Преподавание русского языка и литературы в группах с государственным языком обучения в условиях цифровизации образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сейсенбаева, А. Т. Преподавание русского языка и литературы в группах с государственным языком обучения в условиях цифровизации образования / А. Т. Сейсенбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52.1 (551.1). — С. 50-55. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121125/ (дата обращения: 18.01.2025).



В статье показаны платформы и приложения, применяемые на уроках русского языка и литературы в группах с государственным языком обучения, активизирующие деятельность студентов, делающие уроки вовлекающими и эффективными. За счет использования IT-технологий для студентов, предпочитающих работать самостоятельно и учиться в процессе, становится возможным эффективное обучение.

Ключевые слова : цифровизация образования, эффективное обучение, качество образования, активно взаимодействовать, самостоятельное обучение, командная работа, дифференцированные задания, индивидуальные потребности.

The article shows the platforms and applications used in Russian language and literature lessons in groups with the state language of instruction, activating students' activities, making lessons engaging and effective. Through the use of IT technologies, effective learning becomes possible for students who prefer to work independently and learn in the process.

Keywords: digitalization of education, effective learning, quality of education, actively interact, independent learning, teamwork, differentiated tasks, individual needs.

Цифровизация профессионального образования привнесла множество преимуществ, сделав обучение более гибким, доступным и эффективным. С развитием технологий этот процесс будет продолжаться, открывая новые возможности для улучшения качества образования и подготовки специалистов к требованиям современного рынка труда [1, с. 3].

На уроках русского языка и литературы можно использовать цифровые технологии для обогащения образовательного процесса. Работая преподавателем русского языка и литературы в Жамбылском гуманитарном высшем колледже имени Абая в группах с государственным языком обучения, в целях создания мотивации, привлечения интереса к предмету, повышения качества образования, экономии времени, эффективности, формирования универсальных навыков студентов на своих занятиях применяю информационно — коммуникационные технологии.

Одним из основных способов цифровизации профессионального образования является использование электронных образовательных платформ. Эти платформы позволяют обучающимся получать доступ к обучающему контенту в любое удобное время и из любого места. Такой подход делает процесс обучения более гибким и доступным для широкой аудитории. (Рис. 1) http://surl.li/qaaeh

Страница learningapps.

Рис. 1. Страница learningapps.

Вместе с традиционными учебниками в целях организации устной, письменной и творческой работы на занятиях, оказания помощи студентам сориентироваться в предметном материале, а также самостоятельно определить степень его усвоения, проверить знание лексических норм использую учебно-методическое пособие (электронный формат), включающее упражнения с разнообразными по характеру заданиями, дифференцированные задания, тренировочные и повторительные упражнения, которые способствуют закреплению навыков и умений письменной речи, развитию коммуникативных компетенций. Система заданий и упражнений рассчитана на разноуровневый подход к обучению. (Рис. 2). http://surl.li/qaadx

Примерные задания пособия

Рис. 2. Примерные задания пособия

Использование цифровых технологий в учебном процессе позволяет студентам применять свои навыки чтения, письма, говорения и аудирования в реальных сценариях, способствуя их практическому применению. Создание интерактивных упражнений и тестов на платформах, таких как Google Forms или других онлайн-сервисах, способствует развитию критического мышления и логики обучающихся. Это предоставляет студентам возможность выполнять задания как на уроке, так и в качестве домашнего задания, самостоятельно проверять свои знания и получать обратную связь. К примеру, в приложении wordwall (http://surl.li/dvwuw) предлагаю упражнения на сортировку слов, терминов, портретов писателей и т. д. с автоматической проверкой, а «мозговой штурм» или выстроить логику сюжета произведения можно проводить с Padlet доской. (Рис. 3, 4) http://surl.li/qaack

C:\Users\777\Desktop\23-24 САТ\Ташкент-23\3.png

C:\Users\777\Desktop\23-24 САТ\Ташкент-23\4.png

Рис 3. Задание на wordwall

Рис 4. Padlet страница

Для активизации словарного запаса можно использовать различные браузерные игры со словами. http://surl.li/qdcvt, http://surl.li/qdcvl (Рис. 5, 6)

C:\Users\777\Desktop\23-24 САТ\Ташкент-23\9.png

C:\Users\777\Desktop\23-24 САТ\Ташкент-23\10.png

Рис. 5. Онлайн-опрос на liveworksheets

Рис. 6. Задания на wizer.me

Преподаватель имеет возможность использовать разнообразные видеоуроки и аудиоматериалы с различными акцентами для развития у студентов навыков восприятия и понимания устной речи на русском языке. Эти материалы представлены в различных форматах и могут быть адаптированы под разные уровни языковой подготовки, что позволяет настраивать обучение с учетом индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Например, можно использовать видео с русскоязычными интервью для обучения студентов аутентичной устной речи. (Рис. 7) http://surl.li/qaack

Видеоинтервью на русском языке

Рис. 7. Видеоинтервью на русском языке

Использование видеоуроков и аудиоматериалов помогает студентам развивать навыки восприятия и понимания устной и письменной речи на русском языке. Так, во время дистанционного обучения применяла видеоуроки, созданные за время карантина, но активные и сейчас (Рис. 8) http://surl.li/qaabr (мой видеоурок «Второстепенные члены предложения»)

Видеоурок преподавателя

Рис. 8. Видеоурок преподавателя

Эти образовательные приложения могут служить дополнительным инструментом на уроках русского языка, способствуя углублению знаний и улучшению навыков студентов, а также стимулируя их мотивацию к изучению языка. Приведенные примеры демонстрируют, как цифровые технологии могут быть интегрированы в учебный процесс русского языка не только для обогащения уроков и улучшения обучения студентов, но и для применения ими во время производственной практики и в процессе обучения. Например, приложение Canva предоставляет информацию о возможностях работы с проектами и позволяет создавать разнообразные презентации прямо в браузере, без необходимости устанавливать дополнительное программное обеспечение на компьютер. Студенты быстро осваивают цифровые технологии и с увлечением применяют их при работе. (Рис. 9) http://surl.li/qaabc

Презентация студента 1 курса

Рис. 9. Презентация студента 1 курса

Эти стратегии способствуют повышению интереса и эффективности уроков русского языка и литературы, а также готовят студентов к интегрированному использованию цифровых технологий в их будущей профессиональной сфере деятельности.

С развитием виртуальной и дополненной реальности в профессиональном образовании появились новые возможности для более интерактивного и практического обучения. С использованием вышеуказанных технологий студенты могут претворяться в реалистичных симуляциях, что способствует повышению их уровня подготовки к реальным рабочим ситуациям. В данном контексте реализуются принципы визуализации, метапредметности, групповой деятельности и интеграции технологий.

В контексте литературных занятий, для полного усвоения задумки автора и характеров главных персонажей, требуется проведение детальной и кропотливой аналитической работы. Однако, насколько это деятельность привлекательна для студентов, является объектом сомнения. В связи с этим, каждый раз при подходе к анализу художественного произведения, разрабатываются методы использования интересных заданий, призванных придать новые аспекты малопривлекательным аспектам учебной работы. (Рис. 10) https://www.iqfun.ru/quiz/konkurs0018.shtml

Онлайн-викторина сайта http://www.iqfun.ru/

Рис. 10. Онлайн-викторина сайта http://www.iqfun.ru/

Таким образом, я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.

Литература:

1. Андрюхина Л. М. Цифровизация профессионального образования: перспективы и барьеры- 2020г.

2. Осин А. В. ЭОР нового поколения-2011г

3. Платформа Google Forms

4. Приложение learningapps

5. Платформа wordwall

6. Pudlett доска

7. Приложение Canva

8. Сайт https://www.iqfun.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, профессиональное образование, процесс обучения, студент, урок, государственный язык обучения, задание, письменная речь, учебный процесс, эффективное обучение.


Похожие статьи

Задать вопрос