В современном обществе широко обсуждаются вопросы усыновления детей и их последующего воспитания приемными родителями.
Процедура усыновления (удочерения) представляет собой правовой механизм, создающий между усыновителями, их родственниками и усыновленным ребенком юридические взаимоотношения, аналогичным родственным связям между кровными родителями, их родственниками и детьми. Возможность усыновления детей регламентирована как в международно-правовых актах, так и национальным законодательством Российской Федерации.
Действующие семейное законодательство РФ допускают возможность усыновления российских детей гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства. При этом преимущественное право предоставляется российским гражданам. Параллельно с национальным правом существует и международное усыновление.
В соответствии со ст. 165 СК РФ процедура усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, иностранными гражданами или лицами без гражданства производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель, а лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства [1].
Важно подчеркнуть, что согласно ст. 124 СК РФ, усыновление (удочерение) детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается, если отсутствует возможность передать детей на воспитание в Российские семьи или родственникам независимо от их гражданства. Пленум ВС РФ обязывает суды при подготовке дела к судебному разбирательству запрашивать у органов опеки документальные подтверждения невозможности передачи ребенка родственникам или в российские семьи [2].
Международная Конвенция о правах ребенка гарантирует каждому несовершеннолетнему, лишенному семейного окружения временно или постоянно, либо не имеющему возможности оставаться в таком окружении, право на специальную государственную защиту и поддержку, включая возможность воспитания или усыновления в другом государстве [3].
1 января 2013 года в России введены ограничения на усыновление детей-сирот американскими гражданами (закон Димы Яковлева). Данный нормативный акт запрещает усыновление: гражданами США, представителями однополых браков, одинокими лицами из стран с легализованными однополыми союзами [4].
ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает запрет на усыновление для лиц, сменивших пол [5]. Новый ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации» расширяет запрет на усыновление российских детей гражданами государств, где разрешены процедуры смены пола [6]. В данном ФЗ закрепляется запрет на усыновление детей гражданами иностранных государств, в которых разрешена смена пола путем медицинского вмешательства, включая применение лекарственных препаратов, направленных на смену пола.
Основой правового регулирования международного усыновления является то, что оно должно соответствовать одновременно требованиям российского права и права иностранного государства, гражданином которого является кандидат в усыновители или, в случае если это лицо без гражданства, на территории которого он имеет постоянное место жительства [7].
Семейный кодекс РФ в статье 127 устанавливает обязательное требование для усыновителей — прохождение специализированной подготовки, которая может осуществляться в их стране. Минобрнауки России разработало комплексную методику подготовки усыновителей, в том числе для иностранных кандидатов [8]. Представляется рациональным дополнить список обязательных документов для усыновления основным правовым актом страны, гражданином которой является усыновитель, или страны постоянного проживания для лиц без гражданства, регулирующим вопросы усыновления.
Минобрнауки РФ осуществляет регулярный надзор и проверку деятельности зарубежных органов и организаций, занимающихся усыновлением российских детей [9]. При этом российское законодательство не предусматривает специальных ограничений для иностранных организаций при получении разрешения на открытие представительств, устанавливая только перечень необходимых документов для подачи в министерство. Примечательно, что даже после инцидента с калифорнийской организацией «Юнона», занимавшейся незаконным сбором и продажей информации о российских детях, в отечественном законодательстве до сих пор отсутствует специальная статья об ответственности за незаконное усыновление.
Конвенция о защите детей в сфере межгосударственного усыновления категорически запрещает извлечение необоснованной финансовой или иной выгоды из деятельности, связанной с международным усыновлением [10]. Аналогичный запрет на посредническую деятельность содержится в ст. 126.1 СК РФ, охватывающий любые действия по подбору и передаче детей для усыновления от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей.
В соответствии со ст. 44 ФЗ «Об актах гражданского состояния», при положительном решении суда по заявлению иностранных граждан об усыновлении, органы ЗАГС вносят изменения в записи о рождении ребенка и оформляют новое свидетельство, где усыновители указываются как родители. По их желанию могут быть изменены личные данные ребенка — фамилия и имя [11]. Существенной проблемой является сложность контроля за судьбой ребенка после его выезда с новыми родителями за границу.
Законодательства ряда зарубежных стран имеют существенные особенности в вопросах усыновления. К примеру, в Испании допускается модификация записей о рождении усыновленных детей таким образом, что факт усыновления, может быть, не отражен в документах. Особая ситуация складывается в Италии, где отсутствует правовой механизм отмены усыновления. Следовательно, даже при отмене решения российским судом, такое решение не будет иметь юридической силы на территории этого государства.
Существенным правовым ограничением является невозможность российского суда отменить усыновление без согласия приемных родителей. В ситуациях, когда иностранные усыновители оказываются неспособными обеспечить надлежащее воспитание и содержание российского ребенка, но не обращаются самостоятельно в российский суд, ребенок остается под юрисдикцией иностранного государства. Отсутствие эффективных механизмов контроля и принуждения со стороны зарубежных компетентных органов затрудняет получение достоверной информации о дальнейшей судьбе усыновленного ребенка [12].
Текущее состояние системы международного усыновления демонстрирует необходимость фундаментального пересмотра существующих подходов. Действующая нормативно-правовая база в этой сфере характеризуется отсутствием универсальности, наличием противоречий и недостаточной эффективностью в обеспечении главной задачи — защиты прав и интересов ребенка в иностранной семье.
Литература:
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с изм. от 23.11.2024 г. № 5-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. — 1996 — № 1.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8 (ред. от 17.12.2013 г.) «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей».
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.) // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. Х1_Х1.
- Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» от 28.12.2012 г. № 272-ФЗ (ред. от 28.03.2017 г.) // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7597.
- Федеральный закон от 24.07.2023 N 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 23.11.2024 № 405-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
- Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (принята 03.12.1986 г. Резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи ООН) // Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей на 41-й сессии (16 сентября — 19 декабря 1986 г.). Генеральная Ассамблея. Офиц. отчеты. 41-я сессия. Дополнение № 53 (A/41/53). Организация Объединенных Наций. С. 328–330.
- Приказ Минобрнауки России от 13.03.2015 г. № 235 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» (зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2015 г. № 37205) // Российская газета. 2015. № 105.
- Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 г. № 654 (ред. от 19.12.2018 г.) «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением.
- Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления (заключена в г. Гааге 29.05.1993 г.) // Международное частное право: Сб. док. М.: БЕК, 1997. С. 712–720.
- Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об актах гражданского состояния» (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.08.2024) // СПС «Консультант Плюс».
- Обзор практики рассмотрения в 2020 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории РФ, утвержденный Президиумом ВС РФ от 02.06.2021 года//СПС «Гарант».