В работе представлены этапы урока русского языка и литературы в 11 классе при изучении романа Р. Сейсенбаева «День, когда рухнул мир», подробно описаны стратегии «Верите ли вы...?», «Наша правда», представлены задания для учеников с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: текст, задание, стратегия, навыки, прием, проблемные вопросы, ученики с особыми образовательными потребностями.
The work presents the stages of a Russian language and literature lesson in the 11th grade when studying the novel by R. Seisenbaev «The Day the World Collapsed», describes in detail the strategies «Do you believe...?», «Our Truth», and presents tasks for students with special educational needs.
Keywords: text, task, strategy, skills, technique, problematic issues, students with special educational needs.
Данная тема относится к разделу «Показатель развития общества: экология, биоресурсы» [1].
Цели урока были сформулированы в виде ожидаемых результатов: учащиеся к концу урокаучаствуют в деловой беседе, решая проблему и достигая договоренности; формулируют проблемные вопросы, отвечают на них и определяют пути решения проблемы. Этих же целей достигает и ученик с особыми образовательными потребностями (ООП) — с нарушениями зрения из группы слабовидящих.
Данные цели направлены на развитие следующих уровней мыслительных навыков: понимание, применение и навыков высокого порядка.
В начале урока предлагается ознакомление с высказыванием Р. Сейсенбаева и иллюстрациями к нему для прогнозирования темы урока. Но для лучшего восприятия темы данного урока, предлагаем посмотреть видеосюжет по роману Роллана Сейсенбаева «День, когда рухнул мир».
Для достижения поставленных целей были запланированы предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
На предтекстовом этапе с целью входа в содержание текста ученикам предлагается выполнение задания по стратегии «Верите ли вы…?» и дать аргументированные ответы на вопросы: 1) Верите ли вы, что самая большая боль современного общества — это ядерное оружие? 2) Верите ли вы, что человечество до сих пор не может определить размеры урона наносимого ядерным оружием? 3) Верите ли вы, что первозданную природу человек может разрушить своими руками? Ученику с ООП: Верите ли вы, что при испытаниях ядерного оружия принимаются все меры безопасности человечества? Учащиеся связывают разрозненные факты в единую картину; систематизируют уже имеющуюся информацию и определяют тему текста. Данное задание демонстрирует такие уровни мыслительных навыков как понимание и применение. Похвала учителя мотивирует учащихся к дальнейшей плодотворной работе на уроке.
На этом же этапе предусмотрено вступительное слово учителя с демонстрацией буктрейлера по роману Р. Сейсенбаева «День, когда рухнул мир», что способствует более глубокому осмыслению темы урока учащимися [2].
Текстовый этап работыпредусматривает достижение целей по говорению и чтению. На данном этапе запланирована работа учащихся по приему осознанного чтения текста «Дизайн» и дискуссионной стратегии «Наша правда» [2].
Прием осознанного чтения текста «Дизайн» позволяет учащимся сформулировать проблемные вопросы, обосновать цель создания данного произведения, интерпретировать информацию и выстроить свою аргументацию.Для выполнения этих же задач учащемуся с ООП с нарушением зрения предлагается аудиозапись буктрейлера по роману Р. Сейсенбаева «День, когда рухнул мир».
Дискуссионная стратегия «Наша правда» способствует достижению целей на говорение и развитию мыслительных навыков высокого порядка.
Учащиеся знакомятся с таблицей «Две точки зрения», в котором содержится диалог между дедом и полковником об испытаниях водородных бомб в Казахстане и их последствиях. Учитель в роли ведущего передачи «Наша правда» ведет дискуссию между группами по вопросам ядерных испытаний. Одна группа придерживается взглядов деда, который обвиняет руководство страны в калечении людей и казахских земель, вторая группа поддерживает полковника, который говорит о том, что страна должна быть готова к любому нашествию со стороны американцев. Учащиеся формулируют проблемные вопросы, участвуют в дискуссии, убеждая в правоте своей позиции, предлагают пути решения проблемы.
Данная работа на текстовом этапе направлена на реализацию цели, где учащиеся должны не только понимать содержание, но и интегрировать и интерпретировать информацию, осмыслить и оценить прочитанное, они демонстрируют способностьсвязать сообщение текста с собственными убеждениями . Всё это направлено на развитие читательских умений второго и третьего уровней.
Для вовлечения всех участников в процесс работы ученику с ООП предлагается послушать и оценить выступление обеих сторон и высказать своё мнение по вопросам ядерных испытаний. Задание направлено на применение, анализ, синтез и оценку.
На послетекстовом этапе работы для достижения целей урока на чтение запланирована парная работа в виде вопросно-ответной беседы и поиска в сети Интернет.
Учащиеся в паре обсуждают и отвечают на проблемные вопросы по тексту, находят в интернете статьи или заметки и иллюстрации о жертвах ядерных испытаний в Казахстане, называютпроблему и предлагают пути решения [3]. Чтобы снять психологический барьер в процессе работы на данном этапе ученику с ООП предлагается в паре с соседом по парте составить буктрейлер из предложенных иллюстраций по теме о жертвах ядерных испытаний в Казахстане, а также назвать проблему и предложить пути решения проблемы.
На данном этапе работы учащиеся учатся работать в паре, визуализируют причинно-следственные связи, развивают способность критически мыслить, учатся давать оценку явлениям действительности. Так как учащиеся не только извлекают информацию, но и выявляют факты и находят причинно-следственную связь, относящуюся к проблеме ядерных испытаний и их жертв, данное задание развивает у учащихся умение интегрировать информацию, а потом и интерпретацию сообщения и делать выводы. Это умение истолковывать материал и делать выводы на основе информации, т. е. развиваются навыки высокого порядка.
В конце урока предлагается рефлексия по стратегии «Текст и я, текст и текст, текст и мир».
Учащиеся соотносят полученную на уроке информацию с имеющимися у них знаниями, сравнивают текст с другими уже известными произведениями, проводят параллели и определяют взаимосвязь, соотносят тему текста с событиями, происходящими в мире. Данное задание помогает ученикам выявить положительные и отрицательные стороны военного дела, приводить примеры из реальной жизни, т.е. дать оценку событиям, происходящим в мире и стране.
Домашнее задание предполагает творческую работу на осмысление изученного на уроке и изложение собственной позиции по вопросам ядерных испытаний в виде эссе на тему « Почему я против ядерных испытаний? » Ученику с ООП предлагается устный рассказ по данному вопросу на основе иллюстраций и аудиокниги.
В процессе всего урока учитывались возможности ученика с ООП, создавались комфортные условия и поддержка для беспрепятственной работы по достижению всех целей урока наравне со всеми учениками.
Для формативного оценивания выполнения каждого задания на определенных этапах работы были использованы такие мотивирующие и наводящие виды оценивания, как похвала учителя, «Мой комментарий», «Сэндвич», «Большой палец», взаимооценивание и самооценивание по готовому шаблону. Каждый вид задания оценивается в один балл, который фиксируется учителем.
Цели урока соответствуют целям обучения и составлены в соответствии с уровнем развития мыслительных навыков, методы способствуют вовлечению всех обучащихся в процесс обучения, а задания соответствуют критериям оценивания достижения цели обучения и уровням мыслительных навыков.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. На данном уроке были использованы такие стратегии и методы урока, с помощью которых учащиеся смогут продемонстрировать все уровни мыслительных навыков.
Литература:
- Русский язык и литература. Қазақ тілінде жалпы білім беретін мектептің 11-сыныбына арналған оқулық. 1-бөлім / Г. З. Шашкина, О. А. Анищенко, В. В. Шмельцер. — Алматы: Мектеп, 2020. — 160 б., сур.
- Буктрейлер по книге Роллана Сейсенбаева «Тоска по отцу, или день когда рухнул мир».URL:https://youtu.be/oYngmZKAkaE
- Семипалатинский ядерный полигон: история, испытания, последствия. URL: https://fb.ru/article/170823/semipalatinskiy-yadernyiy-poligon-istoriya-ispyitaniya-posledstviya