Субъекты обеспечения транспортной безопасности России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (551) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 29.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Тутаев, Д. И. Субъекты обеспечения транспортной безопасности России / Д. И. Тутаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 355-357. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121199/ (дата обращения: 24.01.2025).



В статье проводится анализ субъектов, обеспечивающих транспортную безопасность в Российской Федерации. Рассмотрены отдельные вопросы правовой регламентации их правового статуса, в том числе уделено внимание взаимодействию между субъектами, некоторым проблемам и перспективам совершенствования системы обеспечения транспортной безопасности.

Ключевые слова: транспортная безопасность, субъекты, правовой статус, государственные органы, функции и полномочия.

Транспортная безопасность является комплексной проблемой, влияющей не только на физическую безопасность пассажиров и грузов, но и на функционирование транспортной системы в целом. Эффективное решение данной задачи невозможно без сложенного взаимодействия различных субъектов, осуществляющих свою деятельность в исследуемой области. Как видится, понимание роли каждого участника этой сложной системы является необходимым условием для построения эффективной и современной системы обеспечения транспортной безопасности.

Характерной особенностью сферы транспортной безопасности является многообразие субъектов, обусловленное многоаспектностью регулирующих ее отношений. Она включает в себя не только властно-организационные отношения, регулируемые административным правом, но регламентируемые иными отраслями права. Определение круга субъектов, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, требует тщательного анализа нормативно-правовой базы.

Так, действующий в настоящее время Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» не содержит четкого определения круга субъектов в исследуемой области [2]. В нем лишь обозначены полномочия федеральных органов государственной власти (в том числе субъектов) и органов местного самоуправления, отдельные их функции. Подобная неконкретность порождает неопределенность в правоприменительной практике, оставляя правоприменителю широкое поле для толкования.

Если обращаться к отраслевому законодательству, то есть к положениям Федерального закона от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», то в нем отражены такие понятия, как:

  1. перевозчик — «юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю)»;
  2. субъекты транспортной инфраструктуры — «юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании»;
  3. специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности — «юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» [1].

Несмотря на то, что в Федеральном законе от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» впервые была предпринята попытка законодательно закрепить и регламентировать деятельность субъектов, отвечающих за транспортную безопасность, она, как видится, оказалась не совсем удачной, поскольку в законе практически отсутствуют отдельные нормы, касающихся этих субъектов, а их деятельность не систематизирована в отраслевых нормативных правовых актах. Важно отметить, что положения закона также охватывают не весь круг субъектов, которые обеспечивают транспортную безопасность. Соответственно, ошибочно полагать, что субъектами в рассматриваемой системе являются только те, кто несет ответственность по закону. Более того данный закон также не дает четкого и конкретного определения субъектов в системе обеспечения транспортной безопасности.

По данному вопросу С. М. Зырянов и В. И. Кузнецов отмечали, что «субъекты транспортной инфраструктуры не имеют необходимых полномочий для правового регулирования, определения угроз совершения актов незаконного вмешательства, категорирования объектов транспортной инфраструктуры, разработки требований по обеспечению транспортной безопасности, осуществления контроля и надзора в области обеспечения транс портной безопасности ввиду того, что они действуют в рамках оказания содействия федеральным органам исполнительной власти» [4, с. 12].

Как видится, авторы поднимают важный вопрос о роли субъектов транспортной инфраструктуры в обеспечении транспортной безопасности. Между тем, ответственность должна быть распределена на всех участников процесса с учетом их специфики. Федеральный закон от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» не регулирует вопросы организации и взаимодействия, а также не определяет обязанность каждого из субъектов в обозначенной области.

В связи с чем важно отметить, что несмотря на отсутствие прямой подчиненности между субъектами, они имеют иерархическую структуру, объединенную общей целью. Ранее также было отмечено, что перечень субъектов в данном законе не является полным, поэтому многие субъекты, играющие важную роль в обеспечении транспортной безопасности, остались за рамками законодательства.

Отталкиваясь от того, какие меры реализуются субъектами в области обеспечения транспортной безопасности, М. А. Попова, Д. А. Попов выделяют следующую систему: «государственные органы и организации, для которых функция обеспечения транспортной безопасности является постоянной; государственные органы и организации, которые осуществляют функции обеспечения транспортной безопасности периодически; негосударственные формирования, привлекаемые государством, либо непосредственно создаваемые обществом для оказания содействия в обеспечение транспортной безопасности; общественные объединения, а также граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности как лично, так и путем участия в общественных объединениях» [5, с. 267].

Анализируя данный подход, можно прийти к выводу о том, что он охватывает всех основных участников транспортной безопасности, четко разграничивает обязанности, что облегчает координацию и предотвращает дублирование усилий, в том числе предусматривает активное участие граждан в исследуемом процессе, что непременно позволяет оперативно реагировать на угрозы. Между тем, авторы не выделяют четких критериев отнесения организации к категории «периодически выполняющих функции по обеспечении транспортной безопасности», которые на практике бывает достаточно также сложно выделить.

Иного подхода придерживается С. А. Семенов, который в своем монографическом исследовании, рассматривает систему субъектов обеспечения транспортной безопасности через инструментальный подход, предполагающий акцентирование на функциях [3, с. 54]. Кроме того, автор выделяет полисубъектность, как характерную черту данной системы, выделяя обширный печень государственных структур, которые обеспечивают транспортную безопасность. К примеру, Правительство РФ, Минтранс России, МВД России, Росгвардия, Ространснадзор, а также «иные субъекты, специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности, образовательные организации, органы аттестации и аттестующие организации, федеральные органы по сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории, подразделения транспортной безопасности и лица, входящие в состав сил обеспечения транспортной безопасности» [6, с. 70].

Так, автором выделяются следующие группы субъектов.

  1. В зависимости от функции нормативного регулирования: «Правительство Российской Федерации, Минтранс России, Минстрой России, Минздрав России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, ФСБ России, МВД России, Росгвардия в данной системе составляют блок ФОИВ, реализующих функцию нормативного регулирования в области обеспечения транспортной безопасности. Центральное место в этом блоке занимают Правительство РФ и Минтранс России».
  2. Функцию контроля осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
  3. Осуществление функции по оказанию государственных услуг «возложено на компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности, которыми являются подведомственные Минтрансу России агентства».
  4. Функция прогнозирования возложена на специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности.
  5. Функция обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возложена на субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчиков.
  6. Функция защиты возложена на силы обеспечения транспортной безопасности и подразделения транспортной безопасности.
  7. Также выделяется группа субъектов, чьей функцией является обеспечение системы, к которым автор относит различные «органы аттестации и аттестующие организации, федеральные органы по сертификации, органы по сертификации и испытательные лаборатории» [6, с. 70–75].

Как видится, данный подход является более комплексным и конкретным.

Подводя итог вышесказанному, необходимо сказать, что субъекты в рамках данного исследования — это участники процесса обеспечения транспортной безопасности, наделенные определенными полномочиями и обязанностями, между которыми существует тесное взаимодействие, основанное на четком распределении ответственности и полномочий. К примеру, государственные органы осуществляют нормативно-правовое регулирование, контроль и надзор, а также координацию деятельности других субъектов, между тем, коммерческие организации отвечают за безопасность своих объектов транспортной инфраструктуры и т. д. Современные реалии требуют системного подхода к обеспечению транспортной безопасности, основанного на эффективном взаимодействии всех субъектов. Обеспечение транспортной безопасности — комплексная задача, требующая совместных усилий государства, бизнеса и граждан.

Литература:

  1. Федеральный закон от 09 февраля 2007 г.№ 16-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О транспортной безопасности» // Собрание законодательства РФ. — 2007. № 7. Ст. 837; 2023. № 31 (Часть III). Ст. 5813.
  2. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О безопасности» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2; 2023. № 29. Ст. 5304.
  3. Бахрах Д. Н. Административное право России: учебник для вузов / Д. Н. Бахрах.М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА·М), 2001. 640 с.
  4. Зырянов С. М., Кузнецов В. И. Транспортная безопасность и система субъектов ее обеспечения // Журн. рос. права. 2012. № 12. С. 5–12.
  5. Попова М. А., Попов Д. А. Субъекты обеспечения транспортной безопасности России: подсистема в системе // Ленинградский юридический журнал. 2018. № 2 (52). С. 261–268.
  6. Семенов С. А. Подразделения транспортной безопасности как субъект административного права: монография. СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, 2023. 164 с.
Основные термины (генерируются автоматически): транспортная безопасность, транспортная инфраструктура, область обеспечения, Россия, субъект, орган, круг субъектов, Российская Федерация, нормативное регулирование, правовой статус.


Похожие статьи

Задать вопрос