Проектная деятельность на уроках физики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (551) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 27.12.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Магомаева, А. А. Проектная деятельность на уроках физики / А. А. Магомаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 413-415. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121307/ (дата обращения: 24.01.2025).



Сегодня такой вид обучения, как «Проектная деятельность старших школьников» очень актуальна. Такой вид деятельности можно включить на разных уроках. Но я рассматривала тему «Проектная деятельность старших школьников на уроках физики». Физика — наука естественного цикла, экспериментальная, поэтому в ее основе лежат наблюдения и опыты. Организация такого вида деятельности при обучении учащихся на уроках физики позволит повысить интерес к физике, сделать ее полезной и увлекательной.

Сейчас в стране отмечаются общие тенденции:

— падение престижа обучения и сокращение времени, выделяемого школьниками на это;

— незаинтересованность в технологических дисциплинах;

— ухудшение наблюдательности и умения устанавливать причинно-следственные связи среди учащихся. [1]

Мы наблюдаем противоречие: большие возможности получения знаний с помощью цифровых образовательных ресурсов (компьютеры, видеоплатформы, телефоны и т. п.), доступен большой выбор учебной литературы, работа педагогов над развитием интереса к предмету, и явное нежелание учиться у школьников, с другой стороны. [3]

В основу «Метода проекта» положена самостоятельная целенаправленная исследовательская работа учащихся, которая используется как при изучении нового материала, так и при закреплении и отработки навыков решения учебных задач. [4]

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные замыслы, формирует умения поиска и выбора информации [5]

В процессе обучения проектной деятельности формируются следующие навыки:

1. Рефлексивные умения:

— умение понимать задачи, для решения которых недостаточно имеющихся знаний;

— нахождение ответа на вопрос: чему можно научиться, решая задачи;

2. Поисковые умения:

— самостоятельно привлекать знания из различных источников;

— находить несколько возможных решений проблемы;

— правильно выдвигать гипотезы;

3. Умение работы в группе:

— умения коллективного планирования;

— взаимопомощь в группе при решении общих задач:

— навыки делового партнёрского общения;

— навыки контролировать процесс;

4. Коммуникативные умения:

— умение вступать в диалог, выступать и задавать вопросы

— нахождение компромисса; [5]

Учащиесявыступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами. Работа в рабочих группах помогала им научиться работать вместе. Ребята сами выбирали способы и виды деятельности для достижения поставленных целей, им никто не говорит, как и что необходимо. Самое главное, что даже неудачно выполненная проектная работа, также имеет большое положительное педагогическое значение.

Такая форма обучения способствуетразвитию интересов в обучении в общем и, навыков оценочной самостоятельности, навыков работы в команде, сотрудничестве, коммуникативных навыков. [2]

Цель учителя: дать теоретическое обоснование, разработать, использовать проектную методику обучения в урочной и внеурочной деятельности при обучении физике. Сделав анализ собственного опыта использования метода проектов, я выявила эффективность проектного метода для развития творческих мыслительных навыков у учащихся, самостоятельности и инициативности в неклассических формах обучения, формирование навыков и умений, связанных соответственно с опытом их использования на практике.

Задачи, стоящие перед учебным проектом :

Научить учащихся:

— понимать физический смысл моделей, величин и понятий;

— объяснять физические явления, происходящие вокруг;

— различать факторы, влияющие на протекание физических процессов,

— применять законы физики для решения задач на качественном уровне;

— анализировать условия проведения и результаты, полученные в экспериментальных исследованиях;

— анализировать графики, таблицы, схемы, и производить расчеты, используя их. [3]

Ожидаемым результатом является : успешная самореализация учащихся в учебной деятельности, развитие умения ставить перед собой задачи, решать их, представлять полученные результаты, системность знаний по всем основным содержательным разделам курса физики. [2]

Задача учителя состоит в том, чтобы каждый ученик мог доказать самому себе, что он многое может сделать сам. Оценка проводится с учётом результатов выполненных проектных работ. [4]

Одним из проектов предлагаемых выполнить на уроках восьмого класса является «Электроскоп», где рассматриваются законы статического электричества, электризация, сконструировать электроскоп, провести презентацию по теме «Два рода зарядов» и т. д. Естественно, не все учащиеся могут конструировать приборы. Для таких предлагается сделать подборку материала по этой теме и выпустить стенгазету, кто-то готовит презентацию или доклад и пр. С развитием компьютерных технологий школьникам понравилось готовить презентацию по данной теме, с которыми они выступали в виде конференции. По окончанию каждого выступления школьников им задавались вопросы от слушавших, добавляли интересную информацию.

Отличием урока с использованием метода проектов от традиционного в том и заключается, что меняется роль учителя. Теперь уже у него не доминирующая роль, а помогающая, направляющая. [5]

В ходе проектного урока (фрагмента урока) присутствуют все этапы, характерные для реализации любого исследовательского проекта.

Этапы работы над проектом

  1. Поиск информации
  2. Анализ полученных данных
  3. Проведение экспериментов
  4. Презентация исследования
  5. Самооценка и оценка проекта [6]

Подготовка разнообразных презентаций по теме и их обсуждение развивают у обучающихся интерес к обучению. Ведь эти презентации бывают яркие, содержательные. При подготовке проекта школьники сами выбирают материал, который хотят изучать. После прослушивания презентации с докладом о выполненной работе дети раздают оценочные листы с вопросами, в которых они проводят как самооценку своей работы, но и их оппонентов. Дома школьники делают анализ своей работы, на следующий день, озвучивая их в классе.

Научить ученика думать — это значит сделать для него значительно больше, чем только снабдить определенным объемом знаний. Именно проектная деятельность способствует значительному прогрессу в этом для школьника. [6]

Литература:

1. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2006.

2. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М.,1998.

3. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Аркти. — М., 2003.

4. Пилюгина С. А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающие возможности. «Школьные технологии», № 2, 2002.

5. Яблочкова Р. И. Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики. Международная научно-практическая конференция «Классическая дидактика и современное образование», посвященная 90-летию И. Я. Лернера. Тезисы. — М., 2007.

6. Щербакова С. Г. и др. Организация проектной деятельности в школе. — Волгоград: Учитель, 2009.

Основные термины (генерируются автоматически): вид деятельности, проектная деятельность, умение, задача, навык, презентация, учащийся, школьник.


Похожие статьи

Задать вопрос