В статье рассматриваются активные методы и приемы, направленные на развитие языковых навыков учащихся на уроках русского языка и литературы.
Ключевые слова: активные методы, языковые навыки, уроки русского язык и литературы.
The article discusses active methods and techniques aimed at developing students' language skills in Russian language and literature lessons.
Keywords: active methods, language skills, Russian language and literature lessons.
Учителям непросто сегодня завоевать интерес учащихся к обучению, потому что они больше предпочитают смотреть телевизор, играть в компьютерные программы, телефонные игры. Для формирования креативного творчества учителю необходимы профессиональные качества, обновленные убеждения, взгляды, решения и действия.
На каждом уроке желательно апробировать какой-нибудь новый для себя приём, способствующий развитию языковых навыков. Это главный способ профессионального роста, который может обеспечить и эффективное преподавание. Очень много способов, методов и активити для создания интересных, увлекательных и содержательных уроков. Остановимся на некоторых из них…
Во-первых, нужно научиться в комплексе рассматривать достижение двух или трех целей обучения с интеграцией задания, активити и критериального оценивания.
Например, при изучении рассказа К. Паустовского «Старый повар» в 8-м классе можно в совокупности рассматривать цели обучения и говорения на уровне применения.
Критерий оценивания. Обучающийся:
- Использует аналитическое чтение.
- Создает аргументированное рассуждение на основе таблицы.
Работа, которая проводится в групповой форме по двум критериям на основе сюжетной таблицы, озадачивает учащихся. Каким образом? Именно сюжетная таблица, предлагаемая учителем, способствует применению направленного чтения. Для того, чтобы заполнить данную таблицу, учащиеся неоднократно будут возвращаться к тексту, детализируя информацию текста при каждом повторном чтении.
Таблица 1
Кто? |
Что делает? |
Когда? |
Где? |
Почему? |
Старый повар |
Хочет исповедоваться |
Перед смертью |
В старом доме на окраине города |
Чувствует приближение смерти, хочет очистить совесть |
Дочь Мария |
Ухаживает за отцом Увлекается музыкой |
С тех пор, как заболел отец В свободное время |
В старом доме отца, который находится в саду |
Потому что любит отца, она очень воспитанная, преданная, заботливая |
Моцарт |
Играет на клавесине |
Во время виртуозного исполнения |
Сбор информации вместе со сверстниками на основе вопросов поддерживает обучение на втором языке, так как упрощает понимание, создаёт простейшие условия для анализа, которые на следующем этапе урока обеспечивают создание аргументированного сообщения. А обмен информацией с другой группой может послужить моделированием и закреплением их знаний.
Большую роль в повышении качества обучения играет постановка вопросов. Фактические вопросы служат для определения уровня понимания, а вопросы интерпретирующего характера дают возможность делать обобщения и выводы. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. В связи с этим нужно акцентировать внимание учащихся не только на правильные ответы, но и на формулирование интересных, проблемно-важных, оригинальных вопросов. Можно организовать попарный взаимовопрос учеников, использовать вопросы, как средство определения темы. Постановка вопросов является показателем критического мышления учителя.
Например, на следующем уроке программой предусмотрено чтение 3-ей части рассказа «Старый повар». На уроке можно рассматривать достижение трех целей обучения в комплексе, (Ч3, Ч4, Г1) используя стратегию «Персонаж на стене».
Критерий оценивания. Обучающийся:
- Составляет фактические и интерпретационные вопросы.
- Использует аналитическое чтение.
- Использует перифразы в описании.
Использовать перифразы отдельно от содержания какого-либо текста невозможно, а это ещё раз доказывает, что цели обучения учебной программы нужно рассматривать в комплексе. Например, (слепой старик, старый повар, главный герой и т. д.). В отношении к Моцарту (незнакомец, молодой человек, великий музыкант и т. д.).
Задание состоит из следующего алгоритма:
- Прочитать внимательно текст.
- Оформить «персонаж на стене», используя перифразы.
- Сформулировать по тексту 2 вопроса низкого порядка.
- Сформулировать интерпретационный вопрос вне текста, т. е. вопрос не должен иметь ответа в тексте.
- Обмен информацией с другой группой.
Здесь можно отметить заслугу критериального оценивания, как важного и значимого фактора развития речи учащихся. Потому что, отслеживая результаты оценивания по конкретным дескрипторам, учащиеся еще раз убеждаются в том, как они обучаются. По какому алгоритму придерживаться последовательности обучения, как оценивать работу одноклассников и т. д. Лишний раз доказывает, что формативное оценивание является неотъемлемой частью обучения. Урок не веселье, не забав, а процесс мыслительной деятельности, а Дескрипторы — средство для измерения своего развития.
Ещё немного о вопросах: Вопросы могут служить двум целям: проверить усвоение знаний и побудить мыслить. Чтобы проверить знания, нужно ставить вопросы, которые требуют вспомнить определенную информацию. А чтобы ученик начал мыслить, нужны вопросы, требующие обобщенного подхода к информации. Знание информации можно проверить, задавая ученику вопросы, которые инициируют мышление.
И в этом случае для правильного ответа нужно помнить материал. Если по ответу ясно, что содержание урока не усвоено, вы можете задать вопрос о фактах. А когда ученик вспомнит то, что проходил, вновь можно вернуться к прежнему вопросу более высокого уровня, чтобы на это раз ответ был лучше.
— Почему старик жадно дышал и шарил по одеялу?
— Как удалось музыканту показать старому повару ясную картину всей жизни?
— Почему Мария склонилась перед музыкантом?
— Как вы понимаете выражение «заколдован собственной музыкой»?
— Почему в конце автор написал про зарю и сад, засыпанный цветами мокрого снега?
Очень важно учащимся знать о средствах выразительности речи, которые окрашивают речь, придают выразительность, эмоциональную окраску, о том, что писатели и поэты используют художественный стиль и разные литературные приемы в создании художественных произведений.
Как можно провести работу в данной ситуации? Знакомство с олицетворением и сравнением. Читая стихотворение, нужно воспользоваться проблемными вопросами.
Например, « Поёт зима, аукает , мохнатый лес баюкает ». Может ли лес баюкать , а зима аукать ? Река уснуть , а солнце жить в небе? Нет, конечно. Это — олицетворение, т. е. литературный прием, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам. И дальше идёт разъяснение о том, что олицетворение служит в речи для создания яркого образа и передает настроение героя. Сравнения выражаются при помощи союзов как, будто, точно, словно, как бы и др. в сравнении всегда упоминаются оба сравниваемых предмета. Например, «как белые постели, легли снега, радость ползет улиткой, бежал со скоростью ветра, закричал по-звериному, словно золотые монетки» [3].
Ни для кого не секрет, что владение речью является залогом успеха во многих областях и сферах нашей жизни. Дети нередко терпят неудачи в учебе, общении и в конечном итоге, в жизни вовсе не потому, что они глупы, бездарны, а оттого, что ни школа, ни родители не позаботились о должном развитии речи. Задача развития речи ребёнка предполагает постепенное и качественное формирование навыков аудирования, говорения, чтения, письма, которые тесно взаимодействуют друг с другом.
Научить детей заниматься активной деятельностью в один миг — это неразумно и невозможно. Для этого следует тщательно подготовить план и в первую очередь надо подготовить почву, механическую базу запоминания. Без этой базы невозможно поминание, без понимания — анализ, синтез … И таким образом продолжаются логически построенные задания от простого к сложному.
Как научить детей читать быстро, выразительно и в то же время сознательно?
Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении.
Традиционно чтение понимается как процесс, контролирующий скорость чтения подсчетом слов, прочитанных за одну минуту. Такой подход не отражает современной точки зрения на процесс чтения, который в международных исследованиях и системах оценивания трактуется как грамотность чтения. Грамотность чтения подразумевает понимание, использование и анализ текста для развития знаний и потенциала человека, но не скорочтение.
Чтение не является навыком, имеющим одно измерение, оно интерактивно, поэтому грамотность чтения не может быть представлена одной шкалой. Обновленной программой рекомендованы формы чтения: совместное и руководимое (направленное).
Как совершенствовать работу над текстом? Единых требований нет. Для совершенствования навыков работы с текстом прежде всего необходимо исходить из того, что текст создает хорошие условия для внедрения коммуникативных стратегий обучения. Задания активного характера, не допускающие простого механического запоминания, помогают повышению интереса и созданию активного вовлечения всех. Эффективно использовать текстовые упражнения, творческие задания в интеграции с активными стратегиями обучения и обязательно к ним продумать формативное оценивание, что в итоге может обеспечить полноценное комплексное обучение.
Предтекстовая работа не только должна помогать освоению текста, но и поддерживать развитие навыков слушания. Следует развивать у учащихся умение прогнозировать событие текста. С этой целью можно использовать следующие методические приемы: читать по абзацам или аудиозапись предлагать по частям для проведения беседы с прогнозированием текста. Для снятия лексических трудностей обеспечить письменную подсказку, вопросы для обсуждения. Просмотр видеофильмов эффективно влияет на восприятие материала учащимися, но обязательно нужно сопровождать просмотр комментариями или постановкой вопросов. Все предтекстовые задания направлены на развитие слухового восприятия, языковой догадки, расширение интеллектуального кругозора учащихся, обогащение их словарного запаса.
Внутритекстовая работа охватывает развитие навыков чтения, письма и говорения. Система вопросов помогает глубже изучать содержание текста, в том случае, если будет организовано совместное обсуждение ответов в парах. Не понимая смысла содержания текста, невозможно запомнить, тем более пересказывать. Необходимо предусматривать различные методы и приемы: направленное чтение, заполнение концептуальных карт или таблиц, создание текстов с использованием различных графических органайзеров (роль на стене, газетная статья), вопросно-ответные упражнения, и т. п. Использование таких приемов способствуют неоднократному обращению к тексту и упрощает осознание основной мысли текста. Концептуальные таблицы помогают делать рассуждение о событиях, поступках героев в тексте.
Послетекстовая работа должна отслеживаться с позиции целеполагания. Постановка интерпретирующих вопросов в виде фактического ответа в тексте требует от учащихся сообразительности, умения творчески мыслить, развивает навыки обработки материала. Данный подход помогает создавать тексты с творческими дополнениями, рассматривать содержание с разных позиций. При воспроизведении текста учащиеся могут испытывать значительные затруднения, но приемы активного обучения всегда поддерживают обучение, обогащают словарный запас, учат работать над синтаксическими структурами.
Каждый из элементов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется, отрабатывается посредством упражнений и переходит в умение, постепенно поднимается на уровень навыка, то есть функционирует с легкостью без напряжения. В целом навык чтения складывается из двух сторон — смысловой, которая обеспечивается процессом понимания читаемого, и технической, подчиненной первой и обслуживающей ее.
Ведущее место в этом комплексе занимает смысловая сторона чтения — это совокупное понимание читающим:
— значения слов, употребленных в прямом и переносном смысле;
— содержания каждого предложения;
— содержания и смысла отдельных частей текста;
— основного смысла всего содержания текста.
При оценке глубины и уровня осознанности прочитанного текста учитель проверяет понимание содержания текста (обстановка, действующие лица, диалог, значения слов и т. д.) и идейного смысла произведения (что хотел сказать автор).
Техническая сторона (техники чтения) включает в себя все компоненты навыка чтения: способ чтения, правильность, выразительность, скорость чтения. Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности.
Способ чтения — важный компонент техники чтения, который влияет на другие ее стороны. Непродуктивный способ чтения: чтение без анализа на механическое запоминание. Продуктивный способ чтения: осмысление текста или отдельных частей с помощью вопросов для понимания, анализа и синтеза, обобщения и т. д. Судить о навыке чтения только по одной какой-то его стороне неправильно и неполно. Чаще судят только по скорости чтения. Процесс совершенствования техники чтения очень трудный. [3, c. 4].
Нижеследующие методы очень эффективны в формировании коммуникативных навыков, которые в дальнейшем могут стать основой для совершенствования более серьезных умений и навыков.
Подготовленный разговор . Задание поощряет учащихся развивать уверенность в себе, языковые навыки, предоставляя им время и возможность делать ошибки и учиться на них в более личной обстановке, а не перед всем классом. Каждый должен подготовить небольшой разговор по прочитанному тексту. Важно не только то, что они говорят, но и то, как они говорят. Выступление можно подготовить в виде информаций, убеждения, совета, инструкций, рекламы и др.
Сидение в тишине . В данном случае под «тишиной» понимается «умственная тишина», спокойное созерцание мира. Специальные исследования показали, что «сидение в тишине» и настрой на позитивные мысли ведут к уравновешенности, самоконтролю, помогают успокоить ум, сделать его ясным. В результате становится возможным извлечь любую информацию, которая находится внутри нас. Многолетний опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании ученика принадлежит методам духовного познания.
« Портреты-характеристики ». Цель таких игр — развивать интерес к человеку как к ценности. Методика игры проста: ребятам предлагается портрет или фото и задаются вопросы: Каково ваше первое впечатление? Вглядитесь в выражение лица этого человека. Обратите внимание на его одежду, позу. Что можно сказать о его характере, роде занятий, образовании. Общительный ли он или нет?
С другой стороны, учебный текст может действительно стать основой для создания не искусственной, а полноценной естественной речевой среды при соблюдении некоторых условий: работа с текстом должна включать монолог, диалог, полилог, т. е. каждый ученик должен стать активным участником коммуникаций. Например, для монолога можно предложить стратегии: «Я думаю так…», «Сюжет в моих глазах», «Мой выбор и моё предложение», и т. д. Для диалогической беседы вполне соответствуют стратегии: «Волшебное зеркало», «Диалоговое окно», «Знаешь ли это …?», «Обсуди и говори», «Ты мне, а я тебе», «Вопросы и ответы», «Аллея мнений», «Интервью», «Звонок на радио», «Дебаты», «Блестящие идеи» и т. д.
Для полилога очень удобны применение сказок на трех языках, вне зависимости от класса, можно использовать на уроках инсценирование разных сказок на русском языке, а отдельные моменты можно повторять на английском языке. Метод физического реагирования способствует общему раскрепощению и помогает развитию познавательных способностей: внимания, памяти, мышления, говорения, интерпретации.
Внедрение изменений в процесс преподавания и обучения предъявляет высокое требование к учителю. Он, прежде всего, должен хорошо владеть теорией конструктивистского обучения. Деятельность учащихся должна находиться под наблюдением учителя. Формирование умений педагогического контроля за учащимися в процессе обучения не так уж просто, именно поэтому требует времени и специальных усилий.
Учитель с профессиональными навыками педагогического наблюдения должен уметь определять, какие стратегии и виды формативного оценивания применять для осмысленного понимания, анализ, интерпретации. Особое внимание следует обратить на развитие умений разрешения проблем, выбора стратегий, методов для выполнения заданий. Такая форма обучения требует особых усилий в организационных, методических, технологических аспектах образования.
Какие результаты приносят введенные учителями изменения в учебную деятельность?
— учащиеся обретают навыки работы в группе: слушать и слышать друг друга, принимать единое решение;
— распределять роли в группе, уважать мнение каждого;
— самостоятельно добывать знания, аргументировано оценивать себя и своих сверстников;
— определять свои пробелы в знаниях и т. п.
Урок русского языка будет интересным, увлекательным, содержательным и системным тогда, когда учитель научится планировать урок по всем предъявляемым к нему требованиям с учетом определенного класса, уровня познавательных возможностей, специальных навыков, учебных умений и т. п.
«Ничто не изменится, пока ты сам это не изменишь. Там, где нет перемен и необходимости в переменах, разум погибает» , — говорил Г. Уэллс и это правда, в этом стремительно меняющемся мире учителя должны не переставать развиваться, совершенствоваться, меняться.
Литература:
- РДУ. Образовательная программа курсов ПК педагогических кадров по предмету «Русский язык и литература» в школах с казахским языком обучения. ЦПМ, АОО «НИШ», Астана, 2016. — 56с.
- Лободина Н. В. В помощь преподавателю начальной школы. Чтение 1–4 классы. Тексты для проверки техники и выразительности чтения. — Волгоград «Учитель», 2011, 94с.
- Антонова Е. С. «Тайна текста» и секреты методики» // Русский язык в школе. 2002, № 2.