Современное общество ускоренно развивается и практически уже является постиндустриальным. В связи с этим образовательные учреждения сталкиваются с необходимостью менять содержание и формы обучения. Пандемия 2020–2022 годов показала, что образование можно «осовременить», используя преимущества дистанционного формата обучения.
Конечно, компьютер не заменит учителя, но компьютер может ему помочь. На сегодняшний день дистанционный формат обучения дает возможность объединять города, области, округа; онлайн-школы оказались реальностью, у каждого ребенка появилась возможность обучаться не выходя из дома. При этом на каждого учителя и ребенка ложится большая ответственность. Ученику важно понимать важность образовательного процесса, ведь от его сосредоточенности, ответственности, мотивации зависит, насколько качественные знания он приобретет. Учитель должен быть готов менять методики обучения в соответствии с потребностями учеников.
Что же такое дистанционное образование и в чем его преимущества? Дистанционное образование (ДО) — это достаточно новая, непривычная форма образования, отличная от очного или заочного обучения. ДО предполагает немного иные средства, методы, организационные формы обучения, но главное отличие — в форме взаимодействия учителя и учащихся, а иногда и учащихся между собой. При этом сохраняются цели, содержание, и организационные формы и средства обучения, как и в любой другой системе. ДО предполагает планирование, обязательную интерактивность и дополнительные усилия по мотивации учеников. Эффективное дистанционное обучение — это правильный баланс его к лючевых элементов :
— планирование (курс должен иметь структурированный учебный план, разделенный на модули с четко определенными целями, задачами и содержанием);
— организация учебного процесса (обучаемый должен иметь возможность легко ориентироваться в материалах, получать необходимую техническую поддержку и иметь доступ к актуальной информации);
— доставка учебных материалов (материалов должно быть достаточно, они должны быть разнообразными (видеолекции, тексты, интерактивные упражнения, тесты), доступны в любое время и на любом устройстве);
— интерактивность (учебный процесс должен быть максимально интерактивным; важно использовать разнообразные форматы взаимодействия: онлайн-форумы для обсуждений, чаты для общения с преподавателем, виртуальные лабораторные работы, интерактивные игры и симуляции, позволяющие закреплять полученные знания на практике);
— обратная связь (преподаватель должен предоставлять регулярную и конструктивную обратную связь, позволяющую ученику оценить прогресс, выявить пробелы в знаниях и скорректировать дальнейшую работу);
— мотивация (для поддержания активного интереса к обучению необходимо применять разнообразные приемы и средства (это могут быть игры, конкурсы, кейсы проекты));
— чувство достижения (учащийся должен видеть свой прогресс, получать положительные оценки, признание заслуг);
— среда сотрудничества и поддержки (важно поддерживать чувство общности в виртуальной аудитории, помогать ученикам преодолевать трудности).
Важным фактором, влияющим на содержание и формы обучения, является государственная итоговая аттестация, на подготовку ккоторой учащиеся уделяют не один год для достижения высоких результатов.
Поговорим о платформах, на которых можно подготовиться к ГИА с помощью ДО.
- Stepik (Стэпик, до августа 2016 года — Stepic) — российская образовательная платформа и конструктор бесплатных и платных открытых онлайн-курсов и уроков.
Позволяет любому зарегистрированному пользователю создавать интерактивные обучающие уроки и онлайн-курсы, используя видео, тексты и разнообразные задачи с автоматической проверкой. В процессе обучения студенты могут вести обсуждения между собой и задавать вопросы преподавателю на форуме. Целевые аудитории — школьники (в основном курсы по подготовке к ЕГЭ), студенты, начинающие специалисты.
Курсы на платформе состоят из уроков, сгруппированных в тематические модули. Уроки состоят из шагов, которые могут представлять собой текст, видео-лекцию или практическое задание. На платформе можно использовать 20 типов заданий, включая тесты, числовые задачи, задания с математическими формулами, паззлы, задачи на программирование.
- Учи.ру — образовательная онлайн-платформа с интерактивными курсами для учеников 1–11 классов по всем школьным предметам. Включает в себя более 15 000 заданий в игровой форме, с карточками и тестами. За выполнение — начисляются внутренние баллы, позволяющие отслеживать прогресс.
Отдельный раздел портала выделен для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Есть возможность зарегистрироваться как ученикам и их родителям, так и педагогам — для всех есть отдельные типы аккаунтов с разными возможностями.
- Фоксфорд — одна из самых популярных онлайн школ. Полный курс подготовки к госэкзаменам от известной онлайн-школы. Имеется бесплатная демоверсия длительностью 7 дней, в течение которых доступны: все материалы курса; записи вебинаров по различным темам; пробники ЕГЭ и ОГЭ, домашние задания с автоматической проверкой.
Заметим, что, начиная с 2020 года, набирает свою популярность мессенджер Telegram за счет развития в том числе и обучающих телеграмм-каналов с необходимой информацией в открытом доступе. Поэтому не исключена возможность подготовки к аттестации и через телеграмм-каналы (например, Минобрнауки России, ЕГЭ Студия. Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ, Шпаргалки|ЕГЭ-2024 и многие другие)
Указанные выше образовательные платформы — это лишь маленькая часть, которая поможет подготовиться учащимся к успешной сдаче экзамена.
Дистанционное обучение не является просто переносом традиционных учебных материалов в онлайн-среду. При создании курса учитываются особенности дистанционного формата обучения. Разрабатывается каждый курс, учитывая все его преимущества и недостатки. Для каждой образовательной платформы важно создавать мотивирующую среду обучения, которая будет способствовать активному участию студентов в учебном процессе.
Дистанционное обучение является эффективным дополнением к традиционному обучению, однако оно имеет и свои недостатки: дефицит живого общения, сложности в организации практических занятий, технические проблемы. В целом дистанционное обучение — это перспективное направление, которое обладает рядом преимуществ: доступность, гибкость, индивидуальный подход, экономия времени и средств, и, несомненно, учителям надо их использовать в своей работе.
Литература:
1. Горбунова, Е. А. (2021). Роль онлайн-платформ в создании образовательной среды для учащихся по математике. Теоретические и прикладные исследования в образовании, 3(8), 91–98.
2. Гусева, И. В. (2021). Использование онлайн-ресурсов для обучения математике в средней школе. Вопросы теории и практики образования, 15(3), 67–74.
3. Киселева, С. И. (2022). Методические подходы к использованию онлайн-обучения для преподавания математики в средней школе. Научный журнал образования, 8(4), 12–19.
4. Михеева, Н. В. (2020). Эффективность применения онлайн-платформ в обучении математике на примере платформы Khan Academy. Образование и инновации, 6(1), 35–41.
5. Шмидт, Т. В. (2020). Интерактивные платформы для школьного обучения математике: обзор возможностей и тенденций. Современные проблемы образования, 10(2), 45–53.
6. @manageregeoge99_bot — канал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
7. Моё обучение — Stepik
8. Онлайн-школа Фоксфорд
9. Образовательный портал на базе интерактивной платформы для обучения детей