Роль курса «Общее языкознание» в профессиональной подготовке учителей-филологов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Имаханова, А. А. Роль курса «Общее языкознание» в профессиональной подготовке учителей-филологов / А. А. Имаханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52.1 (551.1). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121097/ (дата обращения: 18.01.2025).



Статья посвящена основным аспектам изучения курса «Общее языкознание» при реализации в вузе образовательных программ по подготовке учителей-филологов.

Ключевые слова: лингвистика, концепция, язык, теория языкознания, персоналия, педагогическая деятельность.

The article is devoted to the main aspects of studying the course «General Linguistics» in the implementation of educational programs for the training of teachers-philologists at the university.

Keywords: linguistics, concept, language, theory of linguistics, personalities, pedagogical activity.

Современное педагогическое образование характеризуется поиском оптимальных методов и приемов преподавания, нацеленных на повышение качества подготовки специалистов, способных мобилизовать свой внутренний и внешний потенциал для решения задач, возникающих в ходе осуществления педагогической деятельности.

Для будущих учителей-филологов важным в их профессиональной педагогической деятельности является не просто приобретенный ими определенный объем знаний, умений и навыков по предмету, но и его способность свободно ориентироваться в огромном потоке научной информации, умение принимать научно обоснованные нестандартные решения профессиональных задач, творчески осмысливать информацию с позиций ее эффективности и значимости для образовательных целей. «Современному специалисту необходимо не только практическое владение языком, не только знание совокупности фактов изучаемых языков как идеальному билингву, но и понимание механизмов действия языка –социальных, психологических (в их социолингвистических и психолингвистических преломлениях) и собственно лингвистических факторов» [1].

Выпускник-филолог педагогических ОП должен владеть знаниями о структуре языка, основных единицах языка и речи, о связи подсистем языка, о соотношении лингвистических и экстралингвистических факторов в процессе формирования речевых навыков, знать основные функции языка, владеть приемами языкового анализа и т. д. Вместе с тем для будущего учителя-филолога важно знание основных этапов развития лингвистической науки, доминирующих концепций, направлений, особенностей различных научно-лингвистических парадигм (сравнительно-исторической, системно-структурной, антропоцентрической).

Понимание сущности языка как общественного явления, его тесной связи с мышлением, культурой и развитием общества, осознание различий между языком как инструментом познания мира и речью как способом его осмысления, различные подходы к исследованию языка, несомненно, способствуют повышению и сохранению учебной мотивации студентов, усилению их познавательной активности, а также активному развитию собственно лингвистической подготовки студентов.

Данные образовательные задачи находят свое решение при изучении курса «Общее языкознание». Анализ организационно-методической литературы показывает, что данный курс представлен в рабочих учебных планах ОП, ведущих подготовку учителей русского, казахского, иностранного языков. При этом курс традиционно изучается на выпускных курсах и является завершающим этапом изучения лингвистических дисциплин. Цель курса — систематизация, обобщение лингвистических знаний студентов, полученных ими на протяжении всего периода обучения в вузе. Она предусматривает ознакомление студентов с основными теоретическими проблемами науки о языке, доминирующими лингвистическими направлениями и школами в современном языкознании. В ходе освоения курса студенты знакомятся с крупными лингвистическими персоналиями древности и современности, их основными трудами. Курс условно разбит на два модуля: 1. История лингвистических учений. 2. Теория языкознания. Современные лингвистические концепции.

При изучении тем первого модуля студенты знакомятся с периодизацией развития науки о языке. На лекционных и практических занятиях рассматриваются основные предпосылки развития лингвистической науки в древности, в частности, языковедческие традиции индийского, европейского языкознания. Студенты готовят информацию по темам «Арабская лингвистическая традиция», «Развитие лингвистической мысли в Китае».

Поскольку курс носит в основном теоретический характер, большое внимание уделяется сопоставительному аспекту изучения материала. В частности, анализируются причины, условия, концепции возникновения и развития лингвистической науки в разных странах, обосновываются общие «точки соприкосновения» культур и мнений, а также различия в их интерпретации и обосновании. У студентов вызывают интерес чисто практические аспекты изучения материала. Например, абсолютные языковые универсалии, сопоставление санскрита с различными европейскими языками, состав и происхождение падежей в их исторической взаимосвязи. На занятиях в качестве материала используются данные различных языков (русского, чешского, болгарского, арабского, китайского и т. д.), поскольку сам курс акцентирует внимание на тенденциях развития мирового языкознания. Также, студенты знакомятся с основными проблемами науки о языке (о соотношении языка и общества, языка и мышления, языка и истории, культуры; взаимодействие языков и закономерности их развития и т. д.); рассматривают проблемы внутреннего устройства языка (подсистемы различных рангов, их специфика и соотношение и т. д.), анализируют типы языковых связей и значений, известных лингвистике. Рассматривая спорные вопросы современной лингвистики, студенты обсуждают, например, надо ли рассматривать словообразовательный строй языка как составную часть грамматического строя; анализируют различные подходы к проблеме полисемии слова в ее диахроническом и синхроническом аспектах, сопоставляют различные признаки, положенные в основу номинации тех или иных понятий в разноструктурных языках и т. д.

Темы второго модуля ориентированы на рассмотрение актуальных вопросов «внешней лингвистики». Знакомясь с различными теориями в этой области мирового языкознания, студенты самостоятельно готовят презентации по междометной теории, звукоподражательной, анализируют теорию социального договора А. Смита, проводят параллель с древним спором «тезеистов» и «фюзеистов» «о природе слов».

При анализе научных концепций выдающихся лингвистических персоналий прошлого (В. Фон Гумбольдт, Ф. де Соссюр, Ш. Балли, М. Ломоносов, Г. Штейнталь, В. Вундт, А. Шлейхер и др.) студенты приходят к выводу, что основные положения концепций этих ученых находят свое отражение и развитие в современных лингвистических школах и направлениях, При рассмотрении проблем соотношения языка с различными внешними факторами проводится параллель с идеей Ф. де Соссюра о разграничении внутренней и внешней лингвистики, рассматриваются основные положения его теории. Ф. де Соссюра критиковали за то, что он, сосредоточившись на внутренней лингвистике, полностью игнорировал внешнюю лингвистику. Студенты, анализируя лингвистическую концепцию Ф. де Соссюра, самостоятельно приходят к выводу, что ученый признавал и внешнюю лингвистику. Однако больше выдающийся лингвист «любил внутреннюю», она была ближе для его исследований. И вполне закономерно, что Ф. де Соссюр считается основоположником, «отцом» структурной лингвистики.

При изучении различных лингвистических теорий, концепций мирового языкознания внимание студентов также обращается на их «преломление» в русском и тюркском языкознании. На занятиях рассматривается вклад М. Ломоносова, А. Востокова, Б. де Куртенэ, Ф. Фортунатова, А. Шахматова, В. Виноградова и др. российских языковедов в мировую лингвистическую науку. Отдельное занятие посвящается развитию тюркологии, которая рассматривается как «комплекс гуманитарных дисциплин, изучающих языки, историю, литературу, фольклор, культуру народов, говорящих на тюркских языках». В рамках данной темы студенты знакомятся с трудами ученых–тюркологов, как М. Кашгари, Н. Ильминского, В. Радлова, В. Бартольда и др., с первыми грамматиками тюркских языков и т. д.

Несомненно, не остается вне поля зрения языкознание XX века, включающее разные школы и направления, различные аспекты, проблемы и методики. Так, рассматриваются предпосылки возникновения и развития структурализма, концепция Пражской лингвистической школы (функциональная лингвистика). Уделяется внимание основным лингвистическим направлениям американского языкознания (дескриптивная (дистрибутивная) лингвистика, трансформационная методика, генеративная лингвистика Н. Хомскогои т. д.). Отмечается, что языкознание начала XXI века смещает акцент своего внимания в изучении языка с самого языка на человека в языке, принимая позицию языка как связующего звена между психической и общественно-культурной жизнью «Язык рассматривается как многомерное явление» [2, с. 2]. Студенты знакомятся с основными лингвистическими направлениями современности (когнитивная лингвистика, лингвокультурология, социолингвистика, этнолингвистика и т. д.), самостоятельно подбирают материал, иллюстрирующий основные принципы, положения данных направлений, при усвоении базовых терминов (концепт, лингвокультурема и т. д.) работают со специальными словарями, проводят сопоставительный анализ языковой репрезентации концептов в различных языках и т. д.

Такая организация учебных занятий направлена на расширение и углубление фундаментальных знаний студентов в области языкознания, на развитие у них навыков самостоятельного поиска необходимой научной информации, ее грамотного отбора и структурирования, сопоставления сведений, в том числе в диахроническом и синхроническом ключе, умения находить общее «универсальное», «абсолютное», и «частное» в развитии той или иной языковой системы, определять ее место в общей лингвистической карте мира и т. д. Студенты осознают тесную связь языкознания с другими науками. Знание концепций развития гуманитарных и общественных наук позволяет им пользоваться методами этих наук в различных сферах будущей профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Пузырева О. И. Система общелингвистической подготовки студентов гуманитарного вуза//Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2014. — № S8. — С. 41–45. — URL: http://e-koncept.ru/2014/14602.htm.
  2. Маслова В. А. Лингвокультурология. Учебное пособие. Для студентов высших учебных заведений. М., 2001.
  3. Шадрина М. Г. Место и роль лингвистической компоненты в профессиональной подготовке будущих специалистов// https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-lingvisticheskoy-komponenty-v-professinalnoy-podgotovke-buduschih-spetsialistov/viewer
Основные термины (генерируются автоматически): язык, студент, внешняя лингвистика, лингвистическая наука, мировое языкознание, концепция, курс, направление, педагогическая деятельность, теория языкознания.


Ключевые слова

язык, Педагогическая деятельность, концепция, лингвистика, теория языкознания, персоналия

Похожие статьи

Задать вопрос