являются:

  1. ходатайство юридического лица, которому назначено данное административное наказание;
  2. установление факта устранения перечисленных в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ обстоятельств, послуживших основанием для назначения данного административного наказания [4, с. 320].

Немало важным является то, что условия для досрочного прекращения наказания в виде административного приостановления деятельности должны наблюдаться в совокупности, отсутствие одного элемента является барьером для снятия данного вида наказания.

Следует обратить внимание на ярко выраженную проблему правового регулирования административного приостановления деятельности в целом, которая скрывается в сроке прекращения данного вида наказания.

На наш взгляд, досрочное прекращение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, является несовершенным и требует доработки в связи с тем, что указанный вид наказания может быть досрочно прекращен по ходатайству лица, привлеченного к ответственности. Однако в законодательстве не установлен минимальный срок, по истечении которого правонарушитель вправе обратиться к судье, что позволяет подавать такое ходатайство практически на следующий день после назначения наказания. В данном случае мы можем наблюдать, что теряется вся суть института наказания, так как субъект может не претерпеть неблагоприятные последствия административного приостановления деятельности, назначенного ему в результате совершения правонарушения.

Для решения обнаруженной правовой проблемы предлагается закрепить в законодательстве конкретный срок, по истечению которого у правонарушителя возникает право на обращение с ходатайством о прекращении назначенного наказания в виде административного приостановления деятельности. Предполагается, что для достижения целей наказания, видится возможным установления срока для обращения о досрочном снятии наказания, не ранее чем через 30 суток после назначения наказания.

Таким образом, административное приостановление деятельности является самым строгим видом административного наказания для юридического лица. Законодатель дает хорошее понимание специфики данного вида наказания, однако нормативно-правовое регулирование административного приостановления деятельности не является совершенным. Правовой пробел наблюдается в сроке досрочного снятия рассматриваемого нами вида наказания. Решение данной проблемы играет большую роль в привлечении к административному наказанию в виде административного приостановления деятельности не только для юридических лиц, но и в целом для иных субъектов, например, таких как лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Сохранение данного правового пробела ведет к ликвидации смысла наказания для лиц, совершивших правонарушения, за которые назначается административное приостановление деятельности.

Литература:

1. Административное приостановление деятельности: проблемы применения административного наказания / А. П. Дуртуева. — Текст: непосредственный // Молодной ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 196–199. — https://moluch.ru/archive/332/74172/

2. Иванова Е. А. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 284–287. — https://moluch.ru/archive/492/107464/

3. Калинин Г. И., Калинина Л. Е. К вопросу о применении административного приостановления деятельности // Право и экономика. 2012. № 4. С. 66–67

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 1–10: постатейный науч.-практ. комментарий / под общ. ред. Б. В. Россинского. С. 320.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 13.12.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.12.2024) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/

6. Кратенко М. В. Деятельность, угрожающая причинением вреда: запрет на основании п. 1 ст. 1065 ГК РФ или административное приостановление в порядке КоАП РФ? На примере споров, связанных с несоблюдением требований пожарной безопасности // https://base.garant.ru/77387671/

7. Липинский Д. А. Понятие административного наказания // Юридические исследования. 2017. № 2. С. 24–43.

8. Разъяснения прокуратура Тульской области от 22.07.2024 о порядке исполнения постановления об административном приостановлении деятельности // https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_71/activity/legal-education/explain?item=96522227

9. Рыжков Д. Н. Об уникальности приостановления деятельности как меры административной ответственности // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2018. № 2 (33). С. 241–251

10. Справка Архангельского областного суда от 28 апреля 2008 г. по результатам обобщения практики применения судьями районных судов административного наказания в виде административного приостановления деятельности // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/25016323/

11. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования миграционного законодательства и ответственности за его нарушение» от 23.07.2013 N 207-ФЗ (последняя редакция) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149653/

Основные термины (генерируются автоматически): административное приостановление деятельности, административное наказание, РФ, вид наказания, юридическое лицо, административное правонарушение, вид, досрочное прекращение, лицо, наказание.


Похожие статьи

Задать вопрос