Агрессивность как фактор профессионального выгорания у продавцов бытовой химии и косметики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (551) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 25.12.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Стрекалова, О. М. Агрессивность как фактор профессионального выгорания у продавцов бытовой химии и косметики / О. М. Стрекалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 207-210. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121140/ (дата обращения: 02.04.2025).



Исследование агрессивности как фактора профессионального выгорания у продавцов бытовой химии и косметики является актуальным в связи с тем, что эти специалисты работают в условиях повышенной конкуренции, постоянного стресса и необходимости соблюдения высоких стандартов обслуживания. Понимание влияния агрессивности на профессиональное выгорание позволит разработать эффективные меры по предотвращению данного явления и повышению уровня удовлетворенности работой у продавцов, что, в свою очередь, будет способствовать повышению качества обслуживания клиентов и увеличению прибыли компаний.

Ключевые слова: агрессивность, агрессия, профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание, выгорание.

The study of aggressiveness as a factor of professional burnout among sellers of household chemicals and cosmetics is relevant due to the fact that these specialists work in conditions of increased competition, constant stress and the need to comply with high standards of service. Understanding the impact of aggressiveness on professional burnout will allow us to develop effective measures to prevent this phenomenon and increase the level of job satisfaction among sellers, which, in turn, will contribute to improving the quality of customer service and increasing company profits.

Keywords: aggressiveness, aggression, professional burnout, emotional burnout, burnout.

В работе большое внимание уделяется двум основным понятиям: стрессоустойчивость и профессиональное выгорание.

По определению А. А. Реана, агрессивность — это готовность к агрессивным действиям в отношении другого человека, которую обеспечивает готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом. Агрессивность как личностная черта входит в группу таких качеств, как враждебность, обидчивость, недоброжелательность и т. д. В связи с этим А. А. Реан выделяет потенциально агрессивное восприятие и потенциально агрессивную интерпретацию как устойчивую личностную особенность мировосприятия и миропонимания.

Е. П. Ильина, агрессивность — это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации.

По Р. С. Немову, агрессивность трактуется как враждебность — это поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением нанести ущерб, причинить им неприятности [1].

Профессиональное выгорание и эмоциональное выгорание — синонимы и поэтому в нашей работе мы придерживаемся мнению В. В. Бойко, который считал, что «эмоциональное выгорание» представляется в качестве выработанного личностью механизма психологической защиты, который проявляется в виде полного или частичного исключения эмоционального реагирования из-за чрезмерного психотравмирующего воздействия [3].

Е. В. Орел определяет «профессиональное выгорание» как полисистемное образование, которое включено в ряд взаимодействующих систем различных уровней, где базовая система — система профессионального становления личности, в которой формируется и развивается выгорание [2].

В исследовании приняли участие 30 продавцов магазина «Новэкс» в возрасте от 18 до 45 лет, из них все представительницы женского пола, что отражено на рисунке 1.

Характеристика выборки продавцов магазина «Новэкс» по полу (%)

Рис. 1. Характеристика выборки продавцов магазина «Новэкс» по полу (%)

Стаж работниц магазина представлен на рисунке 2.

Характеристика выборки продавцов магазина «Новэкс» по стажу работу (%)

Рис. 2. Характеристика выборки продавцов магазина «Новэкс» по стажу работу (%)

Согласно данным рисунка 2, всех обследованных условно можно разделить на три группы: стаж первой группы выборки был более 1 года — ее составили 67 % выборки, стаж второй группы — более 3 лет — 20 % выборки, стаж третьей группы — более 5 лет — 13 % выборки.

Следовательно, коллектив центра стабилен, подавляющее большинство сотрудников имеют большой стаж работы в данном учреждении.

Испытуемые принадлежат к возрастному периоду от 30–45 лет, данные о возрастном составе выборки представлен на рисунке 3.

Характеристика выборки продавцов магазина «Новэкс» по возрастному составу (%)

Рис. 3. Характеристика выборки продавцов магазина «Новэкс» по возрастному составу (%)

Таким образом, выборка исследования состояла из 30 респондентов женского пола в возрасте от 18до 45 лет, со стажем работы от более 1 до более 5 лет.

Методики, которые использовались в исследовании:

  1. «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач, С. Е. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой);
  2. «Личностная агрессивность и конфликтность» (И. П. Ильин, П. А. Ковалев);
  3. «Уровень легитимизированной агрессии, ЛА-44» (С. Н. Ениколопов, Н. П. Цибульский).

Для выявления агрессивности как фактора профессиаонльного выгорания у продавцов бытовой химии и косметики был использован корреляционный анализ вычисления r-коэффициента К. Пирсона, результаты которого представлены в виде корреляционной плеяды на рисунке 4. Критическое значение коэффициента Пирсона составило r кр. = 0,36, при p≤0,05, r кр. = 0,46, при p≤0,01.

Корреляционная плеяда агрессивности как фактора профессионального выгорания у продавцов бытовой химии и косметики

Рис. 4. Корреляционная плеяда агрессивности как фактора профессионального выгорания у продавцов бытовой химии и косметики

По результатам корреляционного анализа были выявлены значимые связи а именно:

Шкала «Эмоционального истощения» по методике К. Маслач, С. Е. Джексонимеет взаимосвязь со шкалой «Конфликтность» по методике Е. П. Ильина, П. А. Ковалева (r = 0,46при p ≤ 0,05), т. е. чем выше показатели по шкале эмоционального истощения, тем выше показатели конфликтности. Можно предположить, что эмоциональное истощение может быть одним из факторов, способствующих возникновению конфликтов. Возможно, продавцы, испытывающие эмоциональное истощение, становятся более раздражительными и менее терпимыми к негативным ситуациям, что может приводить к конфликтам как на работе, так и в личной жизни.

Корреляционный анализ позволил выявить положительные статистически значимые связи между «Системным индексом перегорания», по методике К. Маслач, С. Е. Джексон с методикой Е. П. Ильина, П. А. Ковалева шкалой «Позитивная агрессия» (r = 0, 36при p ≤ 0,05), т. е. чем выше показатели агрессии, тем выше системный индекс перегорания. Можно предположить, что позитивная агрессия может быть полезным и эффективным способом реализации своих целей и достижения успеха.

Также были выявлены положительные связи между шкалой «Интегральная шкала агрессии» и «Деперсонализация» (r = 0, 57 при p ≤ 0,01), т. е. выше интегральная шкала агрессии, тем выше деперсонализация. Можно предположить, что агрессивное поведение может привести к ухудшению отношений с клиентами, что в свою очередь может вызвать деперсонализацию — чувство отчужденности от себя и других.

Помимо того «Редукция профессиональных достижений» взаимосвязана со шкалой «Конфликтность» (r = 0, 55 при p ≤ 0,01), т. е. чем выше редукция профессиональных достижений, тем выше конфликтность. Можно предположить, что продавцы, у которых снижены профессиональные достижения, могут испытывать более высокую конфликтность из-за неуверенности в себе или стресса, связанного с неудачами в карьере. Обратная связь также может быть возможной, где повышенная конфликтность может привести к снижению профессиональных достижений из-за отвлечения или негативного влияния на работу.

Также шкала «Эмоциональное истощение» взаимосвязана со шкалой «Позитивная агрессия» (r = 0, 55при p ≤ 0,01), т. е. чем выше показатели по шкале эмоциональное истощение, тем выше позитивная агрессия. Можно предположить, что эмоциональное истощение может приводить к накоплению негативных эмоций, которые затем могут выразиться через позитивную агрессию.

Также была выявлена опосредованная положительная связь между шкалой «Негативная агрессия» и «Интегральная шкала агрессии» через шкалу «Деперсонализация» (r = 0, 57при p ≤ 0,01), т. е., чем выше агрессия, тем выше интегральная шкала агрессии. Можно предположить, что деперсонализация может играть определенную роль в формировании общей агрессивности у продавцов. Возможно, что чувство отчуждения от себя и других людей может приводить к усилению агрессивных реакций.

Также была выявлена опосредованная положительная связь между шкалой «Редукция профессиональных достижений» и «Интегральная шкала агрессии» через шкалу «Конфликтность» (r = 0, 37 при p ≤ 0,05), т. е., чем выше редукция профессиональных достижений агрессия, тем выше конфликтность. Можно предположить, что снижение профессиональных достижений могут вызывать негативные эмоции и недовольство, что в свою очередь может привести к агрессивным проявлениям.

Помимо того «Системный индекс перегорания» взаимосвязана с «Интегральной шкалой агрессии» через шкалу «Конфликтность» (r = 0, 37при p ≤ 0,05), т. е. чем выше системный индекс перегорания, тем выше интегральная шкала агрессии. Можно предположить, что высокое перегорание может способствовать увеличению агрессивного поведения продавца. Возможно, эмоциональное и физическое истощение, характерные для состояния перегорания, могут стать катализаторами для проявления агрессии в различных ситуациях.

Также была выявлена опосредованная положительная связь между шкалой «Эмоциональное истощение» и «Интегральная шкала агрессии» через шкалу «Конфликтность» (r = 0, 37 при p ≤ 0,05), т. е., чем выше эмоциональное истощение, тем выше конфликтность. Можно предположить, что увеличение эмоционального истощения у продавцов приводит к повышению конфликтности в их взаимодействии с клиентами и коллегами. Это может быть связано с тем, что эмоциональное истощение снижает способность работников к эмпатии и конструктивному общению, что, в свою очередь, может вызывать напряжение и конфликты в рабочей среде.

Итак, гипотеза поставленная на начальных этапов исследования, о том, что существует значимая взаимосвязь между агрессивностью и профессиональным выгоранием у сотрудников бытовой химии и косметики, а именно: чем выше агрессивность у сотрудников, тем выше профессиональное выгорание подтвердилась

Литература:

  1. Бибикова, Д. А. Причины и способы управления поведением в агрессивных конфликтных ситуациях у сотрудников МЧС РФ / Д. А. Бибикова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 111–114. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112975/ (дата обращения: 23.12.2024).
  2. Козлова, К. В. Понятие «выгорание» в психологии: анализ и обобщение подходов / К. В. Козлова, О. И. Муравьева, Г. С. Корытова. — Текст: электронный // Психологическая газета. — 2022. — 18 дек. — URL: https://psy.su/feed/9316/ (дата обращения: 21.11.2024).– Режим доступа: для авториз пользователей.
  3. Кокорева, Ю. В. Основные причины профессионального выгорания социальных работников и супервизия как метод его профилактики / Ю. В. Кокорева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 165–166. — URL: https://moluch.ru/archive/331/74110/ (дата обращения: 20.10.2024). — Режим доступа: для авториз пользователей.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное выгорание, эмоциональное истощение, шкала, бытовая химия, агрессивность, интегральная шкала агрессии, опосредованная положительная связь, позитивная агрессия, продавец, характеристика выборки продавцов магазина.


Похожие статьи

Управление текучестью персонала на предприятии розничной продажи нефтепродуктов

В условиях высокой конкуренции в сфере розничной продажи нефтепродуктов, удержание ценных кадров становится ключевым фактором успеха. Текучесть персонала в данной отрасли является серьезной проблемой, влияющей на эффективность работы, качество обслуж...

Потеря нейтральности как этического принципа и ее влияние на эффективность психологического консультирования

В статье автор рассматривает важность соблюдения этических и правовых норм в профессиональной деятельности психологов-консультантов. Потеря нейтральности психологом рассматривается как серьезное нарушение, которое может привести к утрате доверия, соп...

Исследование процесса мотивации в организации и разработка путей его совершенствования

Статья посвящена актуальной в настоящее время теме создание эффективной системы мотивации персонала приобретает особую значимость. Связано это, прежде всего, с возрастающей конкуренцией за профессиональные кадры, поскольку высококвалифицированные спе...

Пути повышения эффективности хозяйственной деятельности ООО «АВМ-сервис» (г. Пермь)

Организации торговли и технического сервиса в настоящее время сталкиваются с рядом проблем и вызовов, связанных с изменением потребительского поведения, усилением конкуренции, развитием информационных технологий, экологическими и социальными аспектам...

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Анализ внутренней среды организации общественного питания

Целью статьи является обзор методов, определяющих лояльность сотрудников предприятия общественного питания. Создание и поддержание высокого уровня вовлеченности сотрудников является необходимым условием для каждой успешной организации, так как приве...

Непрерывное педагогическое образование как фактор профессионального развития педагога

В данной статье речь идет о значимости непрерывного педагогического образования для профессионального развития педагога. Анализ материала показывает, что такая форма обучения способствует повышению квалификации, совершенствованию педагогических навык...

Враждебность как психологический феномен

Изучение феномена враждебности имеет важное социальное и психологическое значение. Понимание этого явления помогает обществу и индивидуальным личностям эффективно управлять межличностными конфликтами, предотвращать насилие и способствовать гармоничны...

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Работа с конфликтами и улучшение рабочей атмосферы: управление негативными эмоциями, создание условий для сотрудничества

Данная статья исследует важность работы с конфликтами и улучшения рабочей атмосферы в контексте эффективного управления. Обращается внимание на управление негативными эмоциями и создание условий для сотрудничества как ключевые инструменты для снижени...

Похожие статьи

Управление текучестью персонала на предприятии розничной продажи нефтепродуктов

В условиях высокой конкуренции в сфере розничной продажи нефтепродуктов, удержание ценных кадров становится ключевым фактором успеха. Текучесть персонала в данной отрасли является серьезной проблемой, влияющей на эффективность работы, качество обслуж...

Потеря нейтральности как этического принципа и ее влияние на эффективность психологического консультирования

В статье автор рассматривает важность соблюдения этических и правовых норм в профессиональной деятельности психологов-консультантов. Потеря нейтральности психологом рассматривается как серьезное нарушение, которое может привести к утрате доверия, соп...

Исследование процесса мотивации в организации и разработка путей его совершенствования

Статья посвящена актуальной в настоящее время теме создание эффективной системы мотивации персонала приобретает особую значимость. Связано это, прежде всего, с возрастающей конкуренцией за профессиональные кадры, поскольку высококвалифицированные спе...

Пути повышения эффективности хозяйственной деятельности ООО «АВМ-сервис» (г. Пермь)

Организации торговли и технического сервиса в настоящее время сталкиваются с рядом проблем и вызовов, связанных с изменением потребительского поведения, усилением конкуренции, развитием информационных технологий, экологическими и социальными аспектам...

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Анализ внутренней среды организации общественного питания

Целью статьи является обзор методов, определяющих лояльность сотрудников предприятия общественного питания. Создание и поддержание высокого уровня вовлеченности сотрудников является необходимым условием для каждой успешной организации, так как приве...

Непрерывное педагогическое образование как фактор профессионального развития педагога

В данной статье речь идет о значимости непрерывного педагогического образования для профессионального развития педагога. Анализ материала показывает, что такая форма обучения способствует повышению квалификации, совершенствованию педагогических навык...

Враждебность как психологический феномен

Изучение феномена враждебности имеет важное социальное и психологическое значение. Понимание этого явления помогает обществу и индивидуальным личностям эффективно управлять межличностными конфликтами, предотвращать насилие и способствовать гармоничны...

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Работа с конфликтами и улучшение рабочей атмосферы: управление негативными эмоциями, создание условий для сотрудничества

Данная статья исследует важность работы с конфликтами и улучшения рабочей атмосферы в контексте эффективного управления. Обращается внимание на управление негативными эмоциями и создание условий для сотрудничества как ключевые инструменты для снижени...

Задать вопрос