Президент Российской Федерации наделен широкими полномочиями по осуществлению руководства внешней и внутренней политикой страны, однако особый интерес вызывают полномочия президента по обеспечению национальной безопасности в связи с общим международным кризисом. В данной работе авторы анализируют действующее законодательство, регламентирующее полномочия президента по противодействию главным угрозам национальной безопасности, и определяют особенности приведенных полномочий.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, полномочия президента, международные угрозы, национальная безопасность, федеральное законодательство.
The President of the Russian Federation has broad powers to direct the country's foreign and domestic policy, but the President's powers to ensure national security in connection with the general international crisis are of particular interest. In this paper, the authors analyze the current legislation regulating the powers of the president to counter major threats to national security, and identify the specifics of these powers.
Keywords: Constitution of the Russian Federation, powers of the President, international threats, national security, federal legislation.
Президент Российской Федерации является ключевой фигурой, основной функцией которого является обеспечение государственной безопасности. В свою очередь, система общественной и государственной безопасности включает в себя большое количество элементов и уровней, которые непосредственно учитываются в процессе разработки стратегии по ее защите. Как отмечают многие исследователи национальная безопасность напрямую связана с государственным суверенитетом и направлена на защиту гражданских интересов как от внутренних, так и от внешних угроз, при этом роль президента включает в себя предотвращение указанных угроз [1, С. 39] [2, С. 45–46]. Мы имеем право утверждать, что деятельность президента охватывает экономическую, социальную, а также экономическую сферу общественной жизнедеятельности, поэтому его деятельность в полной мере способна обеспечить общую безопасность. Однако, определенные вопросы возникают при определении полномочий президента в рамках действующего законодательства.
Главным законом, регламентирующим полномочия Президента Российской Федерации, является Конституция Российской Федерации [3]. Согласно ст. 80 Конституции РФ президент России принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности, поддержание гражданского мира и согласия. В своей научной работе Л. И. Герасимович в процессе анализа конституционно-правового статуса президента в обеспечении национальной безопасности обосновывает совокупностью факторов, к которым следует относить: избрание президента народом, самостоятельность президента среди ветвей государственной власти, способность по согласованному координированию и взаимодействию со всеми органами власти, независимость президента и его законотворческая инициатива [4, С. 177]. Кроме того, конституционное положение является отправной точкой в определении перечня полномочий президента в области обеспечения национальной безопасности, согласно которому законодателем осуществляется дальнейшая регламентация уже в рамках федерального законодательства.
Основным примером подобной регламентации можно назвать Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» [5]. В представленном законе определено не только содержание самой деятельности по обеспечению безопасности, но и определены полномочия федеральных органов государственной власти. В частности, согласно ст. 8 данного закона законодателем определены полномочия Президента Российской Федерации. Проанализировав перечень полномочий президента следует указать на их главенствующее свойство, выраженное в определении направления национальной безопасности, определении компетенции федеральных органов исполнительной власти, координацию деятельности данных органов и принятии решений. Как отмечают А. З. Кучиев и Т. З. Каллагов полномочия Президента Российской Федерации охватывают, как военную сферу, так и информационную сферу, включая кибербезопасность. Совокупность полномочий в полной мере позволяет осуществлять борьбу с международными угрозами безопасности, такими как терроризм и экстремизм [6, С. 177]. Мы солидарны с позицией авторов и хотим дополнительно указать на то, что президент имеет право на прямую взаимодействовать с международными органами и организациями, обеспечивающими международную безопасность. Кроме того, президент ратифицирует соглашения между Российской Федерацией и другими странами по обеспечению всеобщей безопасности и определению способов, направленных на укрепление международного сотрудничества.
Ранее мы указывали, что терроризм относится к основному виду угроз национальной безопасности Российской Федерации. Указанное обстоятельство в существенной степени повлияло на создание дополнительного механизма по противодействию этой угрозе. В соответствии с нормами Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ (далее Закон о противодействии) президент наделен полномочиями по ликвидации террористических актов и предотвращением процесса финансирования террористических организацией [7]. Ключевым примером противодействия терроризму можно назвать Указ Президента РФ от 15.02.2006 № 116 «О мерах по противодействию терроризму», а также совместно разработанные Положения о Национальном антитеррористическом комитете [8]. Данным приказом и в соответствии с Законом о противодействии в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризма образован Национальный антитеррористический комитет, основной задачей которого является профилактика терроризма, минимизации и ликвидация последствий терроризма на всех уровнях государственной власти.
Аналогичные полномочия Президента Российской Федерации определены и в противодействии киберпреступности и международному наркотрафику. Однако, особый интерес представляют иные виды угроз, которые не прямо определены законодателем в Федеральном законе «О безопасности», но являются предметом государственной защиты и президентского реагирования в иных нормативно-правовых актах. В качестве примера можно привести обеспечение президентом экономической безопасности путем планирования стратегии. Речь идет об утверждении специальной стратегии экономической безопасности в соответствии с общим планом и требованиями национальной безопасности [9]. Д. В. Гордиенко при анализе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации приходит к выводу, что президент своими полномочиями способен отвечать запросам всемирной глобализации, что может положительно отразиться на обеспечение финансово-экономической безопасности нашей страны посредством создания специальных «охранительных» границ [10].
На основании вышеизложенного мы приходим к выводу, что полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности определены Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Мы имеем право утверждать, что данные полномочия являются межотраслевыми и распространяются на все отрасли общественной деятельности, а также на деятельность органов исполнительной власти. Правовая природа полномочий по обеспечению национальной безопасности во многом определена статусом президента, согласно которому его нельзя причислять к той или иной ветви власти. В целях общего контроля и надзора президент обладает как регулятивными, так и законодательными функциями, которые в своей совокупности способствуют достижению ключевых задач национальной безопасности, непосредственно определенных в действующем федеральном законодательстве.
Литература:
- Вербицкая Т. В. Конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации: учебное пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 196 с.
- Правовое обеспечение национальной безопасности: учебное пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 180 с.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс» [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 20.12.2024).
- Герасимович Л. И. Президент как гарант обеспечения национальной безопасности // Образование и право. — № 12. — 2018. — С. 62–67.
- Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения 20.12.2024).
- Кучиев А. З., Каллагов Т. Э. Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности // Право и государство: теория и практика. — 2023. — С. 177–180.
- Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 N 35-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения 20.12.2024).
- Указ Президента РФ от 15.02.2006 № 116 (ред. от 25.11.2019) «О мерах по противодействию терроризму» (вместе с «Положением о Национальном антитеррористическом комитете») // СПС «КонсультантПлюс» [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118476/ (дата обращения 20.12.2024).
- Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс» [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения 20.12.2024).
- Гордиенко Д. В. Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации при реализации интеграционных процессов // Вестник Московского финансового юридического университета. –№ 3. — 2020. — С. 16–34.