Одна из основных задач в работе логопеда коррекционного детского сад — формирование у ребёнка правильного звукопроизношения, при этом наиболее проблемным становится прохождение этапа автоматизации поставленных звуков. Часто мы сталкиваемся с явлениями «кабинетной речи», когда ребёнок на логопедическом занятии произносит звуки речи, а выходя за приделы видимости педагога, возвращается к своему привычному дефектному произношению. Другая проблема заключается в отсутствии у детей мотивации к формированию правильной речи. Известно, как научить ребёнка чему-то, что не вызывает у него интереса. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, — это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях. Коррекционный процесс по формированию правильного звукопроизношения может быть длительным, монотонным. Скучные взрослые слова «надо», «обязательно», «ты должен» обычно вызывают у ребёнка явное или скрытное сопротивление тому, чему его собираются научить. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок сам захотел заниматься с вами. А это бывает тогда, когда занятия органично входят в жизнь ребёнка, отвечают его интересам, увлечениям.
Для повышения эффективности работы над звуками речи необходимо создание речевого пространства, которое бы постоянно побуждало ребёнка к правильному звукопроизношению, т. е. обеспечивало непрерывность и целостность коррекционного процесса. Поэтому в речевом детском саду к процессу автоматизации звуков подключаются помимо логопеда и другие специалисты — воспитатели, музыкальный руководитель, психолог, инструктор по физической культуре, а также родители.
Ускорить формирование навыков правильного звукопроизношения и повысить их качество может помочь комплекс условий:
– специально организованная предметно-развивающая среда;
– разнообразные формы взаимодействия специалистов;
– новые формы работы с родителями;
– использование игровых методов и приёмов автоматизации звуков.
Первой средой, где ребёнок сталкивается со звуками, становится кабинет логопеда. И, конечно, все в этом месте напоминает о там, что нужно следить за своей речью: оформление, игры и игрушки. Логопедический кабинет может сам по себе быть дидактическим пособием, помогающим полноценно формировать речь ребёнка, если оформить его в едином стиле. Например, это может быть корабль, преодолевающий препятствия в Океане чистой речи со всеми соответствующими атрибутами (штурвал, иллюминатор, волны), или остров в Море звуков с необычными жителями, или просто полянка в лесу, где происходят разные чудеса. Однако не стоит ограничиваться пространством кабинета, нужно оставлять детям напоминание о необходимости чисто говорить и в группе, и в межгрупповом пространстве (коридорах, лестницах, на прогулке). Это могут быть возможные символы, которые могут использоваться разными специалистами и родителями: разноцветные следы, ладошки и герои логопедических сказок, символическое изображение звуков, разнообразные речевые дорожки. Логопедические занятия, как и любые другие, дают возможность проявлять творчество и фантазию, необходимо взаимодействовать с ребёнком, используя для этого любой подходящий момент.
Другим способом, повышающий эффективность звуковой культуры речи, являются многообразные формы взаимодействия специалистов в процессе коррекционной работы:
– Мероприятия, проводимые в рамках повышения квалификации и формирования системы взаимодействия педагогов (мастер-классы, круглые столы и семинары по формированию звуковой культуры речи в разных видах деятельности).
– Система комплексных занятий.
– Совместные праздники и развлечения.
Интересной формой работы является оформление звуковых экранов, где каждый специалист, взаимодействующий с ребёнком, может узнать, на каком этапе формирования звукопроизношения находится последний. Для повышения мотивации детей к использованию чистой речи эти экраны можно делать игровыми, например, с каждым освоенным и правильно произносимым звуком фотография (или картинка) ребёнка перемещается к какой-то цели (к сундуку с сокровищами, к сказочному дворцу и т. п.). Также можно выдавать детям значки, наклейки или карточки, содержащие информацию об автоматизируемом на данный момент звуке, который можно носить на одежде (Например, медаль «За освоение звука Ш»).
Привлечение родителей к закреплению произношения звуков — необходимое условие успешного овладения ребёнком звуковой культурой речи. С этой целью можно использовать:
– Наглядную агитацию (памятки, брошюры).
– Цикл мастер-классов, игротек по звуковой культуре речи.
– Организацию общения в Интернете (создание сайтов, блогов, форумов; с помощью электронной переписки).
– Создание электронной библиотеки пособий по формированию звукопроизношения (игры и презентации, которые можно использовать дома).
Стимулировать совместную деятельность детей и родителей можно также с помощью формирования портфолио выпускника речевой группы, которые будут формироваться на протяжении всего периоды коррекционного обучения ребёнка. Такое портфолио может включать следующие разделы: «Звуковая копилка» (освоенные звуки), «На пути к звуку…» (дыхательные и артикуляционные упражнения), «Я знаю слово» (автоматизация звука в словах), «Зарядка для говорунов» (выученные ребёнком скороговорки) и т. п.
Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного звукопроизношения. Использование игровых методов и приёмов позволяет решить ряд задач:
– пробудить в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
– повысить познавательную активность и работоспособность детей;
– активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
– увеличить объём коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Игра позволяет сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач — «придумай», «запомни», «найди» и т. д., но, конечно, основная цель занятий — правильное произнесение звука — должна сохраняться на протяжении всей игры.
На этапе закрепления произношения звука в слогах можно использовать различные манипулятивные игры с предметами: « Волшебная верёвочка », « Кнопочки» , « Шарик» , « Весёлый мяч» , « Лабиринт», « Пирамидка» , « Бусы», «Чего не бывает», «Что рисуют дети»«Из чего сделан предмет?»
Эффективными приёмами работы над звуками на этапе их автоматизации является использование мнемотехники. Мнемотехника — это специальная методика, облегчающая запоминание и увеличение объёма памяти, путём образования искусственных ассоциаций, используя естественные механизмы мозга. С помощью мнемотаблиц дети легко и надолго запоминают лексический материал, чистоговорки и стихи.
Большой интерес у детей вызывает компьютерные игры. Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями в развитии и значительно повысить эффективность работы.
Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторов в процессе выполнения заданий и контроле над своей деятельностью. Коррекционная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении компьютерных заданий позволяет активизировать компенсаторные механизмы организма. У дошкольников с речевыми нарушениями отмечаются недоразвитие вербальной памяти, неустойчивость и низкая концентрация внимания, но зато хорошо развито непроизвольное внимание, а в играх материал представляется в ярком, интересном и доступном для детей виде.
Таким образом, повышению эффективности работы над звуковой культурой речи будет способствовать использование системы полного погружения ребёнка в специально организованную среду и обеспечение непрерывности коррекционного процесса, протекающего как в детском саду, так и дома.
Литература:
- Алябьева Е. А. Как научить ребёнка запоминать стихи: метотодические рекомендации — М.:Т. Ц. Сфера,2010 г.
- Лалаева Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. — Ростов н/Д: Феникс. — СПб.: Союз, 2004 г.
- Шаховская С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Псилингвистика и современная логопедия (под ред. Л. Б. Халиловой — М.: Экономика, 1997 г.
- Развитие опосредованной памяти при заучивании стихов с помощью зрительных опор (М. Н. Бакаева) журнал Логопед 2011- № 7.