Методический материал по русскому языку для 3-го класса «Разноуровневые задания по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (551) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 27.12.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Попова, В. А. Методический материал по русскому языку для 3-го класса «Разноуровневые задания по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» / В. А. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 425-427. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121212/ (дата обращения: 18.01.2025).



Методический материал по русскому языку для 3-го класса «Разноуровневые задания по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»

Попова Виктория Александровна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 27 имени М. В. Александрова п. Комсомолец МО Ейский район (Краснодарский край)

Предмет «русский язык» играет важную роль в развитии младших школьников, а один из основных разделов курса русского языка в начальной школе — орфография именно в этом заключается актуальность этого материала.

Обучение младших школьников сопряжено с рядом трудностей. Ребенок, приходя в школу после детского сада или из семьи, часто бывает не готов к обучению как морально, так и физически. Дети приходят разного уровня подготовленности, зачастую отсутствуют навыки слушать старшего, выполнять какую-то работу определенное количество времени, не развита мелкая моторика рук. А в школе на него наваливается огромное количество новых знаний, умений, навыков. А поиграть с друзьями, зависнуть в телефоне, да еще мало ли интересных для малыша дел.

В общем развитии младших школьников, да и в обучении важная роль принадлежит предмету «Русский язык». Этот предмет не только учит ребенка правильно разговаривать, читать, писать, но и заставляет учить правила правописания, что является самым сложным. А если учесть, что часть детей приходят логопедически запущенными, то возникают большие проблемы. Мы не можем правильно произносить слова, какая уж тут орфография? Да, одним из главных разделов курса русского языка в начальной школе является именно орфография и именно она доставляет множество проблем, как в начальной школе, так и в среднем, и старшем звене. Одно из важных мест в русском языке занимает работа над орфограммами «Правописание безударных гласных в корне слова».

Эта проблема обязательно всплывет в старших классах, особенно при подготовке к ГИА. Существует много приёмов работы над данной орфограммой. Работая в начальной школе более 15 лет, я заметила, что ребята воспринимают и усваивают новые знания с различной скоростью и прочностью. Зачастую учащийся ошибается там, где тема была уже отработана. Необходим дифференцированный подход к обучению учащихся с разным уровнем подготовки. В помощь учителю на уроках русского языка подойдут карточки с разноуровневыми заданиями, чтобы правильно организовать дифференцированный подход к обучению.

Такой вид работы очень удобен и для учащихся и для учителя. Используя дифференцированный подход, учитель может заинтересовать учащихся с разным уровнем знаний. Ребенок может самостоятельно выбрать себе работу по силам. В зависимости от возможностей и предпочтений школьника будут вырабатываться устойчивые знания и умения. Карточки способствуют овладению необходимыми учебными действиями в соответствии с современными стандартами образования, дают возможность проверить знания учащихся, отследить уровень усвоения материала, и все это за достаточно короткое время.

Из опыта работы стало ясно, что применение карточек с разноуровневыми заданиями целесообразно во время закрепления и обобщения материала на уроках открытия новых знаний, во время повторения материала на уроках рефлексии, а также на контрольных уроках.

В методический материал включены тестовые задания по теме и разноуровневые карточки-задания.

Тема: «Проверка безударных гласных в корне слова».

Вставьте пропущенную букву в проверочном слове и поставьте ударение.

1

глаз — гл…застый

свечи — св…ча

ёжик — …жи

лёжа — л…жать

слово — сл…варь

численник — ч…сло

центр — ц…нтральный

мирный — м…рить

2

тонет — пот…нул

половодье — в…да

чижик — ч…жи

ослеп — сл…пой

глядя — подгл…дел

стороны — ст…ронка

сельди — с…лёдка

Дифференцированные дидактические материалы могут помочь обучающимся закрепить знания по правилам написания безударных гласных в корне слова. При составлении учебного пособия использовались дидактические материалы и учебные издания.

Тема: «Правила правописания безударных гласных в корне слова»

Орфографическая разминка.

Найдите в приведенных словосочетаниях по одной ошибке

  1. Сильная митель, суровая зема, паёт песенку, бальшая гора, далёкие халмы.
  2. Слевовое варенье, облители с деревьев, кроюшка хлеба, моловато угощенья, перовать с друзьями.
  3. Вичерний поезд, забижали в сад, сворил кашу, давно пожилтели, полевает

Уровень второй

Найдите все ошибки в словах приведенных предложений и исправьте их.

  1. В лисной глуши на снигу много слидов звирей.
  2. Халодный ветер стучит земой в акно.
  3. По узкой трапинке мы пришли к лисному озиру.

Практическая значимость материалов заключается в разработке серии карточек для разноуровневой самостоятельной работы учащихся, подборе различных методов и приемов работы с детьми, направленных на развитие орфографической грамотности детей и привитие любви к русскому языку и литературе.

Тема: Правила правописания безударных гласных

Уровень — первый

– Поставьте в словах ударение, вставьте пропущенную букву.

Озеро — …зёра, реки — р…ка, вёсны — в…сна, письма — п…сьмо, мёд — м…док, лес — л…са, пчёлы — пч…ла, окна — …кно.

Уровень второй

– Вставьте пропущенную букву, поставьте ударение, из двух слов выберите проверочное.

Поверхность, верхушка — в…ршина; рябенький, рябина — р…бой; сторож, сторожит — ст…рожка; кольца, ночлег, ноченька — н…чевать; колечко — к-льцо; дешёвый, дёшево — д…шевле; тянут, тянучка — пот…нули; завинтил, винтик — подв…нтить.

Орфографически грамотное письмо — это умение находить и определять явления языка на основе орфографического навыка, который помогает учащемуся остановиться, подумать и произвести самопроверку, когда это надо.

Трудности орфограммы, невнимательность детей к слову и родной речи, снижение интереса к чтению книг, разрозненность изучаемых правил и ограниченность словарного запаса — далеко не все проблемы в формировании орфографической грамотности ребят в начальной школе.

Грамотное письмо помогает обеспечить точное выражение мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. Поэтому, при реализации программы развития школы формирование прочных орфографических навыков у школьников является одним из главных направлений.

Начальная школа играет особую роль при формировании орфографического навыка. Задача учителя — научить детей превращать знания в навыки, чтобы каждый ученик понял, что через упражнения, с осознанием каждого случая в упражнениях, используя правила, он придет к овладению навыками.

Необходимо понимать, что высокая скорость и прочность усвоения орфографических навыков прямо зависима от общего развития детей, развития их внимания, памяти, наблюдательности, воли, способности проводить анализ и даже врожденной грамотности. Эти качества можно проверить выполнением определенного типа заданий, направленных на формирование внимательности, орфографической грамотности, словесной зоркости.

Литература:

  1. Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1987. — 158с.
  2. Баранов М. Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков // Русский язык в школе. — 1993. — № 3.
  3. Бунаков Н. Ф. Грамматические и орфографические упражнения в начальной школе (для 2-го и 3-го года обучения). — СПб.: Д. Д. Полубояринов
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, русский язык, дифференцированный подход, Правило правописания, пропущенная буква, гласный, грамотное письмо, методический материал, орфографический навык, прием работы.


Похожие статьи

Задать вопрос