Статья посвящена роли и значению уроков изобразительного искусства в процессе формирования творческих способностей учащихся. Основное содержание включает в себя презентацию основных методик, техник и средств, которые использует педагог в своей профессиональной деятельности.
Ключевые слова : изобразительное искусство, творческая личность, урок, творческие способности, учащиеся, учитель.
Особо значимыми качествами современного человека являются креативность, изобретательность, умение найти выход из нестандартных ситуаций, замечать прекрасное и стремиться создавать красивое самостоятельно. Данные качества являются основой эстетического воспитания и формируются как в семье, так и в образовательных учреждениях.
Особый потенциал таят в себе уроки изобразительного искусства. Именно на уроках ИЗО учащиеся удовлетворяют свои эстетические потребности: учатся видеть прекрасное и изображать действительность в художественных образах.
В научно-педагогической и методической литературе до сих пор остается актуальной проблема поиска методов и приемов обучения, которые способствуют наиболее эффективному развитию художественных способностей обучающихся. Данная проблема заставляет задуматься о том, как сделать учебно-воспитательный процесс более результативным в соответствии с требованиями современной жизни.
Так, в образовательных учреждениях внедряются инновационные технологии: личностно — ориентированное обучение, игровые технологии, метод проектов, обучение в сотрудничестве, дифференцированное обучение, модульное обучение [1, с.7]. Данные технологии направлены на формирование творческой личности.
Следует отметить, что каждый ребенок уникален и талантлив. Поэтому задачей учителя является раскрытие художественных способностей каждого учащегося, создание условий для творческой их реализации. На уроках изобразительного искусства педагог должен способствовать овладению знаниями элементарных основ рисунка, формированию навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомлению с особенностями работы в области декоративно — прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, развитию у детей художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, воспитание интереса и любви к искусству [3, с.212].
В соответствии с задачами, поставленными педагогом в своей профессиональной деятельности, необходимо тщательно в урочное время подбирать методы, приемы и формы организации познавательной деятельности учащихся. Для того, чтобы достичь желаемого результата, учитель должен использовать наряду, с традиционными, нестандартные подходы к урокам, чтобы обеспечить высокую мотивацию среди учащихся и сознательную деятельность школьников по овладению знаниями.
Среди наиболее эффективных методик, на наш взгляд, следует выделить метод открытий, метод сравнений, метод диалогичности, проблемный метод.
Особое внимание хочется уделить технологии арт-терапии, суть которой заключается в передаче чувств, эмоций, настроения, психоэмоционального состояния в рисунке. Основное назначение арт-терапии состоит в формировании гармонично развитой личности, которая способна к самовыражению и самопознанию. В современном обществе мы можем найти многих представителей молодого поколения, которые нуждаются в социальной адаптации. В этом случае приходит на помощь арт-терапия, которая позволяет найти внутреннее свое «Я», выразить свои чувства, стабилизировать психоэмоциональное состояние.
Уроки следует проводить в форме творческой мастерской, выставок и конкурсов творческих работ, уроков-вернисажей, уроков познаний, уроков-игры. Использование на уроках художественных дидактических игр, игровых элементов, делает их познавательнее, результативнее.
Должны проводить и уроки знакомства с различными техниками. В средней школе дети изучают живопись, графику, лепку, витраж, аппликацию, аэрографию [4, с.28].
Большинство учителей, преподающих в школе, используют на уроках информационно-компьютерные технологии. Дело в том, что данные технологии позволяют переместиться из замкнутого кабинета в мир искусства, побыть художником, скульптором, архитектором, дизайнером. Стоит отметить, что компьютер не заменяет учителя, а дополняет его. Учитель, используя мультимедийное оборудование, делает уроки увлекательнее, насыщеннее, продуктивнее.
Одним из эффективных приемов формирования творческих способностей, учащихся являются задачи на импровизацию, т. е. высшую степень проявления творчества. Копируя предметы с натуры, создавая наброски с репродукции картин, мы подводим постепенно учащихся к созданию собственных вариаций. Подобные упражнения, направленные на конструирование оригинальных произведений, относятся к наиболее сложным и одним из самых эффективных способов развития художественных способностей детей.
Среди наиболее распространённых средств, которые используются на уроках изобразительного искусства, являются краски, простые и цветные карандаши, клячка, пастель, пластилин.
Многообразие техник и средств может варьироваться в зависимости от изменений в содержании преподавания учебной дисциплины, так и возрастных ограничений.
Использование на уроках различных необычных материалов и оригинальных техник мотивируют учащихся к художественной деятельности. Проведение подобных уроков способствует снятию стресса, развивает творческое и пространственное мышление, учит детей работать с разнообразным материалом, способствует развитию моторики рук, воображения, эстетического вкуса.
Для того, чтобы творческие способности действительно развивались более эффективно, необходимо высокое мастерство учителя, его умение грамотно организовать и проводить учебный процесс, в совершенстве владеть современными методами и технологиями преподавания, обладать широким кругозором, способностью саморазвиваться и совершенствоваться.
Общеизвестно, что творческую личность может воспитать только творческая личность. В современном образовательном пространстве нетрудно заметить, что чем выше способность к творческой самореализации самого учителя, тем выше творческий потенциал его учеников.
Литература:
1. Акатьева Е. А. Развитие творческих способностей подростков на занятиях изобразительному искусству / Е. А. Акатьева, Е. И. Шешукова // Педагогический вестник. — 2023. — С 6–8.
2. Алиева А. Х. К проблеме развития творческих способностей средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства / А. Х. Алиева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — С. 20–23.
3. Сяоин Лю Развитие творческих способностей детей в процессе обучения изобразительному искусству // Лю Сяоин, Ю. Ф. Катханова // Преподаватель XXI в. — 2018. — № 3. — С. 211–215.
4. Юсупхаджиева Т. В. Формирование художественно-творческих способностей в изобразительном искусстве / Т. В. Юсупхаджиева // Гуманизация образования. — 2018. — С.24–30.