ФАУ «ЦАГИ» — это научно-исследовательский институт, который занимается разработкой и внедрением новых технологий в области авиации и аэрокосмической промышленности. Научно-исследовательский отдел № 2 (НИО-2) в ФАУ «ЦАГИ» является одним из ключевых подразделений, занимающихся разработкой и внедрением новых технологий в области авиации, поэтому управление рисками и возможностями является важным аспектом в деятельности отдела.
Разработка документированных процедур — это важный этап в процессе управления рисками и возможностями. Они позволяют определить, как организация будет реагировать на потенциальные риски и использовать возможности, которые могут возникнуть в будущем.
Для того, чтобы определить деятельность по мониторингу и управления рисками и возможностями ФАУ «ЦАГИ» (далее по тексту — институт), с учетом стратегического развития института и потребностям заинтересованных сторон была разработана документированная процедура системы менеджмента качества ДП СМК 7–24–2023 «Управление рисками и возможностями» (Редакция № 3)[1]
Риск-ориентированный менеджмент включает идентификацию, оценку и анализ рисков, планирование и реализацию мероприятий по минимизации вероятности наступления рисков и их негативного влияния на цели института.
Настоящая документированная процедура системы менеджмента качества разработана в целях:
— выявления рисков и возможностей;
— планирования и управления деятельности института с учетом рисков и возможностей.
Эта документированная процедура системы менеджмента качества предназначена для всех работников подразделений, участвующих в базовых и обеспечивающих процессах системы менеджмента качества института.
Настоящая процедура предназначена для применения руководством и подразделениями деятельности Федерального Автономного Предприятия «Центральный Аэрогидродинамический Институт имени профессора Н. Е. Жуковского» участвующими в процессах проектирования и разработки, исследований и испытаний, опытного производства продукции, а также экспертных групп, оценивающих риски и угрозы.
Требования настоящей процедуры являются обязательными для всех работников деятельности Федерального Автономного Предприятия «Центральный Аэрогидродинамический Институт имени профессора Н. Е. Жуковского» участвующих в процессах проектирования и разработки и опытного производства продукции.
В соответствии с настоящей процедурой анализ рисков/угроз может производиться для следующих основных процессов представленной в таблице «подсистемы управления рисками», а также для составляющих их подпроцессов и любых составных частей:
— планирование;
— взаимодействие с потребителем;
— закупки;
— исследования и разработки, испытания, проектирование, производство;
— управление ресурсами;
— управление персоналом;
— управление устройствами для мониторинга и измерений;
— анализ СМК, постоянное улучшение.
Все анализируемые объекты являются подсистемами управления рисками.
Совокупность подсистем образует систему управления рисками.
Основными подсистемами управления рисками в научно-исследовательском отделе № 2 являются:
— Планирование. Функциями данной подсистемы выступают перспективное и оперативное планирование деятельности всех подсистем и предприятия в целом. А его цель — координировать подсистемы для обеспечения гарантий (приемлемого риска) выполнения целей и договорных требований;
— Взаимодействие с потребителем. Функции — заключение договоров на выполнение работ и организация работ в соответствии с условиями этих договоров. Цель — координация между подпроцессами и потребителем для предоставления потребителю гарантии (приемлемого риска) выполнения требований контрактов;
— Закупки. Функции — поставка информации, оборудования, расходных материалов и т. п. Цели — снабжение подсистем расходуемыми материалами для обеспечения гарантии (приемлемого риска) выполнения плановых показателей и требований контрактов;
— Управление ресурсами. Функция — поставка ресурсов. Цели — обеспечение подсистем ресурсами для гарантированного (приемлемого риска) выполнения плановых показателей и требований контракта;
— Исследования и разработки, испытания, проектирование, производство. Выполняются соответствующие функции, а целью является производство работ (услуг) для обеспечения гарантии (приемлемого риска) выполнения плановых показателей и требований контрактов;
— Управление устройствами для мониторинга и изменений. Функция — организация проведения измерений и метрологического контроля. Цель — обеспечение гарантии (приемлемого риска) достоверности измерений и полноты мониторинга процессов.
Процедура управления рисками реализуется:
— на этапе годового планирования по всем базовым и обеспечивающим процессам (по результатам проведенного анализа работ план работ подразделения может быть скорректирован);
— на этапе заключения договора (контракта) подразделениями, участвующими в выполнении работ и обеспечивающими финансово-экономическое сопровождение;
— при внесении изменений/дополнений в договоры (контракты) подразделениями, участвующими в выполнении работ и обеспечивающими финансово-экономическое сопровождение;
— перед проведением процедуры закупки подразделением, инициирующим закупку;
— по инициативе подразделений.
Процедура управления рисками включает в себя 4 этапа:
- Идентификация рисков;
- Оценка и анализ рисков;
- Воздействие на риск;
- Мониторинг рисков.
Цель идентификации рисков заключается в поиске, определении и документировании рисков, которые могут влиять на достижение целей института.
При идентификации рисков экспертной группе необходимо учитывать следующие факторы и взаимосвязь между ними:
— материальные и нематериальные источники риска;
— уязвимость и способности;
— влияние внешних и внутренних факторов;
— ограниченность знаний и достоверности информации;
— факторы, связанные со временем.
Анализ и оценку рисков в подразделениях института проводит экспертная группа.
Экспертная группа определяется руководителем подразделения, выполняющего работы по анализируемому процессу. Состав экспертной группы утверждается распоряжением по подразделению. При изменениях в составе экспертной группы подразделения передается в ОКС СК[2] в бумажном или электронном виде в течении 10 рабочих дней с момента подписания распоряжения.
В состав экспертной группы обязательно должны быть включены:
— руководитель подразделения;
— ответственный по качеству подразделения;
— ответственные исполнители работ;
На основе определенных рисков экспертной группой по десятибальной шкале устанавливается оценка показателей O, D, S, где:
— О — оценка вероятности наступления данного вида риска;
— D — оценка вероятности обнаружения (с помощью существующих методов) данного вида риска;
— S — оценка значимости последствий данного вида риска.
Выбор значений показателей O, D, S производится с помощью таблиц 1–3.
Таблица 1
Выбор значения О
Оценка вероятности наступления данного вида риска |
Балл «О» |
Очень высокая |
10–9 |
Высокая |
8–7 |
Умеренная |
6–5 |
Относительно низкая |
4–3 |
Низкая |
2–1 |
Таблица 2
Выбор значения D
Оценка вероятности наступления данного вида риска |
Балл «О» |
Отсутствует |
10–9 |
Плохие шансы обнаружения риска |
8–7 |
Ограниченные шансы обнаружения риска |
6–5 |
Высокие шансы обнаружения риска |
4–3 |
Наверняка позволит обнаружить данный вид риска |
2–1 |
Таблица 3
Выбор значения S
Оценка вероятности наступления данного вида риска |
Балл «О» |
Очень опасное |
10 |
Опасное |
9 |
Очень важное |
8 |
Важное |
7 |
Умеренное |
6 |
Слабое |
5 |
Очень слабое |
4 |
Незначительное |
3 |
Очень незначительное |
2 |
Отсутствует |
1 |
Для определения наиболее значимых рисков экспертная группа подразделения рассчитывает ПЧР[3].
ПЧР рассчитывается, как произведение вероятности наступления риска, вероятности обнаружения риска и значимости последствия риска (формула 1):
(1)
Исходя из величины ПЧР, экспертная группа принимает решения о необходимости принятия необходимых мер:
ПЧР ≤ 40 означает низкий уровень риска — в этом случае не требуется воздействовать на риск.
40 < ПЧР < 100 означает приемлемый уровень риска при этом возможность начать воздействовать на риск (на усмотрение владельца процесса).
ПЧР ≥ 100 означает высокий уровень риска — в этом случае требуется незамедлительная разработка и принятие мероприятий по воздействию на риск.
В случае, если для риска ПЧР превысило 100, экспертная группа определяет потенциальные причины такого высокого уровня риска. Эти причины, в свою очередь рассматриваются экспертной группой как нежелательные ситуации, и проводится оценка уровня возможности их появления с помощью показателей O, D, S (Таблицы 1–3) и расчета ПЧР (формула 1). В случае, если ПЧР для любой из причин превысило 100, экспертная группа формулирует мероприятия по воздействию на риск, а затем оценивает уровень риска их невыполнения тем же способом.
На примере НИР[4] «Технология-Транспорт-2024»действие документированной процедуры «Управление рисками», качественную и количественную оценку рисков и управление ими.
Перед выполнением НИР «Технология-Транспорт-2024»была сформирована экспертная группа в составе: начальника научно-исследовательского отделения, главного научного сотрудника, главного инженера отделения, ответственного представителя в области качества.
В соответствии ДП СМК «Управление рисками и возможностями» экспертная группа определила возможные риски в ходе выполнения НИР «Технология-Транспорт-2024»
— несвоевременная и некачественная подготовка договора по НИР;
— несвоевременная поставка оборудования для выполнения работ;
— несвоевременное изготовление модели для испытаний
— несвоевременная поставка модели для испытаний;
— выход из строя оборудования для проведения исследований или испытаний;
— сокращение финансирования Федеральной Целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники»;
— невозможность проведения испытаний из-за большой нагрузки аэродинамической трубы или плановой ревизии;
Далее экспертная группа провела балльную оценку следующих показателей O, D, S для определения предельного числа риска (ПЧР) по каждому риску.
Таблица 4
Определение показателей O, D, S по НИР «Технология Транспорт 2024»
№ |
Риск |
O |
D |
S |
ПЧР |
1. |
Расторжение договора/контракта в подразделении |
4 |
3 |
7 |
84 |
2. |
Отсутствие у ответственных исполнителей работ исходных данных (документов по стандартизации -ДС), указанных в договоре/Контракте, ТЗ |
5 |
3 |
8 |
120 |
3. |
Задержка модели для испытаний |
3 |
2 |
7 |
42 |
4. |
Скачки напряжения/ пиковый час |
3 |
3 |
7 |
63 |
5. |
Отставание от графика работ |
2 |
3 |
6 |
36 |
6. |
Одновременный уход в отпуск |
2 |
3 |
6 |
36 |
7. |
Потеря информации на компьютере или кластере |
5 |
2 |
8 |
80 |
8. |
Выхода из строя ключевых систем и оборудования (кластера, компьютера) |
4 |
3 |
7 |
84 |
Также экспертная группа определила приоритетное число риска (ПЧР) по формуле: ПЧР = O · D · S.
ПЧР 1 = O 1 · D 1 · S 1 = 4∙3∙7 = 84
ПЧР 2 = O 2 · D 2 · S 2 = 5∙3∙8= 120
ПЧР 3 = O 3 · D 3 · S 3 =3∙2∙7= 42
ПЧР 4 = O 4 · D 4 · S 4 =3∙3∙7= 63
ПЧР 5 = O 5 · D 5 · S 5 =2∙3∙6= 36
ПЧР 6 = O 6 · D 6 · S 6 =2∙3∙6= 36
ПЧР 7 = O 7 · D 7 · S 7 =4∙3∙7= 84
В результате было выявлено предельное число риска в пунктах 3, 4, 5, 6 (ПЧР) по всем возможным рискам в ходе выполнения НИР, что означает не критичный уровень риска — в этом случае не требуется незамедлительная разработка и принятие мер для снижения риска, в пунктах 1,7,8 (ПЧР) выявлен приемлемый уровень риска, на основании которого не стали производить воздействие на риск, в пункте 2 — был выявлен высокий уровень риска, ПЧР = 120, ПЧР ≥ 100, в этом случае требуется незамедлительная разработка и принятие мероприятий по воздействию на риск.
На основании разработки и принятии мероприятий по воздействию на риск экспертной группой была составлена таблица, где указывается причина риска (другие нежелательные ситуации), также рассчитывается ПЧР, причина риска, необходимость воздействия на риск, оценка уровня риска невыполнения действий. Давайте рассмотрим это в таблице 5.
Таблица 5
Причина риска (другие нежелательные ситуации) |
O |
D |
S |
ПЧР |
Необходимость воздействия на риск |
Оценка уровня риска невыполнения действий |
|||||
Мероприятие по воздействию |
Риск невыполнения мероприятия по воздействию (нежелательная ситуация) |
O |
D |
S |
ПЧР |
||||||
- |
- |
- |
- |
- |
Не требуется |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Незнание требований ДП СМК 4–08–2022 |
4 |
3 |
8 |
96 |
Требуется |
Запросить у уполномоченного по стандартизации требуемые ДП СМК |
Сотрудники не знают, что в подразделении есть уполномоченный по стандартизации |
5 |
3 |
6 |
90 |
Изучение требований ДП СМК 4–08–2022 |
Отсутствие учтенного экземпляра ДП СМК у ответственного исполнителя работ |
4 |
3 |
7 |
84 |
||||||
Отсутствие договора и ТЗ у ответственного исполнителя работ |
3 |
3 |
8 |
72 |
Требуется |
Запрос и анализ требований договора/контракта |
Отсутствие должного внимания к ДС, указанным в договоре, ТЗ |
3 |
2 |
7 |
42 |
- |
- |
- |
- |
- |
Не требуется |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не требуется |
- |
- |
||||
- |
- |
- |
- |
- |
Не требуется |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Не требуется |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Устаревшее оборудование |
5 |
2 |
8 |
80 |
Требуется |
Подача заявки в КМТОиИО УЗ |
Нет финансирование или отказ в заявке на новое оборудование. |
7 |
3 |
5 |
105 |
Не знание требований ДП СМК 4–24–2023 ДП СМК 4–25–2021 ДП СМК 4–27–2022 ДП СМК 4–29–2021 |
7 |
3 |
5 |
105 |
Требуется |
Запросить у уполномоченного по стандартизации требуемые ДП СМК |
Сотрудники не знают, что в подразделении есть уполномоченный по стандартизации |
5 |
3 |
6 |
90 |
Изучение требований ДП СМК 4–24–2023 ДП СМК 4–25–2021 ДП СМК 4–27–2022 ДП СМК 4–29–2021 |
Отсутствие учтенного экземпляра ДП СМК у уполномоченного по стандартизации подразделения |
4 |
3 |
7 |
84 |
||||||
Скачки напряжения в пиковый час |
4 |
3 |
7 |
84 |
Не требуется |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Исходя из данных в Таблице 5, мы можем видеть положительную динамику в показателях, это значит, что все мероприятия, воздействованные на риски, улучшили показатели.
На основе составных элементов строится матрица, где производится расчет общего вклада данных элементов в риск обеспечение условий поставок и по результатам расчета оценивается, каким является риск для НИР «Технология-Транспорт-2022», и нужны ли предупреждающие действия для управления им.
С помощью качественной оценки риска можно узнать степень влияния риска, на разрабатываемый продукт. А своевременное обнаружение и оценка рисков в свою очередь смогут уменьшить будущие потери при разработке НИР «Технология-Транспорт-2024»
Литература:
- Внутренние акты предприятия ФАУ «ЦАГИ» — разработанные для личного пользования
- ГОСТ Р ИСО 9001–2015 Системы менеджмента качества. Требования.
- ГОСТ Р 51897–2021 Менеджмент риска. Термины и определения.
- ГОСТ Р 12.0.010–2009 Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда. Общие требования.
- ГОСТ Р 22.0.12–2022 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайных ситуаций.
- ГОСТ Р 54934–2012/OHSAS 18001:2007 Системы менеджмента охраны труда и здоровья. Требования.
[1] Настоящая документированная процедура системы менеджмента качества была утверждена Приказом генерального директора ФАУ «ЦАГИ» № 732 от 01.12.2023
[2] ОКС СК — отдел качества и сертификации, служба качества
[3] ПЧР — Приоритетное число риска
[4] НИР — Научно-исследовательская работа