Эргономика и дизайн современного багги | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №52 (551) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 27.12.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Бакурина, А. С. Эргономика и дизайн современного багги / А. С. Бакурина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 79-86. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121234/ (дата обращения: 18.01.2025).



В статье рассматриваются отличительные особенности и применение багги в различных сферах. Рассмотрена возможность вариантов сменных модулей и эргономика багги в целом.

Ключевые слова: орган управления, автомобиль, багажное отделение, транспортное средство.

Популярность идеи индивидуального транспортного средства привела к созданию машин, адаптированных под различные запросы потребителей. При проектировании автомобиля необходимо учитывать функциональные, эргономические и утилитарные характеристики.

Одним из видов индивидуального транспорта повышенной проходимости, применяемого для езды по пересеченной местности, является «багги». Независимая подвеска, полный привод и мощные двигатели с комфортом позволяют пассажирам мотовездехода перемещаться по дикой природе, не испытывая дискомфорта. Модели могут быть оснащены множеством приспособлений для того, чтобы груз был надежно закреплен, а также подъемными платформами, которые обеспечивают удобство перевозки.

Главными отличительными особенностями машины являются ее высокая проходимость и мобильность. Рама состоит из силового каркаса, выполненного из стальных труб, которые имеют большую жесткость в различных направлениях, что позволяет защитить водителя и пассажиров от травм при возможных опрокидываниях и ударах во время движения.

Современные багги, или внедорожные транспортные средства, нашли применение в различных сферах благодаря своей маневренности, проходимости и универсальности.

Багги используются для организации туристических поездок по бездорожью, пустыням (рисунок 1), лесам и горным районам. Они также популярны для активного отдыха и развлечений. Удобство, проходимость и надежность будут ключевыми аспектами дизайна. Данные виды багги имеют повышенную безопасность конструкции, а также простоту управления и эксплуатации в целом.

Туристический багги

Рис. 1. Туристический багги

В некоторых городах багги используются для обслуживания общественных территорий, уборки снега, а также в качестве транспорта для патрулирования и обеспечения безопасности. Багги могут использоваться в военных целях для разведки, транспортировки войск и оборудования, а также для выполнения специальных операций. Такие виды автомобилей имеют багажное отделение, в отличии от спортивных багги (рисунок 2).

Использование багги в качестве ТС там, где нет дорог

Рис. 2. Использование багги в качестве ТС там, где нет дорог

Багги используются для гонок по бездорожью, кросс-кантри ралли, песчаных дюнах и других экстремальных условиях. Они также популярны для организации экскурсий и туров по сложному рельефу. Дизайн должен быть функциональным, безопасным и эргономичным для пилота. Такие виды автомобилей имеют облегченную конструкцию и повышенную маневренность, что отражается во внешнем виде. (рисунок 3)

Спортивные багги

Рис. 3. Спортивные багги

Багги применяются для обслуживания ферм, перемещения по полям и лесным массивам, а также для транспортировки грузов и оборудования. В строительстве багги используются для транспортировки материалов и оборудования по стройплощадкам. В горнодобывающей промышленности они применяются для обслуживания шахт и перемещения рабочих. Дизайн должен соответствовать требованиям конкретной области применения. Такую технику удобно применять там, где не нужны более крупные и мощные грузовики (на любых малых предприятиях), или где они просто не пройдут или не смогут развернуться. Дополнение или даже полная замена тракторам или другой технике (рисунок 4).

Специализированные багги

Рис. 4. Специализированные багги

Возможность вариантов сменных модулей поможет сделать автомобиль максимально утилитарным и универсальным, что позволит покрыть большое количество задач среднестатистического пользователя.

Дополнительные ряды кресел для пассажиров (рисунок 5), предназначенные для перевозки большего числа людей или пассажиров-детей. Сиденья должны быть сконструированы с учётом требований к безопасности и комфорту. Следует учесть особенности крепления модуля и его соответствие требованиям транспортных средств такого типа. В зависимости от конкретных нужд, модуль может быть развернут как скамья для проведения ремонтных работ в случае необходимости, либо демонтирован для освобождения пространства багажника.

Дополнительный комплект сидений

Рис. 5. Дополнительный комплект сидений

Закрытый съёмный модуль (рисунок 6) с основным назначением в виде хранения или перевозки товаров, инструментов, дополнительного оборудования. Данный вариант требует специальных креплений для надёжного закрепления модуля на автомобиле и обеспечения доступа ко всему содержимому во время движения.

Кунг

Рис. 6. Кунг

Поверхностный модульный элемент (рисунок 7), предназначенный для защиты корпуса автомобиля от внешних воздействий, таких как пыль, грязь, песок, листья и т. д. Накидка должна быть изготовлена из прочного материала и легко монтироваться и демонтироваться. Возможно применение прозрачных вставок для обзорности.

Брезентовая накидка на корпус

Рис. 7. Брезентовая накидка на корпус

Сменный комплект для проведения полевых и технических работ (рисунок 8), который может состоять из различного вида лопат, гаечных ключей, молотков, запасных частей и оборудования для технического обслуживания автомобиля. Этот вариант позволяет провести срочные ремонтные работы даже в условиях бездорожья.

Вариант шанцевого инструмента

Рис. 8. Вариант шанцевого инструмента

Установка дополнительных колёс или спаренных осей (рисунок 9) для улучшения проходимости багги по пересечённой местности и снижения риска повреждения автомобиля при высоких скоростях. [1] Особенно актуальным данный вариант может стать при проведении ралли-рейдов. При этом важно уделить внимание защите конструкции и обеспечить оптимальное распределение нагрузки на ось.

Дополнительные колеса

Рис. 9. Дополнительные колеса

Эргономический фактор является неотъемлемой частью проектирования. В процессе проектирования человек является центральным звеном, вокруг которого происходит процесс создания промышленной продукции [2]. Через эргономику отчетливо проявляется связь между человеком и машиной.

Для обеспечения безопасной эксплуатации автомобиля, водителю необходимо хорошо видеть дорожную обстановку перед автомобилем и сзади него. Для современных кузовов характерен низкий капот, который улучшает обзор дороги перед автомобилем. Помимо этого, на обзорность оказывает влияние высота и размер лобового стекла, а также размеры передних стоек автомобиля. Так как они закрывают небольшой участок дороги, то можно сказать, что они создают так называемую «слепую зону». В целях обеспечения максимальной видимости, необходимо минимизировать возможность появления слепых пятен, поэтому зеркала заднего вида и боковые зеркала имеют возможность регулировки.

Эргономика посадки водителя являются одной из важнейших задач. Он должен чувствовать себя комфортно, а также не уставать во время долгой поездки, что может привести к снижению внимания. Именно поэтому важно соблюдение высоты кресла, расстояния от руля и прилегания спины к сидению и головы к подголовнику [3]. В классических автомобилях все детали салона (руль, спинка сидений и т. д.) имеют возможность регулировки, что позволяет пассажиру изменять комфортные условия для себя. Благодаря разнообразным функциям сидений автомобилей, можно добиться различных вариантов регулировки: продольное перемещение, вертикальное, а также широкий диапазон угла наклона.

Для того чтобы обеспечить безопасность, в систему пассивной безопасности включают подголовник, способствующий защите позвоночника от травм (рисунок 10).

Посадка и обзорность водителя ТС

Рис. 10. Посадка и обзорность водителя ТС

При проектировании посадки пассажиров сзади (рисунок 11) важно учитывать места для ног.

Посадка пассажиров сзади

Рис. 11. Посадка пассажиров сзади

Для проектирования расстояния между пассажирами при посадке, необходимо учесть ограничения по общей ширине и требования к внутренней среде транспортного средства (рисунок 12), которые будут определены для проектируемого типа транспортного средства. Варианты размещения манекенов зависят от: силовой установки, аэродинамики, проходимости.

Расстояние между пассажирами

Рис. 12. Расстояние между пассажирами

Органы управления делятся на две подгруппы: первостепенные и второстепенные (от этого зависит их доступность). К первым относится руль, рычаг коробки передач, переключатели управления осветительными приборами и поворотниками, а также ручка двери и др. (рисунок 13).

Органы управления ТС

Рис. 13. Органы управления ТС

К вторым относятся панель управления мультимедиа и климат контроля, кнопки стекло подъёмников, а также иные дополнительные функции. Эргономика панели управления, используемая в современных автомобилях, нацелена на то, чтобы обеспечить максимальную функциональность всех органов управления и упростить их использование.

Некоторые багажники автомобилей имеют встроенные и скрытые отделения, в которых находятся необходимые инструменты и запасное колесо. В современных автомобилях багажник может быть увеличен за счет складывания сидений заднего ряда (рисунок 14), которые в свою очередь могут быть съемными или полностью исчезать в полу автомобиля.

Багажное отделение

Рис. 14. Багажное отделение

Таким образом, багги является уникальным транспортным средством из-за ряда особенностей дизайна и эргономики, которые делают его удобным и практичным для использования во многих ситуациях.

Одной из особенностей багги является его легкий и компактный дизайн, который позволяет легко маневрировать в условиях ограниченного пространства, например, в городских условиях или на узких тропах. Багги также отличается высокой проходимостью благодаря большим колесам и усиленной подвеске, что делает его идеальным для езды по бездорожью.

Кроме того, эргономический дизайн багги обеспечивает удобство и комфорт для водителя и пассажиров. Удобное сиденье, регулируемая подвеска и рулевое управление делают поездки на багги приятными и безопасными.

Таким образом, уникальный дизайн и эргономика багги делают его популярным в качестве средства передвижения как на природе, так и в городских условиях.

Литература:

  1. Ившин К. С. Классификация и моделирование компоновочных и посадочных схем малогабаритных транспортных средств. // Дизайн и технологии. 2016. № 52 (94). Назаров В. И., Григорьев Г. А., Краснов О. С., Медведева Л. В. Экономическая оценка одородной сырьевой базы арктического шельфа России / АО «Геологоразведка», Санкт-Петербург, Россия / 2021 г. — 22 c.
  2. Гриншпун С. С. Воспитание творческой личности в процессе дополнительного образования. — /Бюллетень № 1, 2001
  3. Грибачев П. Тигр-багги и Стрела-амфибия на выставке Армия 2020 Авто-ревю / П. Грибачев. [Электронный ресурс]. URL: https://autoreview.ru (дата обращения: 26.05.2024)
Основные термины (генерируются автоматически): рисунок, багги, орган управления, автомобиль, багажное отделение, транспортное средство, вид автомобилей, возможность вариантов, возможность регулировки, высокая проходимость.


Ключевые слова

автомобиль, транспортное средство, орган управления, багажное отделение

Похожие статьи

Задать вопрос