О понятии прокурорского надзора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (551) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 28.12.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Искандеров, С. С. О понятии прокурорского надзора / С. С. Искандеров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 286-288. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121295/ (дата обращения: 18.01.2025).



Встатье обозначены подходы к определению положения прокуратуры в системе разделения властей. Приведены позиции правоведов по данному вопросу и сделан вывод о самостоятельности и независимости прокуратуры от иных государственных органов. Обозначены подходы к пониманию прокурорского надзора. Обозначены его отличительные черты и приведено авторское определение.

Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, ветви власти, Конституция Российской Федерации, законность, независимость.

The article outlines the approaches to defining the position of the prosecutor's office within the system of separation of powers. It presents the positions of legal scholars on this issue and concludes that the prosecutor's office is independent and autonomous from other state bodies. The article defines the approaches to understanding prosecutorial oversight, highlights its distinctive features, and provides an authorial definition.

Keywords: prosecutor's office, prosecutorial oversight, branches of power, Constitution of the Russian Federation, legality, independence.

В современной российской юридической системе органы прокуратуры играют ключевую роль в поддержании законности и правопорядка. Конституционное значение деятельности прокуратуры заключается в обеспечении государственного надзора за исполнением законов, что прямо предписано статьей 129 Конституции Российской Федерации [1]. Прокуратура, действуя в рамках своих полномочий, выполняет функции, направленные на защиту прав и свобод граждан, интересов общества и государства от преступных посягательств.

В доктрине и юридической литературе существует дискуссия по вопросу отнесения прокуратуры к той или иной ветви власти.

Так существует позиция отнесения прокуратуры к органам судебной власти [8]. Данная позиция базировалась на предыдущей редакции главы 7 Конституции Российской Федерации под названием «Судебная власть». Такая позиция подвергалась резкой критике со стороны юридического сообщества, так как несмотря на то, что прокуратура поддерживает государственное обвинение по уголовным делам, а в случаях, предусмотренных законом, участвует в гражданском, административном процессе в качестве истца либо для дачи заключения, непосредственно судебную власть прокуратура не осуществляет [3]. После конституционной реформы 2020 года, глава 7 Конституции Российской Федерации претерпела изменения, в частности получила название «Судебная власть и прокуратура» [1]. Следовательно, законодатель выделил прокуратуру в самостоятельную и независимую от суда систему.

Существует позиция отнесения прокуратуры к органам законодательной власти в качестве контрольного органа [5]. Сторонники данной концепции отмечают, что отнесение прокуратуры к данной ветви власти поможет обеспечить соблюдение законов уже на этапе их принятия [4]. Однако с такой позицией трудно согласиться, так как отнесение прокуратуры к законодательной ветви власти лишит ее надзора за органами, осуществляющими уголовное преследование, так как иное нарушает принцип теории разделения властей.

Нельзя не отметить и позицию отнесения прокуратуры к президентской ветви власти. Данная позиция базируется на том, что согласно положениям Конституции Российской Федерации Генеральный прокурор, его заместители, прокуроры субъектов назначаются и освобождаются на должность Президентом Российской Федерации [6]. С такой позицией трудно согласиться, так как несмотря на данный факт, прокуратура не подотчетна Президенту Российской Федерации.

Говоря про место прокуратуры в системе органов государственной власти, отметим, что в настоящее время доминирующей является позиция отнесения прокуратуры к самостоятельной ветви власти, которая осуществляет надзор за исполнением законов каждой из трех самостоятельных ветвей власти, в пределах установленных законом.

В настоящее время в доктрине не выработался единообразный подход к определению прокурорского надзора.

В общем и целом, под надзором подразумевается одна из форм деятельности государственных органов по обеспечению законности.

Так, Ю. Е. Винокуров под «прокурорским надзором понимает специфическую деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории [2]».

В свою очередь Б. В. Коробейников отмечает, что «прокурорский надзор — это самостоятельный, специфический вид государственной деятельности, которую не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самостоятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица», и суть которой заключается «… в проверке точности исполнения или соблюдения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении выявленных правонарушений [2]».

По мнению А. А. Усачева прокурорский надзор — это осуществляемая от имени государства деятельность Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, направленная на обеспечение точного и единообразного исполнения всех законов РФ, на территории всей страны федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, путем принятия мер к выявлению, своевременному устранению любых нарушений законов и привлечению виновных к ответственности [7].

Прокурорский надзор осуществляется от имени Российской Федерации, следовательно прокурор представляет общественные интересы, а не интересы конкретного индивида.

Нельзя не отметить и самостоятельность прокурорского надзора. Как было отмечено ранее, прокуратура не относится ни к одной из трех ветвей власти, следовательно осуществляя надзор прокурор надзирает за исполнением положений законов, не находясь под влиянием.

Прокурорский надзор имеет значение и в свете профилактики правонарушений. Так осуществляя надзор, прокурор не только выявляет уже совершенные правонарушения, но и пресекает действия, которые могут повлечь нарушение закона. Кроме того, прокурорский надзор связан с таким общеправовым явлением как законность, так как именно осуществляя данную деятельность обеспечивается верховенств закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, прокурорский надзор является специфическим видом деятельности, реализуемым специализированным независимым государственным органом, осуществляемым от имени государства в целях обеспечения соблюдения состояния законности.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации — Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022;
  2. Винокуров Ю. Е. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник / Ю. Е. Винокуров. — М.: Изд-во МНЭПУ Юрайт, 2020. — 336 с.
  3. Лазарева В. А. Прокурор в уголовном процессе: учеб. пособие для магистров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2014. С. 54
  4. Ломовской В. Какой власти принадлежит прокуратура? // Российская юстиция. 2001. № 9. С. 21–22
  5. Петрухин И. Л. судебная власть: контроль за расследованием преступлений. М.: ТК Велби; Проспект, 2008. С. 87.
  6. Прокуратура в системе разделения властей и государственном механизме защиты конституционных прав граждан: диссертация... кандидата юридических наук / Шевченко Василий Юрьевич. — Пенза, 2009.- 186 с.
  7. Прокурорский надзор: учебник для вузов /А. В. Ендольцова, О. В. Химичева, И. И. Сыдорук [и др.]; под ред. О. А. Галустьяна, А. В. Ендольцевой, И. И. Сыдорука. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. — С. 200
  8. Судебная система России. Учебное пособие / Батова С. А., Боботов С. В., Ведерников Н. Т., Ведерникова О. Н., и др.; Отв. за вып.: Ведерникова О. Н., Ершов В. В., Радутная Н. В. М.: Дело, 2000. С. 32.
Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, Российская Федерация, ветвь власти, позиция отнесения прокуратуры, отнесение прокуратуры, прокуратура, Судебная власть, надзор, орган, самостоятельная ветвь власти.


Похожие статьи

Задать вопрос