Сегодня такой вид обучения, как «Проектная деятельность старших школьников» очень актуальна. Такой вид деятельности можно включить на разных уроках. Но я рассматривала тему «Проектная деятельность старших школьников на уроках физики». Физика — наука естественного цикла, экспериментальная, поэтому в ее основе лежат наблюдения и опыты. Организация такого вида деятельности при обучении учащихся на уроках физики позволит повысить интерес к физике, сделать ее полезной и увлекательной.
Сейчас в стране отмечаются общие тенденции:
— падение престижа обучения и сокращение времени, выделяемого школьниками на это;
— незаинтересованность в технологических дисциплинах;
— ухудшение наблюдательности и умения устанавливать причинно-следственные связи среди учащихся. [1]
Мы наблюдаем противоречие: большие возможности получения знаний с помощью цифровых образовательных ресурсов (компьютеры, видеоплатформы, телефоны и т. п.), доступен большой выбор учебной литературы, работа педагогов над развитием интереса к предмету, и явное нежелание учиться у школьников, с другой стороны. [3]
В основу «Метода проекта» положена самостоятельная целенаправленная исследовательская работа учащихся, которая используется как при изучении нового материала, так и при закреплении и отработки навыков решения учебных задач. [4]
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные замыслы, формирует умения поиска и выбора информации [5]
В процессе обучения проектной деятельности формируются следующие навыки:
1. Рефлексивные умения:
— умение понимать задачи, для решения которых недостаточно имеющихся знаний;
— нахождение ответа на вопрос: чему можно научиться, решая задачи;
2. Поисковые умения:
— самостоятельно привлекать знания из различных источников;
— находить несколько возможных решений проблемы;
— правильно выдвигать гипотезы;
3. Умение работы в группе:
— умения коллективного планирования;
— взаимопомощь в группе при решении общих задач:
— навыки делового партнёрского общения;
— навыки контролировать процесс;
4. Коммуникативные умения:
— умение вступать в диалог, выступать и задавать вопросы
— нахождение компромисса; [5]
Учащиесявыступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами. Работа в рабочих группах помогала им научиться работать вместе. Ребята сами выбирали способы и виды деятельности для достижения поставленных целей, им никто не говорит, как и что необходимо. Самое главное, что даже неудачно выполненная проектная работа, также имеет большое положительное педагогическое значение.
Такая форма обучения способствуетразвитию интересов в обучении в общем и, навыков оценочной самостоятельности, навыков работы в команде, сотрудничестве, коммуникативных навыков. [2]
Цель учителя: дать теоретическое обоснование, разработать, использовать проектную методику обучения в урочной и внеурочной деятельности при обучении физике. Сделав анализ собственного опыта использования метода проектов, я выявила эффективность проектного метода для развития творческих мыслительных навыков у учащихся, самостоятельности и инициативности в неклассических формах обучения, формирование навыков и умений, связанных соответственно с опытом их использования на практике.
Задачи, стоящие перед учебным проектом :
Научить учащихся:
— понимать физический смысл моделей, величин и понятий;
— объяснять физические явления, происходящие вокруг;
— различать факторы, влияющие на протекание физических процессов,
— применять законы физики для решения задач на качественном уровне;
— анализировать условия проведения и результаты, полученные в экспериментальных исследованиях;
— анализировать графики, таблицы, схемы, и производить расчеты, используя их. [3]
Ожидаемым результатом является : успешная самореализация учащихся в учебной деятельности, развитие умения ставить перед собой задачи, решать их, представлять полученные результаты, системность знаний по всем основным содержательным разделам курса физики. [2]
Задача учителя состоит в том, чтобы каждый ученик мог доказать самому себе, что он многое может сделать сам. Оценка проводится с учётом результатов выполненных проектных работ. [4]
Одним из проектов предлагаемых выполнить на уроках восьмого класса является «Электроскоп», где рассматриваются законы статического электричества, электризация, сконструировать электроскоп, провести презентацию по теме «Два рода зарядов» и т. д. Естественно, не все учащиеся могут конструировать приборы. Для таких предлагается сделать подборку материала по этой теме и выпустить стенгазету, кто-то готовит презентацию или доклад и пр. С развитием компьютерных технологий школьникам понравилось готовить презентацию по данной теме, с которыми они выступали в виде конференции. По окончанию каждого выступления школьников им задавались вопросы от слушавших, добавляли интересную информацию.
Отличием урока с использованием метода проектов от традиционного в том и заключается, что меняется роль учителя. Теперь уже у него не доминирующая роль, а помогающая, направляющая. [5]
В ходе проектного урока (фрагмента урока) присутствуют все этапы, характерные для реализации любого исследовательского проекта.
Этапы работы над проектом
- Поиск информации
- Анализ полученных данных
- Проведение экспериментов
- Презентация исследования
- Самооценка и оценка проекта [6]
Подготовка разнообразных презентаций по теме и их обсуждение развивают у обучающихся интерес к обучению. Ведь эти презентации бывают яркие, содержательные. При подготовке проекта школьники сами выбирают материал, который хотят изучать. После прослушивания презентации с докладом о выполненной работе дети раздают оценочные листы с вопросами, в которых они проводят как самооценку своей работы, но и их оппонентов. Дома школьники делают анализ своей работы, на следующий день, озвучивая их в классе.
Научить ученика думать — это значит сделать для него значительно больше, чем только снабдить определенным объемом знаний. Именно проектная деятельность способствует значительному прогрессу в этом для школьника. [6]
Литература:
1. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2006.
2. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М.,1998.
3. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Аркти. — М., 2003.
4. Пилюгина С. А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающие возможности. «Школьные технологии», № 2, 2002.
5. Яблочкова Р. И. Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики. Международная научно-практическая конференция «Классическая дидактика и современное образование», посвященная 90-летию И. Я. Лернера. Тезисы. — М., 2007.
6. Щербакова С. Г. и др. Организация проектной деятельности в школе. — Волгоград: Учитель, 2009.