Роль диверсификационной деятельности в развитии компании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №52 (551) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 24.12.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Соболев, Р. Д. Роль диверсификационной деятельности в развитии компании / Р. Д. Соболев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121067/ (дата обращения: 23.01.2025).



В статье рассматривается актуальность стратегии диверсификации деятельности компании в современных экономических условиях, обосновывается необходимость использования стратегии и направления диверсификации. Приведены ограничения диверсификации с помощью модели Баумоля, а также способ измерения уровня диверсификации через индекс Берри.

Ключевые слова : основная деятельность, уровень диверсификации, расширение деятельности, связанная диверсификация, концентрическая диверсификация.

В современных экономических условиях особую актуальность приобретает диверсификация деятельности компании, которая позволяет расширить возможности, уменьшить риски, связанные с концентрацией на определенном продукте или отрасли. Диверсификация, как стратегия компании, решает вопрос повышения конкурентоспособности компании, защиты от рисков, связанных с изменениями на рынке или в экономике. Диверсификация деятельности компании является важным инструментом для обеспечения ее долгосрочной устойчивости и роста.

Дополнительно к указанному, диверсификация может использоваться как средство максимизации прибыли, изменения существующего хозяйственного портфеля фирмы с целью его гармонизации, смена стагнирующей отрасли на более рентабельную [6, с. 100].

Руководители компании принимают решение о диверсификации деятельности, оценивая привлекательность новой отрасли, величину затрат для вхождения в эту отрасль, оценивая преимущества от расширения деятельности и недостатки.

Диверсификация деятельности компании может быть значимой, крупной или небольшой, например, начать выпуск продукта, являющийся переходным звеном продукта основной деятельности. Выделяют следующие направления диверсификации:

1. Связанная или концентрическая диверсификация — происходит на базе продукта основного вида деятельности. В связанную диверсификацию входят процессы освоения новых продуктов, которые схожи по технологическому или потребительскому уровню. Также сюда можно отнести процесс освоения новых географических границ сбыта или освоение новой конъектуры покупателей. В данном случае выручка от основной деятельности и новой освоенной деятельности может быть равной.

При связанной диверсификации плюсом является отсутствие затрат на приобретение товаров, используемых в основном производстве, если новое направление будет связано с основной деятельностью, что помогает сохранить конкурентное преимущество. Организации, желающие произвести концентрическую диверсификацию внешними средствами, будут искать хозяйственные организации, которые в значительной степени связаны с ними в вопросах рынков, каналов распределения, потребностей в технике и ресурсах [5, с. 22].

2. Несвязанная или конгломеративная диверсификация — стратегия, нацеленная на производство новых товаров, не имеющих отношения к основной деятельности организации и ее рынкам сбыта [2, с. 198]. Выручка от несвязанной диверсификации может быть меньше выручки от основной деятельности. Данный вид диверсификации часто является наиболее рискованным, т. к. из-за начала новой деятельности несвязанной с основной деятельностью компании сложно спрогнозировать риски, невозможно использовать вспомогательное производство в основной деятельности.

Инструмент диверсификации имеет свои возможности и ограничения. Отдельные из них можно продемонстрировать моделью У. Баумоля, исследующей ее влияние на величину совокупных издержек фирмы [3, с. 205].

По модели У. Баумоля издержки компании состоят из издержек выпуска и издержек диверсификации. Издержки выпуска — это затраты на производство, состоящие из постоянной и переменной части, переменная часть затрат растер пропорционально наращиванию производства. Издержки диверсификации — это затраты, полученные при выполнении расширения производства/диверсификации.

На Рисунке 1 видим, что в начале периода (G 0 ) компания не диверсифицирована, является специализированной, имеет некоторую прибыль за счет разницы в доходах (TR) и затратах (TC).

Модель У. Баумоля

Рис. 1. Модель У. Баумоля

На уровне диверсификации G 1 компания почти не увеличивает свои затраты, но наращивает выручку за счет расширенного производства, т. е. за счет связанной диверсификации. На данном уровне компания начинает выпуск продукции близкой по производственному процессу к продукции основной деятельности, затраты на переоборудование или выхода на новый рынок минимальны.

На уровне диверсификации G 2 просматривается самая высокая прибыль компании. На рисунке видно начало роста издержек. Данный уровень говорит о начале применения несвязанной диверсификации. Появляются затраты на расширение деятельности вне основного круга деятельности.

На уровне диверсификации G 3 заметно снижение прибыли. На данном уровне продолжение диверсификации становится менее выгодной для компании, если компания следует максимизации прибыли, а не увеличения привлекательности за счет роста выручки.

На уровне диверсификации G 4 компания становится убыточной. Издержки компании из-за диверсификации становятся больше дохода.

В модели У. Баумоля просматривается взаимосвязь между разными направлениями диверсификации, а также экономические приделы диверсификации.

Для измерения уровня диверсификации компании широко используется индекс Берри, предложенный в 1971 г., который назван по имени автора [1, с. 14].

Где, — выручка компании по основному виду деятельности, а — общая выручка по всей деятельности компании. Чем выше показатель этого индекса (ближе к единице), тем более диверсифицированной деятельность компании можно считать. Наоборот же, показатель близкий к нулю говорит о высокой специализации компании.

Таким образом, стратегия диверсификации деятельности является одним из высокоэффективных способов повышения устойчивости и доходности компании. При использовании этого инструмента компании необходимо определить для себя наиболее подходящий, по целям и ресурсам, направление диверсификации: связанная или конгломеративная. Также, при воплощении стратегии, стоит учесть ее возможности и ограничения, найти оптимальное соотношение затрат на расширение деятельности и прибыли.

Литература:

  1. Агаларов, З. С. Анализ теорий диверсификации производства и концептуальные подходы к ее исследованию / З. С. Агаларов // Контроллинг. — 2021. — № 1(79). — С. 8–17.
  2. Жидкова, Л. С. Стратегии диверсификации как один из способов развития организации / Л. С. Жидкова, М. В. Клевина // Аллея науки. — 2019. — Т. 5, № 1(28). — С. 197–200.
  3. Заздравных, А. В. Экономика отраслевых рынков: учебник и практикум для вузов / А. В. Заздравных, Е. Ю. Бойцова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 359 с.
  4. Климова, Е. З. Доходный подход к оценке стоимости бизнеса и возможности его реализации на примере российских компаний / Е. З. Климова, И. А. Павлова, Ю. А. Макушева // Вестник Академии знаний. — 2023. — № 4(57). — С. 137–145. — EDN DKMHAV.
  5. Кузьмичева, А. А. Стратегии в корпоративных организациях: учебное пособие / А. А. Кузьмичева. — Москва: МАИ, 2022. — 96 c.
  6. Шифрин, М. Б. Стратегический менеджмент: учебник для вузов / М. Б. Шифрин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 295 с.
Основные термины (генерируются автоматически): основная деятельность, уровень диверсификации, направление диверсификации, расширение деятельности, связанная диверсификация, диверсификация деятельности компании, концентрическая диверсификация, деятельность компании, несвязанная диверсификация, основной вид деятельности.


Ключевые слова

расширение деятельности, основная деятельность, уровень диверсификации, связанная диверсификация, концентрическая диверсификация

Похожие статьи

Задать вопрос