Статья посвящена выявлению взаимосвязи между формированием территорий опережающего развития и улучшением отдельных социально-экономических показателей в Дальневосточном федеральном округе. Выявлено, что наряду с положительной динамикой некоторых экономических показателей имеются и факторы, препятствующие выполнению главной миссии ТОР — улучшению социально-экономической ситуации на Дальнем Востоке.
Ключевые слова: территории опережающего развития, Дальневосточный федеральный округ, социально-экономическое развитие
The article is devoted to identifying the relationship between the formation of priority development territories and the improvement of certain socio-economic indicators in the Far Eastern Federal District. It has been revealed that along with the positive dynamics of some economic indicators, there are also factors that hinder the fulfillment of the main mission of the PDT — to improve the socio-economic situation in the Far East.
Keywords: territories of advanced development, Far Eastern Federal District, socio-economic development
Территории опережающего развития в Российской Федерации являются одним из главных направлений, способствующих решению социально-экономических проблем отдаленных регионов. Не случайно именно Дальний Восток стал той площадкой, на которой стартовало создание ТОР в 2013 году [1]. Проблемные аспекты социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа связаны с низкими экономическими показателями, недостаточностью развития собственного производства и инфраструктуры, растущим оттоком населения и демографическими проблемами. Именно поэтому формирование ТОР было инициировано здесь.
Территории опережающего развития (ТОР) представляют собой специальные экономические зоны, создаваемые с целью стимулирования экономического роста и привлечения инвестиций в определенные регионы. Преференции для резидентов, действующие на ТОР, делают их привлекательными для бизнеса. ТОР могут быть созданы в различных отраслях, включая промышленность, сельское хозяйство, туризм и другие.
Основными целями формирования ТОР в Дальневосточном федеральном округе стали:
- Увеличение инвестиционной привлекательности территории — для инвесторов действуют преференции, что способствует привлечению капитала в разные сферы производства;
- Развитие инфраструктуры — создание и модернизация различных объектов и систем, которые способствуют решению социально-экономических проблем субъектов ДФО, прежде всего, создают более благоприятные условия для бизнеса, увеличивают инвестиционные поступления, способствуют росту валового регионального продукта и повышают качество жизни населения на Дальнем Востоке;
- Увеличение налоговых поступлений — предполагается рост налоговых поступлений в бюджеты субъектов ДФО за счёт создания новых производств, что позволит сократить дефицит бюджетов отдалённых регионов и позволит аккумулировать средства на развитие территорий и улучшение условий жизни;
- Создание рабочих мест — открытие новых предприятий и развитие существующих должно было обеспечить работой жителей Дальнего Востока.
Создание территорий опережающего развития в Дальневосточном федеральном округе началось с 2015 года, когда было сформировано 12 ТОР, в которых действовали 110 резидентов; в указанный год сумма инвестиций составила 442 млрд. руб.
За период с 2015 по 2024 год количество ТОР возросло, однако, как отмечают исследователи рост количества ТОР происходил неравномерно, были периоды, когда не возникало новых ТОР (например, в 2018 году новых ТОР не было создано) [2, С. 104]. На настоящий момент на Дальнем Востоке функционируют 17 ТОР, по сравнению с 2015 годом количество резидентов выросло в 7 раз (751 резидент), объем инвестиций увеличился почти в 6 раз (с 442 млрд. руб. до 2,6 трлн. руб.).
За период деятельности ТОР на территории Дальневосточного федерального округа наблюдается положительная динамика основных социально-экономических показателей. Одним из ключевых показателей, на увеличение которого направлено формирование ТОР на Дальнем Востоке, является привлечение инвестиций.
Действительно происходит рост уровня инвестиционной активности. Как отмечают исследователи, формирование ТОР обеспечило новый приток инвестиций на Дальний Восток, инвестиционная ёмкость субъектов ДФО за период с 2016 по 2018 годы составила 28 %, что выше среднего уровня по Российской Федерации [2, С. 103]. Однако не все субъекты ДФО привлекают инвестиции в одинаковой степени. Наиболее перспективными по этому показателю являются Республика Саха (Якутия), Амурская область, Забайкальский край, Сахалинская область, Магаданская область, Еврейская автономная область. У таких субъектов как Приморский край, Хабаровский край, Камчатский край, Республика Бурятия, Чукотский автономный округ показатель инвестиционной ёмкости не достиг заявленного уровня в 25 % за указанный период.
Также в заявленных целях формирования ТОР на Дальнем Востоке присутствует развитие высокотехнологичных производств. Тем не менее, деятельность значительной доли функционирующих ТОР связаны с традиционной для региона добывающей промышленностью, соответственно данные территории продолжают использоваться в качестве поставщика сырья и поставщика продукции первичной переработки. Данное обстоятельство идёт в разрез с обозначенной целью.
Кроме того, в деятельности ТОР в Дальневосточном федеральном округе наблюдаются и другие проблемные аспекты.
Во-первых, существенным ограничением в развитии ТОР является дефицит необходимых специалистов в субъектах ДФО. В соответствии с официальными данными Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики значительное количество должностей требуемых специалистов разного профиля остаются вакантными, поиск специалистов замедляет функционирование предприятий в рамках ТОР и не позволяет своевременно решать возникающие производственные и управленческие задачи [3]. Кроме того, создание новых рабочих мест заявлено в качестве меры, которая должна способствовать занятости местного населения. Однако в силу отсутствия необходимой квалификации местное население привлекается к работе на вновь созданных предприятиях не так активно, как это было запланировано.
Во-вторых, уровень доходов населения регионов Дальнего Востока достаточно низкий, что также выступает в качестве сдерживающего фактора. Низкий уровень доходов населения ДФО и снижающаяся численность являются существенным препятствием для развития проектов, которые направлены на производство товаров и услуг на территории присутствия. Проекты с малой долей потребления не являются достаточно привлекательными для крупных инвесторов. Это в свою очередь способствует традиционному вложению капиталов в сырьевую отрасль, и не развивает производство и инфраструктуру в заявленном объёме.
В-третьих, удаленность территории, неблагоприятные климатические условия ограничивают возможности резидентов, затрудняют масштабирование проектов. Недостаточное количество доступных финансовых инструментов также делают невозможной формирование необходимой инфраструктуры своими силами в краткосрочный и среднесрочный периоды, что в свою очередь увеличивает риски и снижает инвестиционную привлекательность.
В ТОР Дальнего Востока достаточно сложно привлечь инвесторов из-за значительных затрат, которые обусловлены удалённостью, климатическими условиями, неразвитостью необходимой инфраструктуры. Как правило, удаленность и более сложные климатические условия увеличивают затраты на логистику, энергоснабжение и другие аспекты бизнеса, что неблагоприятно сказывается на финансовой устойчивости компаний.
В результате складывается ситуация, ограничивающая инвестиционную привлекательность ТОР для резидентов на Дальнем Востоке. В силу того, что официальная оценка деятельности ТОР будет производиться только с тринадцатого года их существования, данные проблемы в настоящее время не учтены. Эти факторы не только оказывают негативное воздействие на динамику экономических показателей деятельности ТОР, но и препятствуют выполнению главной миссии ТОР — улучшению социально-экономической ситуации на Дальнем Востоке.
Литература:
- Федеральный закон «О территориях опережающего развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 № 473-ФЗ // КонсультантПлюс: сайт: некоммерч. интернет-версия. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/ (дата обращения: 07.11.2024)
- Панкратов А. А., Кувшинова Е. А., Галстян Л. С. Количественная оценка социально-экономического потенциала территорий опережающего развития регионов Дальневосточного федерального округа // Проблемы прогнозирования. 2021. № 4(187). С. 100–109.
- Территории опережающего развития // Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики. Электронный ресурс. — Режим доступа: https://erdc.ru/about-tor/ (дата обращения: 07.11.2024)