В статье автор проводит анализ научной литературы в сфере риск-менеджмента машиностроительной отрасли. Подчеркивается важность риск-ориентированного подхода в управлении, так как недостаток внимания к рискам может снизить производственные мощности и конкурентоспособность. Рассматриваются группы рисков на различных этапах жизненного цикла продукции, включая предпроизводственные и производственные этапы, что помогает выявить изменчивость, увеличение уровня рисков и зависимость результатов от управления ими.
Ключевые слова: жизненный цикл продукции, группа рисков, сфера машиностроения.
Предприятия в сфере машиностроения играют ключевую роль в технологическом обеспечении российской экономики и обеспечивают обороноспособность государства. Развитие отечественных машиностроительных компаний способствует экономической независимости страны. В условиях глобальных экономических вызовов способность собственного производства удовлетворять внутренний рынок становится особенно актуальной. Основная цель отрасли — полное удовлетворение растущего платежеспособного спроса на продукцию машиностроительного сектора.
Анализу отрасли машиностроения посвящены труды ряда известных российских ученых. Так, В. А. Плотников, в своей работе «Состояние и развитие российской промышленности» [1] проанализировал современные экономические тенденции развития отечественной промышленности с помощью теории К. Кларка, согласно которой экономические сектора формируются последовательно. Преобладание того или иного сектора определяет тип экономической модели. Современная экономика перешла в постиндустриальную фазу развития, но это не означает, что отрасль промышленности себя изжила. Развитие данной отрасли и экономических секторов должны идти рука об руку.
Машиностроение представляет собой сложную отраслевую структуру, объединяющую различные производства и сектора. В статье «Структура отечественного машиностроительного комплекса и факторы, её определяющие» [2] Комарова В. Ю. и Живых Г. А. выделяются основные аспекты отраслевой структуры:
- темпы развития: показатель эффективности функционирования экономики за определенный период;
- скорость и масштаб автоматизации: переход от ручного труда к автоматизированным системам.
Авторы выделяют три группы ключевых факторов развития машиностроения:
- географические факторы: близость к смежным предприятиям улучшает экономическое развитие;
- общественные факторы: закономерности эволюции общества формируют условия для отраслевого развития;
- социально-экономические факторы: создают условия для внедрения новых технологий.
Машиностроительный комплекс значительно влияет на национальную экономику, обеспечивая рост валового регионального продукта и удовлетворяя социальные потребности. Важно наличие кадрового резерва, а успешное развитие отрасли привлекает внимание государства и инвесторов, укрепляя экономическую базу страны.
Отсутствие риск-ориентированного мышления при производстве и реализации продукции повлечет за собой снижение производственных мощностей, а вследствие «дефицит продуктов на локальных внутренних ринках». Результатом будет снижение потока экспорта и увеличению потока импорта, что сделает страну неконкурентоспособной и экономически не обеспеченной.
Предприятия в сфере машиностроения обладают уникальными характеристиками, которые влияют на этапы подготовки, производства и реализации продукции. Эти этапы подвержены как положительным, так и отрицательным факторам, что приводит к специфическим рискам, связанным с производственной деятельностью. Для эффективного управления рисками необходимо рассматривать их в контексте жизненного цикла продукции, который включает все стадии — от создания до завершения производства. Жизненные циклы изделий варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей продукции, динамики спроса, отношений с поставщиками и потребителями, конкурентной среды и внешних факторов. Никитина Ю. М. в статье «Характерные риски российских машиностроительных предприятий» [3] рассматривает следующие группы рисков на этапах жизненного цикла продукции (таблица 1)
Таблица 1
Группы рисков на этапах жизненного цикла продукции
Предпроизводственные этапы |
|||
Риски НИР |
Риски ОКР |
Риски организации производства |
Риски технологической подготовки производства |
Этапы производства и реализации |
|||
Риски на этапах роста производства и продаж продукции |
Риски на этапе замедления производства и продаж |
Риски на этапе зрелости |
Риски на этапе спада объемов деятельности |
Этапы освоения и производства продукции делятся на предпроизводственные и производственные. Предпроизводственные этапы включают генерацию идей, обоснование бизнес-планов, разработку и организацию производственных процессов, а также вывод товара на рынок. Завершение этих этапов не всегда гарантирует успешный переход к масштабному производству. Поэтому важна тщательная оценка рисков на каждом этапе проектирования и реализации нового продукта, что влияет на успешность предприятия и его конкурентоспособность в быстро меняющемся рынке.
Анализ рисков на этапах жизненного цикла продукции выявляет несколько ключевых выводов:
- изменчивый характер рисков: каждый этап, от разработки до реализации, связан с уникальными вызовами. Например, на этапе разработки риски связаны с технологическими издержками, а на этапе реализации — с колебаниями спроса;
- увеличение рисков: современные условия повышают как количество, так и уровень рисков из-за роста требований потребителей. Это сокращает жизненный цикл продукции, заставляя компании быть адаптивными к изменениям;
- зависимость результатов от рисков: успех производства и продажи новой продукции (объем выручки, прибыль) зависит от управления рисками на каждом этапе. Компании должны активно реагировать на угрозы, чтобы сохранить и укрепить свои позиции на рынке.
Машков Д. М. в статье «Инструменты управления рисками промышленных предприятий» [4] для увеличения эффективности управления рисками на промышленном предприятии разработал специальный инструмент, соответствующий принципам эффективного управления. Этот инструментарий включает в себя социально-мотивационные, производственно-управленческие, имущественные и финансово-страховые инструменты.
В управлении рисками промышленных предприятий наряду с финансово-страховыми инструментами важны социально-мотивационные, производственно-управленческие и имущественные инструменты.
Социально-мотивационные инструменты направлены на минимизацию негативного влияния человеческого фактора. В России нередко недооценивается роль трудовых ресурсов, что приводит к недостаточной осведомленности руководства о важности человеческого капитала.
К основным социально-мотивационным инструментам относятся: мотивационный анализ риска, карьерное планирование, программы акционерной собственности для работников. Эти меры повышают вовлеченность сотрудников и создают устойчивую организационную структуру.
Эффективное управление рисками на машиностроительных предприятиях — сложный процесс, требующий внимания на всех уровнях и этапах жизненного цикла продукции, что обеспечивает стабильность и устойчивый рост.
Литература:
- Плотников В. А., Багров Н. М. Состояние и развитие российской промышленности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2016. — № 10. — c. 170–177.
- Комаров В. Ю., Живых Г. А. Структура отечественного машиностроительного комплекса и факторы её определяющие // Вестник Национального института бизнеса. — 2021. — № 2. — c. 20–26.
- Никитина Ю. М. Характерные риски российских машиностроительных предприятий // Синергия наук. — 2017. — № 18. — с. 396–401.
- Машков Д. М. Инструменты управления рисками промышленных предприятий // Аграрный научный журнал «Экономические науки». — 2015. — № 2. — с. 88–93.