В статье автор рассматривает особенности комплексной оценки экономической эффективности предприятия розничной торговли и описывает разработанную методику оценки на примере конкретного предприятия торговли.
Ключевые слова: экономическая эффективность, розничная торговля, комплексная оценка.
Экономическая эффективность является ключевым показателем для оценки работы любого коммерческого предприятия, особенно предприятия розничной торговли, так как эта сфера экономической деятельности характеризуется большими объемами разнообразных экономический операций, высокой конкуренцией и постоянно меняющимися предпочтениями покупателей. Поэтому наличие четкой и обоснованной системы оценки экономической эффективности деятельности предприятия, учитывающей особенности розничной торговли является необходимым.
Понятие экономической эффективности определяется как соотношение полученных результатов (таких как выручка, прибыль, товарооборот, количество покупателей и так далее) к затраченным ресурсам (затраты на производство, труд, финансовые ресурсы и т. д.) [1]. Комплексная оценка экономической эффективности включает анализ множества показателей и подразумевает учет множества факторов, влияющих на результаты торговой деятельности предприятия.
При этом существуют достаточно методик, которые можно применять для оценки различных направлений деятельности торгового предприятия. Так, финансовый анализ, в том числе горизонтальный и вертикальный анализ, расчет различных финансовых коэффициентов, помогает сравнивать данные за несколько периодов и оценивать структуру доходов и расходов. Расчет показателей товарооборота позволяет оценить эффективность торговой деятельности, а SWOT-анализ помогает проанализировать сильные и слабые стороны деятельности предприятия в целом. Бенчмаркинг, или сравнительный анализ ключевых показателей с аналогичными показателями конкурентов или средних показателей по отрасли, позволяет выявить проблемные зоны в сравнении с рынком. Но комплексных методик, позволяющих оценить наиболее важные сферы экономической деятельности розничного торгового предприятия не так много, и не все их них учитывают специфику розницы. Поэтому была разработана авторская методика комплексной оценки экономической эффективности предприятия розничной торговли.
Проведенный анализ научной литературы позволил выявить четыре основных сферы экономической деятельности наиболее сильно влияющих на результат экономической деятельности розничного торгового предприятия:
– непосредственно торговая деятельность;
– управление трудовыми ресурсами;
– управление финансовыми и материальными ресурсами;
– рентабельность.
В соответствии с указанными сферами деятельности были подобраны показатели оценки. Причем оценка проводится в три этапа:
– расчет и анализ абсолютных показателей оценки;
– перевод абсолютных показателей в относительные;
– расчет комплексного показателя экономической эффективности.
Так, на первом этапе оценки рассчитываются следующие показатели (таблица 1).
Таблица 1
Показатели комплексной оценки экономической эффективности предприятия розничной торговли
Критерий |
Частные показатели |
1. Критерий эффективности торговой деятельности |
1.1 Продажи с квадратного метра 1.2 Скорость товарооборота 1.3 Конверсия 1.4 Средний чек 1.5 Возврат товара |
2. Критерий эффективности управления трудовыми ресурсами |
2.1 Товарооборот на одного работника 2.2 Зарплатоемкость 2.3 Рентабельность персонала |
3. Критерий эффективности управления финансовыми и материальными ресурсами |
3.1 Коэффициент абсолютной ликвидности 3.2 Коэффициент быстрой ликвидности 3.3 Коэффициент текущей ликвидности 3.4 Коэффициент восстановления платежеспособности 3.5 Коэффициент финансовой зависимости 3.6 Коэффициент автономии (независимости) 3.7 Коэффициент текущей задолженности 3.8 Коэффициент финансовой устойчивости 3.9 Длительность одного оборота средств предприятия |
4. Критерий результативности экономической деятельности |
4.1 Рентабельность активов 4.2 Рентабельность собственного капитала 4.3 Рентабельность основной деятельности 4.4 Рентабельность деятельность по прибыли от продаж 4.5 Рентабельность деятельности по чистой прибыли |
На втором этапе с целью приведения показателей к единообразию, которое позволит рассчитать единый комплексный показатель проводится перевод показателей в относительные величины. Для перевода показателей в относительные величины использовали формулу 1–2.
(1)
(2)
где, – i-ый относительный показатель эффективности
— оцениваемый показатель эффективности;
— база для сравнения.
В качестве базы для сравнения используются показатели в базисном году. Формула 1 используется в оценке показателей, где закономерность изменения показателя соответствует правилу, чем выше, тем лучше. Формула 2 используется в оценке показателей, где закономерность изменения показателя соответствует правилу, чем меньше, тем лучше.
Далее по каждому разделу рассчитывается частный критерий эффективности, по следующей формуле:
(3)
где, P i — оцениваемый частный критерий эффективности;
— сумма значений показателей каждого частного критерия;
n — количество показателей в оценке.
На третьем этапе проводится расчет и анализ комплексного показателя экономической эффективности предприятия розничной торговли.
Расчет комплексного/группового показателя эффективности розничного торгового предприятия производили по формуле:
(4)
где, К — комплексный показатель эффективности предприятия розничной торговли.
Р 1 , Р 2 , Р 3 , Р 4 — частные критерии эффективности.
С целью апробации методики на практики была проведена оценка экономической эффективности ООО «КРАЙС» г. Волгоград. Анализ был проведен за пять последних лет (2019–2023 годы), в качестве базового выступал 2018 год.
Динамика и соотношение рассчитанных критериев эффективности деятельности ООО «КРАЙС» по разным направлениям представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика критериев эффективности деятельности ООО «КРАЙС» в 2019–2023 гг.
Как видно из представленного рисунка, динамика изучаемых критериев эффективности деятельности ООО «КРАЙС» не равномерна. Наилучшие показатели показала эффективность торговой деятельности, обусловленная сокращением торговых площадей, за счет чего вырос товарооборот с одного квадратного метра и прочие показатели, завязанные на объемы торговых площадей. Эффективность управления трудовыми ресурсами изменилась незначительно, хотя в 2020 году отмечен явный провал критерия. Эффективность управления финансовыми ресурсами имеет постоянную тенденцию к ухудшению, ликвидность, платежеспособность и финансовая устойчивость сокращаются. Наиболее плохо показало себя управление экономическими результатами, рентабельности деятельности ООО «КРАЙС» очень низкая, особенно для торговой отрасли, а в 2020 и 2021 году, управление экономическими результатами было не эффективным, предприятие несло убытки.
Далее с целью формирования комплексного вывода об экономической эффективности ООО «КРАЙС» в соответствии с разработанной методикой был рассчитан общий показатель, динамика которого представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Оценка динамики экономической эффективности предприятия розничной торговли ООО «КРАЙС» в 2019–2023 гг.
Таким образом, предложенная методика комплексной оценки эффективности предприятия розничной торговли три этапа: расчет и анализ абсолютных показателей, перевод абсолютных показателей в относительные, расчет и анализ комплексного показателя эффективности предприятия розничной торговли. При этом оцениваются четыре основные составляющие эффективности деятельности торгового предприятия: эффективность торговой деятельности (5 показателей и один общий критерий), эффективность управления трудовыми ресурсами (3 показателя и один общий критерий), эффективность управления финансовыми ресурсами (9 показателей и один общий критерий), результативность экономической деятельности (5 показателей и один общий критерий). В результате применения методики в итоге рассчитывается единый комплексный показатель экономической эффективности предприятия розничной торговли. Проведение по предложенной методике комплексной оценки эффективности экономической деятельности позволило выявить динамику изменения экономического состояния предприятия и основные проблемы деятельности.
Литература:
- Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: учебник. — М.: Инфра-М, 2022. — 352 с.