Эффективное использование объектов культурного наследия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (551) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 23.12.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Харламков, Е. К. Эффективное использование объектов культурного наследия / Е. К. Харламков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 360-363. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121083/ (дата обращения: 23.01.2025).



Россия обладает богатейшим историко-культурным наследием, которое представлено памятниками археологии, истории, градостроительства и архитектуры. Только в Санкт-Петербурге их насчитывается порядка 9000 объектов. В связи с этим вытекает следующая проблема: значительное количество объектов культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии, так как нет механизмов, стимулирующих их эффективное использование.

В работе рассматривается противоречие высокой значимости сохранения объектов культурного наследия (ОКН) и необходимости использования его как потенциала для социального развития города, региона, значительной привлекательности объектов культурного наследия для бизнеса, с одной стороны, и отсутствием механизмов реализации эффективного управления сохранением и развитием ОКН на региональном уровне — с другой.

Ключевые слова: культурное наследие, памятник истории, эффективное использование.

В целях сохранения культурного наследия законодателем накладывается ряд ограничений на осуществление хозяйственной деятельности в отношении объектов культурного наследия. Так, осуществление строительных работ на ОКН допускается исключительно в рамках работ по сохранению объектов культурного наследия, то есть при осуществлении консервации, ремонта, реставрации или приспособления объекта культурного наследия для современного использования. Главным документом, который целиком и полностью посвящен деятельности по сохранению и использованию объектов культурного наследия, а также определяющим все основные понятия и категории, является Федеральный Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73 [1], принятый 25 июня 2002 года.

Именно в этом законе отображена категория «объект культурного наследия (памятники истории и культуры)». В ст. 3 определяются основные критерии данного понятия:

  1. Объект недвижимого имущества, возникший в результате какихлибо, представляющих ценность с точки зрения социальной культуры или различных наук, исторических событий;
  2. Данный объект является свидетельством каких-либо исторических эпох и цивилизаций;
  3. Объект содержит информацию о зарождении и развитии культуры.

Количество объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (Реестр памятников), по годам

Рис. 1. Количество объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (Реестр памятников), по годам

В гл. IV закона рассматривается проблема учета культурного наследия, являющаяся актуальной и в настоящее время. Ставится задача создания Государственного реестра объектов культурного наследия. Подчеркивается важность и необходимость наличия информационной системы, содержащей в себе сведения о данных объектах.

Собственник данного объекта отвечает за сохранность объекта в его неизменном облике (в том числе, недавно был введен запрет на установку различных средств технического обеспечения на фасадах объекта), а также не имеет права производить различные хозяйственные работы без согласования с органами охраны памятников. Разумеется, и процесс реставрации объекта не может быть произведен без рассмотрения проекта данными органами. В случае необходимости, собственник обязан обеспечить беспрепятственный доступ к объекту. За выполнение обязательств собственник (или арендатор) может получать определенные финансовые льготы со стороны государства. Однако, следует отметить, что процесс разграничения собственности на объекты культурного наследия не окончен. Многие объекты фактически являются бесхозными, в результате чего в их отношении нельзя оформить обязательства по охране и меры по их сохранению не принимаются. Это, на данный момент, является одной из наиболее серьезных проблем, связанных с объектами культурного наследия, причиной, по которой многие памятники истории и культуры находятся в неудовлетворительном состоянии.

Согласно ежегодному Государственному докладу о состоянии культуры в 2023 году продолжена реализация программы консервации аварийных и руинированных объектов культурного наследия. По итогам года законсервировано 50 объектов культурного наследия.

Включение объектов культурного наследия в городскую застройку существенно влияет на перспективное развитие территорий, особенно в условиях конкуренции за ограниченные земельные ресурсы. Историко-культурная оценка земель становится ключевым механизмом управления, позволяя учитывать влияние культурного наследия на привлекательность инвестиций в соответствующие объекты. В связи с ограничениями и жесткого контроля в данной сфере инвесторы зачастую отказываются от реализации инвестиционных проектов в отношении ОКН Вместе с тем, бюджеты различных уровней испытывают недостаток средств на поддержание объектов культурного в надлежащем состоянии, в связи с чем привлечение частного капитала в сохранение объектов культурного наследия является одной из целей государственной политики в сфере культуры.

Формирование сферы взаимных экономических интересов (кластера) с участием государства, бизнеса, общества и объектов исторического значения

Рис. 2. Формирование сферы взаимных экономических интересов (кластера) с участием государства, бизнеса, общества и объектов исторического значения

В качестве рекомендаций к решению данной проблемы можно рассмотреть ранжирование объектов культурного наследия по разным категориям. К каждой категории будет присвоены свои охранные обязательства и требования к сохранению элементов. Это поможет привлечь инвестиции к сохранению и приспособлению объектов культурного наследия под нужды настоящего времени.

Литература:

  1. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
  2. Иванова, Е. М. Архитектурно-градостроительные принципы модернизации исторической застройки / Е. М. Иванова, С. П. Кудрявцева // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. — 2018. — № 1 (23). — С. 11–23.
  3. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2023 году (подготовлен Минкультуры России 5 сентября 2024 г.) сайт — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/410372028/ (дата обращения: 22.12.2024). — Режим доступа: свободный. — Текст: электронный.
  4. Александровская, Л. А. Становление системы кадастрового учёта и охраны объектов культурного наследия в России / Л. А. Александровская, А. В. Половая // Мелиорация и водное хозяйство: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Шумаковские чтения), посвящённой 95-летию со дня рождения профессора В. С. Лапшенкова, Новочеркасск, 25–30 сентября 2020 года. Том Выпуск 18. — Новочеркасск: ООО «Лик», 2020. — С. 151–156.
Основные термины (генерируются автоматически): культурное наследие, памятник истории, неудовлетворительное состояние, сохранение, эффективное использование.


Ключевые слова

культурное наследие, эффективное использование, памятник истории

Похожие статьи

Задать вопрос