Риски в машиностроительной отрасли. Обзор литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №52 (551) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 29.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Федотова, Д. А. Риски в машиностроительной отрасли. Обзор литературы / Д. А. Федотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 135-138. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121264/ (дата обращения: 18.01.2025).



В статье автор проводит анализ научной литературы в сфере риск-менеджмента машиностроительной отрасли. Подчеркивается важность риск-ориентированного подхода в управлении, так как недостаток внимания к рискам может снизить производственные мощности и конкурентоспособность. Рассматриваются группы рисков на различных этапах жизненного цикла продукции, включая предпроизводственные и производственные этапы, что помогает выявить изменчивость, увеличение уровня рисков и зависимость результатов от управления ими.

Ключевые слова: жизненный цикл продукции, группа рисков, сфера машиностроения.

Предприятия в сфере машиностроения играют ключевую роль в технологическом обеспечении российской экономики и обеспечивают обороноспособность государства. Развитие отечественных машиностроительных компаний способствует экономической независимости страны. В условиях глобальных экономических вызовов способность собственного производства удовлетворять внутренний рынок становится особенно актуальной. Основная цель отрасли — полное удовлетворение растущего платежеспособного спроса на продукцию машиностроительного сектора.

Анализу отрасли машиностроения посвящены труды ряда известных российских ученых. Так, В. А. Плотников, в своей работе «Состояние и развитие российской промышленности» [1] проанализировал современные экономические тенденции развития отечественной промышленности с помощью теории К. Кларка, согласно которой экономические сектора формируются последовательно. Преобладание того или иного сектора определяет тип экономической модели. Современная экономика перешла в постиндустриальную фазу развития, но это не означает, что отрасль промышленности себя изжила. Развитие данной отрасли и экономических секторов должны идти рука об руку.

Машиностроение представляет собой сложную отраслевую структуру, объединяющую различные производства и сектора. В статье «Структура отечественного машиностроительного комплекса и факторы, её определяющие» [2] Комарова В. Ю. и Живых Г. А. выделяются основные аспекты отраслевой структуры:

  1. темпы развития: показатель эффективности функционирования экономики за определенный период;
  2. скорость и масштаб автоматизации: переход от ручного труда к автоматизированным системам.

Авторы выделяют три группы ключевых факторов развития машиностроения:

  1. географические факторы: близость к смежным предприятиям улучшает экономическое развитие;
  2. общественные факторы: закономерности эволюции общества формируют условия для отраслевого развития;
  3. социально-экономические факторы: создают условия для внедрения новых технологий.

Машиностроительный комплекс значительно влияет на национальную экономику, обеспечивая рост валового регионального продукта и удовлетворяя социальные потребности. Важно наличие кадрового резерва, а успешное развитие отрасли привлекает внимание государства и инвесторов, укрепляя экономическую базу страны.

Отсутствие риск-ориентированного мышления при производстве и реализации продукции повлечет за собой снижение производственных мощностей, а вследствие «дефицит продуктов на локальных внутренних ринках». Результатом будет снижение потока экспорта и увеличению потока импорта, что сделает страну неконкурентоспособной и экономически не обеспеченной.

Предприятия в сфере машиностроения обладают уникальными характеристиками, которые влияют на этапы подготовки, производства и реализации продукции. Эти этапы подвержены как положительным, так и отрицательным факторам, что приводит к специфическим рискам, связанным с производственной деятельностью. Для эффективного управления рисками необходимо рассматривать их в контексте жизненного цикла продукции, который включает все стадии — от создания до завершения производства. Жизненные циклы изделий варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей продукции, динамики спроса, отношений с поставщиками и потребителями, конкурентной среды и внешних факторов. Никитина Ю. М. в статье «Характерные риски российских машиностроительных предприятий» [3] рассматривает следующие группы рисков на этапах жизненного цикла продукции (таблица 1)

Таблица 1

Группы рисков на этапах жизненного цикла продукции

Предпроизводственные этапы

Риски НИР

Риски ОКР

Риски организации производства

Риски технологической подготовки производства

Этапы производства и реализации

Риски на этапах роста производства и продаж продукции

Риски на этапе замедления производства и продаж

Риски на этапе зрелости

Риски на этапе спада объемов деятельности

Этапы освоения и производства продукции делятся на предпроизводственные и производственные. Предпроизводственные этапы включают генерацию идей, обоснование бизнес-планов, разработку и организацию производственных процессов, а также вывод товара на рынок. Завершение этих этапов не всегда гарантирует успешный переход к масштабному производству. Поэтому важна тщательная оценка рисков на каждом этапе проектирования и реализации нового продукта, что влияет на успешность предприятия и его конкурентоспособность в быстро меняющемся рынке.

Анализ рисков на этапах жизненного цикла продукции выявляет несколько ключевых выводов:

  1. изменчивый характер рисков: каждый этап, от разработки до реализации, связан с уникальными вызовами. Например, на этапе разработки риски связаны с технологическими издержками, а на этапе реализации — с колебаниями спроса;
  2. увеличение рисков: современные условия повышают как количество, так и уровень рисков из-за роста требований потребителей. Это сокращает жизненный цикл продукции, заставляя компании быть адаптивными к изменениям;
  3. зависимость результатов от рисков: успех производства и продажи новой продукции (объем выручки, прибыль) зависит от управления рисками на каждом этапе. Компании должны активно реагировать на угрозы, чтобы сохранить и укрепить свои позиции на рынке.

Машков Д. М. в статье «Инструменты управления рисками промышленных предприятий» [4] для увеличения эффективности управления рисками на промышленном предприятии разработал специальный инструмент, соответствующий принципам эффективного управления. Этот инструментарий включает в себя социально-мотивационные, производственно-управленческие, имущественные и финансово-страховые инструменты.

В управлении рисками промышленных предприятий наряду с финансово-страховыми инструментами важны социально-мотивационные, производственно-управленческие и имущественные инструменты.

Социально-мотивационные инструменты направлены на минимизацию негативного влияния человеческого фактора. В России нередко недооценивается роль трудовых ресурсов, что приводит к недостаточной осведомленности руководства о важности человеческого капитала.

К основным социально-мотивационным инструментам относятся: мотивационный анализ риска, карьерное планирование, программы акционерной собственности для работников. Эти меры повышают вовлеченность сотрудников и создают устойчивую организационную структуру.

Эффективное управление рисками на машиностроительных предприятиях — сложный процесс, требующий внимания на всех уровнях и этапах жизненного цикла продукции, что обеспечивает стабильность и устойчивый рост.

Литература:

  1. Плотников В. А., Багров Н. М. Состояние и развитие российской промышленности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2016. — № 10. — c. 170–177.
  2. Комаров В. Ю., Живых Г. А. Структура отечественного машиностроительного комплекса и факторы её определяющие // Вестник Национального института бизнеса. — 2021. — № 2. — c. 20–26.
  3. Никитина Ю. М. Характерные риски российских машиностроительных предприятий // Синергия наук. — 2017. — № 18. — с. 396–401.
  4. Машков Д. М. Инструменты управления рисками промышленных предприятий // Аграрный научный журнал «Экономические науки». — 2015. — № 2. — с. 88–93.
Основные термины (генерируются автоматически): жизненный цикл продукции, риск, группа рисков, этап, сфера машиностроения, эффективное управление, зависимость результатов, инструмент, реализация продукции, управление рисками.


Ключевые слова

группа рисков, жизненный цикл продукции, сфера машиностроения

Похожие статьи

Задать вопрос