Роль народных традиций в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Волчанская, Т. В. Роль народных традиций в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста / Т. В. Волчанская, К. И. Варавка, О. Е. Панкратьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 388-390. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121173/ (дата обращения: 22.02.2025).



В статье рассматривается понятие народных традиций, а также их использование в процессе патриотического воспитания детей.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание детей, народные традиции, народная культура.

О патриотическом воспитании подрастающего поколения много говорится и много пишется, придумываются новые формы работы, возрождаются старые.

Под патриотизмом чаще всего понимается любовь к своему Отечеству и преданность ему (словари Брокгауза и Ефрона, А. Н. Чудинова, философский словарь). Однако многие словарные статьи уточняют это определение и дополняют его любовью к своему народу (словари С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова, исторический словарь галлицизмов).

Таким образом, патриотизм связан не только с территорией и историей проживания, то есть с Отечеством, но и с теми людьми, кто населяет это место, с их культурой, обычаями, менталитетом и, конечно же, традициями.

Философский словарь определяет слово «традиция» следующим образом: от лат. traditio — передача — анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил и т. п., которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. Словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дает такое определение: «то, что перешло от одного поколения к другому, унаследовано от предшествующих поколений либо обычай, установившийся порядок в поведении, в быту».

Известный советский и российский этнограф и этнолог Т. А. Бернштам (1935–2008) отмечала, что традиция — более научный термин, если же говорить о народе, то для него характерно использовать синонимичные слова «обычай» и «обряд». Обычаем в широком значении называлась вся совокупность воспроизводства образа жизни и культурных ценностей, а также и сам способ воспроизводства — «испокон веку», «по завету отцов». Словом «обряд» в отдельных диалектах назывались распорядок дня и труда, домашнее хозяйство, одежда и приготовление пиши, отношения в семье и между односельчанами 3, с. 9.

Существует большое количество определений понятию «народная традиция». И. В. Афанасьева отмечает, что народная традиция — это, прежде всего, представление об идеале, о социальной справедливости, о разумных формах сосуществования. Народные традиции — это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение 2, с. 24. При этом даже при кажущейся устарелости, даже сказочности и декоративности некоторых народных традиций, они, все же, не лишены рационального начала, которое является актуальным и сейчас.

Традиции всегда выступали в качестве регуляторов человеческого бытия и жизнедеятельности. В разные исторические эпохи, определяющиеся различными конкретными условиями жизни отдельного человека и социума, народные традиции находили выражение в разных видах и формах. При этом, как отмечают К. Д. Азизханова и Л. И. Шулунова, для традиций характерно выполнение в жизни общества двух взаимосвязянных функций: стабилизирующей и инновационной 1, с. 300. Стабилизирующая функция выражается в преемственности социального и культурного опыта, моральных ценностей, обрядов, в сочетании субъективного и объективного опыта. Инновация заключается в том, что народные традиции всегда стремились найти новое выражение, питая народных и не только творцов, вдохновляя их на новые культурные открытия и свершения. Традиции невозможны без инноваций, так как конкретно-исторические условия, меняясь, изменяют и ментальность народа, и его быт и уклад.

Важность народных традиций состояла в том, что у народа были свои алгоритмы действий (обряды, обычаи) на любой жизненный случай, будь то свадьба, рождение ребенка или похороны. Обычай регулировали отношения в социуме, делая жизнь, тем самым, более упорядоченной и прогнозируемой.

Ю. А. Кузенко отмечает, что произведения народной культуры, в которых продуцировались обряды и традиции, создавались выходцами из народа и отличались простотой содержания, были понятны и доступны любому представителю этноса. С ранних лет ребенок знакомился с фольклором, через который воспринимал народную культуру. Устное народное творчество в виде потешек, пословиц и поговорок, присказок и сказок были доступной и популярной формой знакомства ребенка с установленным образом жизни, обычаями и обрядами, способствовали к приучению к труду, прививали любовь к традициям 5, с. 296. В каком-то смысле устойчивость народных традиций является гарантом самосохранения и самоутверждения этнического сообщества 2, с. 25. А это и есть проявление патриотизма как любви не только к Отечеству, но и к своему народу. Знать традиции своего народа и бережно относиться к ним — проявлять культуру, как отдельного гражданина, так и социума в целом.

К сожалению, теоретиками и практиками патриотической работы отмечается отказ от культурных национальных традиций среди родителей и воспитателей, которые склонны ориентироваться на западные идеалы и мировой опыт. Это кажется попыткой обокрасть самих себя, так как тормозит процесс развития национальных культур и может привести к исчезновению этнической самобытности населения 2, с. 22. Есть такое крылатое латинское выражение «От незнания к несуществованию», очень точно отражающее мысль о том, что сначала размываются и уничтожаются знания об истории Отечества, его культуре, народных традициях, а затем исчезает, растворяется в других сам народ.

А. Н. Логвина совершенно справедливо отмечает, что воспитание в детях патриотических чувств начинается с получения начальных знаний о Родине, представлений о нашей стране, народе, культуре и обычаях 6, с. 75.

Воспитание человека на народных традициях — это залог выстраивания связи с предками, с историей государства и с самим государством. Зная народные традиции и традиции своей семьи, человек может генерировать собственные традиции, имеющие такую же положительную направленность. Чем больше молодежь узнает об истории своей страны, о жизни ее народа, о его обычаях и традициях, чем больше она прочувствует ее чаяния, страдания и радости, тем ближе станет к ней духовно 5, с. 294.

Многие авторы указывают, что нравственно-патриотическое воспитание детей вполне предполагает использование народных традиций. При этом, как отмечают М. В. Волосович и Е. В. Шишлевская, в компетентность педагога должно входить не только знание специфики народных традиций, но и умение использовать их в формировании нравственности. С помощью народных традиций воспитатель может показать уникальность и своеобразие народной культуры разных народов и в то же время использовать их в нравственном воспитании 4, с. 105.

Знакомство с народными традициями в ходе образовательной деятельности является залогом передачи поведенческих норм, культурных и духовных ценностей предыдущий поколений современным. Нельзя не согласиться с И. В. Афанасьевой в том, что традиции, содержащие в себе надѐжно проверенные временем и историческим отбором знаний, умений и навыков человечества, представляют для образования предмет социальной востребованности и актуальности 2, с. 26.

Знакомство с народными традициями и обычаями в юном возрасте позволяет детям удовлетворять интеллектуальные, нравственные, этнические, национально-патриотические потребностей. Познание народной культуры прививает уважение к людям, признательность предкам, вызывает потребность идентифицировать себя с ними, беречь и приумножать ценности своего народа, уважать уклад другого 7, с. 399.

Дети проявляют интерес к народным играм, песням, получая из них информацию о прошлом своего народа, о его традициях и обычаях, формируя первые представления об истории государства, в котором подрастающему поколению жить и творить 5, с. 297. Большим подспорьем в знакомстве детей с народной культурой является музейная педагогика. Неслучайно отмечается, что посещение музея — одно из основных средства развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины, прикосновения к истории нашего Отечества 6, с. 77. Музей народной культуры можно и нужно устраивать и в образовательной организации — в группе детского сада или в школе.

Опыт знакомства детей с нравственной составляющей народной культуры очень ограничен, как правило, поэтому задача педагога — осуществлять систематическую работу по накоплению и обогащению такого опыта. Используя фольклор, знакомство с народной культурой и традициями, проводя этнографические праздники и Дни народной культуры, воспитатели должны не забывать об эмоциональной составляющей этих мероприятий, воспитывать чувственное отношение к переживаемому опыту. Патриотическое воспитание — это обращение не только к разумной составляющей, но и к морально-эмоциональной. И народная культура с ее красочностью, нравственностью и мудростью — незаменимый компонент нравственно-патриотического воспитания.

Литература:

  1. Азизханова, К. Д. Традиции народной культуры и патриотческое воспитание молодежи / К. Д. Азизханова, Л. И. Шулунова // Система ценностей современного общества. — 2010. — № 15. — С. 300–303.
  2. Афанасьева, И. В. Приобщение детей к истокам народных традиций как одно из эффективных средств воспитания / И. В. Афанасьева // Интеграция науки и практики в современных условиях: Мат-лы X Междунар. научно-практ. конф., Невинномысск, 18–19 октября 2017 года / Научный ред. Акутина С. П.. — Невинномысск: Издательство «Перо», 2017. — С. 22–30.
  3. Бернштам, Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины ХIХ — начала ХХ в. Половозрастной аспект традиционной культуры / Т. А. Бернштам. — Ленинград: Санкт-Петербургская издательско-книготорговая фирма «Наука», 1988. — 278 с.
  4. Волосович, М. В. методические рекомендации по нравственному воспитанию старших дошкольников средствами народных традиций / М. В. Волосович, Е. В. Шишлевская // Январские педагогические чтения. — 2019. — № 5(17). — С. 104–108.
  5. Кузенко, Ю. А. Роль народных традиций в формировании патриотизма у школьников / Ю. А. Кузенко // Служение педагогическому делу: сборник статей II Международного профессионально-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 31 октября 2021 года. Том Часть 2. — Петрозаводск, 2021. — С. 293–300.
  6. Логвина, А. Н. Воспитание патриотизма и духовной нравственности у дошкольников через ознакомление с русскими народными и православными традициями / А. Н. Логвина // Великая победа: наследие и наследники XXI века: Мат-лы ежегодных Митрофановских церковно-истор. чтений, Борисоглебск, 05 декабря 2019 года. — Борисоглебск: Издательский дом ВГУ, 2019. — С. 75–78.
  7. Мальцева, Л. В. Культура, народное творчество, традиции (на материале традиций и обычаев кубанских казаков) / Л. В. Мальцева // Сибирский педагогический журнал. — 2008. — № 11. — С. 397–405.
Основные термины (генерируются автоматически): традиция, народная культура, народ, обычай, история государства, культура, патриотическое воспитание, патриотическое воспитание детей, подрастающее поколение, философский словарь.


Ключевые слова

патриотизм, народная культура, народные традиции, патриотическое воспитание детей

Похожие статьи

Проведение народных праздников как элемент нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

В статье авторы обосновывают потенциал использования народных праздников в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

Роль народной игры в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

В данной статье рассматривается какую роль оказывают народные игры в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание обучающихся в профессиональном образовании

В статье используются общие понимание патриотизма, а так же проблемы и пути решения данного вопроса.

Патриотическое воспитание младших школьников как составная часть педагогического процесса

В статье рассмотрена проблема патриотического воспитания младших школьников, приведены примеры реализации патриотического воспитания в школе и за её приделами.

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольно...

Современные подходы к патриотическому воспитанию младших школьников

В статье автор исследует современные направления, формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

Историко-педагогический анализ проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста, ее актуальность на современном этапе развития общества. Анализируется смысловая структура понятия «патриотизм». Охарактеризованы существенные критерии и показате...

Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности

В статье авторами рассматриваются вопросы патриотического воспитания младших школьников через учебную и внеурочную деятельность, рассматриваются изменения законодательства о патриотическом воспитании обучающихся.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье автор раскрывает содержание патриотического воспитания старших дошкольников, принципы патриотического воспитания, а также формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры. Выявляется духо...

Похожие статьи

Проведение народных праздников как элемент нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

В статье авторы обосновывают потенциал использования народных праздников в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

Роль народной игры в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

В данной статье рассматривается какую роль оказывают народные игры в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание обучающихся в профессиональном образовании

В статье используются общие понимание патриотизма, а так же проблемы и пути решения данного вопроса.

Патриотическое воспитание младших школьников как составная часть педагогического процесса

В статье рассмотрена проблема патриотического воспитания младших школьников, приведены примеры реализации патриотического воспитания в школе и за её приделами.

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольно...

Современные подходы к патриотическому воспитанию младших школьников

В статье автор исследует современные направления, формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

Историко-педагогический анализ проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста, ее актуальность на современном этапе развития общества. Анализируется смысловая структура понятия «патриотизм». Охарактеризованы существенные критерии и показате...

Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности

В статье авторами рассматриваются вопросы патриотического воспитания младших школьников через учебную и внеурочную деятельность, рассматриваются изменения законодательства о патриотическом воспитании обучающихся.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье автор раскрывает содержание патриотического воспитания старших дошкольников, принципы патриотического воспитания, а также формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры. Выявляется духо...

Задать вопрос